Важность образования и учебы, это то что волновало Конфуция. Современный мир нуждается в учении, которое создал Конфуций. Он через века доносит до нас свои мысли и уроки.
Конфуций (551 г. — 479 г. до н. э.) — китайский мыслитель и философ. Его называют – Учитель. В Китае он — Кун-Цзы или Кун Фу-Цзы. На латинице – Confucius.
- Важность образования и учебы определены в Аналектах, которые возникли как записи разговоров между Учителем (Конфуцием) и его учениками.
Конфуций: обучение без размышлений, — это напрасный труд. Мысль без обучения опасна.
Какой был Учитель?
- Учитель был мягок, но строг; внушителен, но не зол; почтителен, но сдержан.
- Учитель всегда ловил рыбу удочкой и не ловил сетью. Стрелял птицу летящую и не стрелял птицу сидящую.
- Учитель сказал: есть люди, которые, ничего не зная, начинают действовать. Я не таков. Слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему. Наблюдаю многое и держу всё в памяти — так постигаю знания.
Конфуций: разве я смогу стать мудрецом или человеколюбивым человеком? Я всего лишь учусь без пресыщения, просвещаю без устали. Только это я и могу сказать о себе.
Учитель сказал:
- В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе.
- В тридцать лет я обрел самостоятельность.
- В сорок лет я освободился от сомнений.
- В пятьдесят лет я познал волю неба.
- В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды.
- В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца.
Конфуций: я часто целые дни не ем и целые ночи не сплю, всё думаю. Но от этого нет пользы. Лучше учиться!
Три принципа Учителя
- Быть взыскательным к своим манерам, тогда можно избежать грубости и надменности.
- Сохранять спокойный вид, тогда люди проникнутся доверием.
- В речах подбирать слова и тон, тогда можно избежать ошибок.
Конфуций: люди с разными принципами не могут найти общего языка.
Учитель категорически воздерживался от трёх вещей:
- Он не вдавался в пустые размышления.
- Не был категоричен в своих суждениях.
- Не проявлял упрямства.
Чему учил Конфуций?
Учитель учил четырем вещам: пониманию книг, моральному поведению, преданности и правдивости.
- Учитель сказал: речь хороша, если мысль чётко выражена.
Учитель учил: пусть человек блещет талантами, но если он заносчивый и скаредный, то остальные его качества не заслуживают внимания.
Если человек не спрашивает себя: «Как же быть? Как же быть?», — то и я не знаю, как с ним быть.
- Конфуций: человек, который не думает о том, что может случиться в будущем, обязательно вскоре столкнется с горестями.
- Конфуций: совершенно мудрого человека мне не удалось встретить. Встретился бы благородный — и этого было бы достаточно.
- Учитель сказал: благородный человек думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный человек думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду.
Если человек продолжает беречь свои старые знания, чтобы постоянно приобретать новые, он может быть учителем других – Конфуций, — Аналекты