Ушинский Константин Дмитриевич

Ушинский Константин Дмитриевич, педагог, автор книг «Детский Мир», «Родное Слово» и множества образовательных статей. Ушинского считают основоположником научной педагогики в России.

Ушинский

«Отчего наши дети садятся за изучение латинских, немецкий и французских склонений, и спряжений прежде, чем узнают русские?» – Константин Дмитриевич Ушинский (3-ий том сочинений Ушинского, 1948 год)

Биография Константина Ушинского

  • Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1823 году в семье дворянина. Отец служил в Тульской казенной палате, а в 1840 году он занял должность уездного судьи в Новгород-Северске и пользовался среди местного населения большим уважением как человек умный, бескорыстный.
  • Константин Ушинский учился в новгород-северской гимназии, а по окончании её поступил на юридический факультет Московского университета.
  • Ушинский пристально и внимательно следил за политической жизнью в России и в Европе. Он пытался найти своё место в жизни.

Дневник Константина Ушинского

  • В 1844 году, это был последний год учёбы в университете, Ушинский вёл дневник, вот что он в нём написал:

«Будем трудиться над постройкой чудного здания, которому внуки наши дадут свое имя, истинных творцов никто и никогда не узнает.»

  • Ушинский пишет в дневнике расписание своих занятий по дням и часам.
  • Составляет перечни книг, которые намерен прочитать, отмечает уже прочитанные книги.
  • Устанавливает для себя правила поведения, строго следит за их выполнением.
  • Вставать в 5 часов, ложиться спать в 10 часов.
  • Почти каждый час дня расписан, у каждого определенное назначение; всякое отступление сейчас же отмечается в дневнике, и принимаются соответствующие меры на будущее время.

16 ноября 1844 года Ушинский пишет: «О! волю надо укреплять! Пусть в моём внутреннем государстве всё повинуется ей беспрекословно, — всё, кроме ума, этого вечного закона, неизменного. Он один должен быть свободен от всякого принуждения, повелевать всем, не повиноваться никому, кроме самого себя, то есть быть совершенно свободным».

Меня теперь совершенно занимает план

  • Константин 18 ноября 1844 года в дневнике записывает: «Меня теперь совершенно занимает план, который, если я его приму, должен определить цель всей моей жизни: именно — написать историю так, как я ее понимаю. Давно эта мысль под различными формами вертелась в моей голове…”

Угадал ли я своё направление?

  • В нем ли я найду успокоение?
  • Не леность ли гонит меня от поприща фактической деятельности? Не был ли бы я для неё способнее?
  • Не сделал ли бы я для России больше здесь, нежели написав историю?
  • Доставит ли она что-нибудь незрелому народу? Вот вопросы, которые должен я разрешить.

Ушинский много читал

  • Что особенно впечатлило Ушинского?

Статьи об образовании и воспитании в Америке

  • Летом 1855 года, после устройства Ушинского в Гатчинский институт, редактор “Библиотеки для чтения” Старчевский, отобрав несколько номеров английского журнала “Athenaeum”, в которых были помещены статьи об образовании и воспитании в Америке, послал их Ушинскому в Гатчину, с просьбою как можно скорее перевести для журнала. Статьи эти произвели чрезвычайно сильное впечатление на Ушинского.
  • “Зачем прислали вы мне статьи об американском воспитании? – говорил Ушинский Старчевскому, явившись к нему в каком-то необыкновенном экстазе.
  • – Вращаясь постоянно в училищном кругозоре, ознакомившись поближе с детьми, которых надо развить, учить и воспитывать, я, по прочтении “Athenaeum”, не мог спать несколько ночей!
  • Статьи произвели страшный переворот в моей голове, в моих понятиях, убеждениях. Они подняли в моем уме целый рой вопросов по воспитанию и образованию.
  • Навели меня на многие, совершенно новые, мысли, которые, без этих статей, пожалуй, никогда не пришли бы мне в голову.
  • Я не знаю, что я сделаю, что со мною будет, но я решился посвятить себя с этого дня исключительно педагогическим вопросам”.

Шкафы педагогических книг

  • Следующее обстоятельство сыграло в этом отношении ещё более серьезную роль. Задолго до появления в Гатчинском институте там был инспектором некто Е. О. Гугель, оставивший в наследие институту библиотеку, состоявшую из двух довольно больших шкафов, к которым никто не решался прикоснуться. Шкафы эти, почерневшие, запыленные, лет 20 стояли запечатанными.
  • Ушинский попросил отворить их и нашёл там собрание педагогических книг. Вот что писал он об этой своей находке, сыгравшей в его жизни большую роль.
  • “Это было в первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум шкафам я обязан в жизни очень, очень многим, и – Боже мой! – от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем вступил на педагогическое поприще! Человек, заведший эту библиотеку, был необыкновенный у нас человек. Это едва ли не первый наш педагог, который взглянул серьезно на дело воспитания и увлёкся им.

Журналы

  • Именно в это время, под напором общественного интереса к делу воспитания и обучения, разом возникли, в 1857 году, два педагогических журнала: “Русский педагогический вестник” Н. А. Вышнеградского и “Журнал для воспитания” А. А. Чумикова. В следующем, 1858, году прибавился еще один дельный педагогический журнал – “Учитель” Паульсона. В одном из этих журналов (“Воспитании” Чумикова) Ушинский начал принимать участие.

Статьи Ушинского

  • В статье “О народности в общественном воспитании”, напечатанной в 1857 году в журнале, Ушинский разъяснил общие исторические основы европейского воспитания. Очертил положение учебно-воспитательного дела у всех культурных народов, отметив при этом наиболее характерные особенности его в разных странах.
  • В статье “Три элемента школы” (“Воспитание”, 1858 год, т. I) – Константин Ушинский определил ближайшие задачи русского школьного дела, неразрывность воспитания и обучения, общественное и государственное значение школы.
  • Статей было много…

Пять лет Ушинский за границей

  • В 1862 году Ушинского направили на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела.
  • За время своего путешествия педагог посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, где он изучал учебные заведения: женские школы, детские сады, приюты и школы.
  • За границей Ушинский пишет и издаёт учебную книгу «Родное слово» и книгу «Детский мир», фактически первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.

Возвращение в Россию

  • Возвратившись в 1867 году из своей заграничной поездки в Россию, Ушинский целиком отдался обработке и изданию задуманных им книг для учителей и детей начальной школы. Окончание «Родного слова», которое в полном своём виде должно было заключить в себе около десяти книжек.
  • Ушинский болел воспалением легких, поэтому по рекомендации врачей он уехал лечиться в Крым. В Симферополе весной 1870 года его горячо приветствовали собравшиеся на съезд народные учителя.
  • Он был до глубины души тронут, узнав во время своей поездки, что по его «Родному слову» учатся русскому языку даже взрослые.
  • При отъезде из Крыма он простудился и 21 декабря 1870 года скончался в Одессе.

“Детский мир” и “Родное слово” Константина Ушинского

  • Ушинский подготовил книги для первоначального обучения детей, в возрасте до 10 лет, которые и вышли в свет в 1864 году под заглавием “Родное слово”.
  • Ранее выпущенный им труд “Детский мир” (в двух частях) представлял собою книгу для классного чтения. Назначение этой книги – облегчить преподающим выбор материала для чтения, соответствующий и последовательности в усилении умственных упражнений учащихся, и наглядному ознакомлению последних с предметами природы.
  • Совершенно иное назначение имеет “Родное слово”. Это уже не книги для классного чтения, а систематическое руководство для первоначального обучения. Это первое, по времени появления в России, рациональное, строго методическое руководство в этой области обучения. Оно было задумано Ушинским вскоре же после выхода в свет “Детского мира”. 
  • Руководство его распределено на части или отдельные книги, по годам обучения. Первый год “Родного слова” (книга первая) обнимает собою “Азбуку” и “Первую после азбуки книгу для чтения”. Год второй представляет дальнейшую книгу для чтения, посвященную уяснению детьми домашнего и школьного быта, предметов окружающей природы, времен года и прочего.
  • Обе эти книги, на составление которых было потрачено, в общей сложности, около четырех лет труда, вышли в свет одновременно в 1864 году.
  • Вслед за ними появилась и “Книжка для учащих”, руководство к преподаванию по “Родному слову”.
  • Как заявил сам Ушинский в своем “Руководстве к преподаванию”, его “Родное слово” заключает в себе “много нового как в методе, так и в приемах учения”.

В отношении последующих частей “Родного слова” Ушинский имел план.

  • Давши детям в первых двух частях “Родного слова” обильный материал для практического изучения русского языка, в третьей части перейти к грамматике и другим предметам.
  • Вследствие этого первым отделом третьего года обучения явилась грамматика.
  • Второй отдел должна была составлять география.
  • Третий – история.
  • Четвертый – арифметика.

К. Д. Ушинский. Наше отечество. (в сокращении)

  • Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
  • Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов, а когда мы уснём навеки, она прикроет и кости наши.
  • Велика наша Родина-мать – святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч верст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и Азии…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Ушинский К. Д. Ветер и Солнце (притча)

  • Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
  • – Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
  • Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
  • Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
  • – Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Поучительные истории – Ушинский детям и взрослым полезно

  • Две поучительные истории.

К. Д. Ушинский. Две козы

  • На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево гора, как стена, направо глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?
  • Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.
  • Вопросы:
  • Как можно назвать этих коз? Выбери нужные слова: догадливые, умные, сообразительные, упрямые, сметливые, заботливые, разумные, вздорные.
  • Что в этой истории поучительного?
  • Попадал ли ты в трудное положение, выйти из которого помогла смекалка, находчивость? Расскажи об этом.
  • Скороговорка: Идёт с козой косой козёл.

К. Д. Ушинский. Два козлика

  • Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим рядом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать дорогу другому и обождать.
  • «Уступи мне дорогу», – сказал один.
  • Вот ещё! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошёл на мост.
  • – Нет, брат, я гораздо старше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!
  • – Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра? Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.
  • Вопросы к прочитанному:
  • Как можно назвать таких козликов? Выбери слова: глупые, вздорные, злые, неразумные, добрые, упрямые, умные, неуступчивые, злобные, сварливые.
  • Как ты оцениваешь поведение козликов? А среди людей ты встречал таких упрямцев? Расскажи.

Константин Ушинский,  Утренние лучи

  • Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
  • Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
  • Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
  • Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ку-реку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
  • Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.
  • Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

«Если ребенок готов целый день просидеть над книжкой или механически вызубрить целые страницы, лишь бы избежать самостоятельного думания, значит, его познавательные способности уже приглушены чем-то…» – Константин Ушинский

Ушинский так определил педагогический подход

  • В обучении должны присутствовать своевременность, постепенность, ограниченность, постоянство, твёрдость усвоения, ясность, самодеятельность учащегося, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной лёгкости, нравственность, полезность.

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет. Голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.» – Константин Ушинский

Источники

  • Сафонов Вадим Андреевич, – Великие русские люди
  • Песковский Матвей Леонтьевич, – Константин Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность

Карта сайта – статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *