Станиславский

Станиславский Константин Сергеевич – талантливый актёр, педагог, реформатор театра. Годы жизни: 17 января 1863 – 7 августа 1938.

Станиславский

Константин Станиславский. 1936 год

Интересная история с фамилиями

  • Дед родился на Украине и была у него фамилия Алексеенко. Женился, переехал в Москву и сменил фамилию – стал Алексеев.
  • Отец: Сергей Владимирович Алексеев. Городской голова Москвы Алексеев приходился ему двоюродным братом.
  • Константин Сергеевич Станиславский на самом деле тоже был Алексеев. Псевдоним Станиславский он взял примерно в 1886 году, ему было тогда чуть больше 20 лет.

Детские и юношеские годы Константина

  • В январе 1863 года в многодетной семье московского промышленника Сергея Алексеева родился мальчик — Константин.
  • Родители старались дать своим детям всё самое лучшее, прежде всего это касалось образования. Константин свободно говорил на французском и немецком языках.
  • В 1878—1881 годах учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков, который с октября 1921 года стал именоваться – Московский институт востоковедения, а с 1954 года был включен в состав МГИМО.

Кем работал Константин?

  • Работал на фабрике своего отца, где изготавливали канитель – очень тонкую золотую и серебряную проволоку-нить для вышивания.
  • На фабрику Константин Сергеевич пришел работать в начале 1880-х годов и через несколько лет поехал в Германию и Францию, чтобы посмотреть, как функционируют европейские фабрики.

Возвратившись домой он объявил, что самым прибыльным будет дело, связанное с электричеством. Почему бы не подумать о том, чтобы выпускать не канитель, а кабель?

  • Вскоре фабрика, на которой Константин Сергеевич был одним из директоров, объединилась с фирмой родственников, образовав товарищество «Алексеев, Вишняков и Шамшин».
  • В начале 1900-х там наладили меднопрокатное производство, а также создали отделение, где изготавливали изолированные проводники для слабых токов.
  • Еще чуть позже появились меднопрокатный и кабельный заводы.
  • Константин Сергеевич на этом не остановился и чуть позже построил новый кабельный корпус.

До создания МХТ оставалось несколько лет, а пока он директор одного из лучших кабельных заводов страны

  • В 1894 году Константин Сергеевич продолжал играть спектакли на сцене Московского общества любителей искусства и литературы, а на своей фабрике создал хор и читальню для простых рабочих, где часто устраивали публичные чтения.
  • Через год там же открылся самодеятельный театр. Станиславский объяснял его появление пользой для производства: чтоб сотрудники «не канителились», то есть не пили после работы.
  • Константин Сергеевич был директором одного из лучших кабельных заводов страны до 1917 года. Пришла новая власть и завод национализировали. Теперь семейный завод перестал существовать, его назвали «Электропровод».

Актерский дебют Константина состоялся в 1884 году

  • В доме Андрея Карзинкина на Покровском бульваре молодой Константин Алексеев сыграл Подколесина в «Женитьбе» Гоголя.
  • Станиславского начинают узнавать, как блестящего актера. Он сыграл Анания Яковлева в «Горькой судьбине» Писемского, Паратова в «Бесприданнице» Островского, Звездинцева в «Плодах просвещения» Толстого.
  • На сцене созданного им МОИиЛа (Московское общество искусства и литературы) состоялся и первый режиссерский опыт: он поставил пьесу «Горящие письма» Петра Гнедича. Но главное его дело ещё впереди…

В 1913-м открыли первую официальную студию Художественного театра.

Ею Станиславский руководил вместе со своим сподвижником Леопольдом Сулержицким. Спектакли ставили молодые режиссеры, в числе которых был и Евгений Вахтангов.

И в это время в театре происходило очень важное: здесь начали отрабатывать новые методы актерской игры.

«Не верю!». – говорил Станиславский, когда видел недостоверную, на его взгляд, игру. Он считал, что и зритель тоже не поверит.

  • В 1920-м Московский художественный театр стал одним из первых драматических театров, который возвели в ранг академических. Так он стал МХАТом.
  • Последние постановки режиссера Константина Станиславского на сцене МХАТа — «Мертвые души» Гоголя и «Таланты и поклонники» Островского.
  • Станиславский умер 7 августа 1938 году в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Художественный театр создавали Станиславский и Немирович-Данченко.

«Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь» – Программное выступление Станиславского 14 (27) июня 1898 года перед труппой только что созданного Художественно-общедоступного театра, – так назывался тогда МХТ.

Работать и думать

  • В своих высказываниях 1910-х годов Станиславский неоднократно подчеркивает, что искусство не есть простое воспроизведение жизни; оно требует “сгущенной художественной правды”, очищенной от всего наносного и случайного.
  • Допуская условность режиссерско-постановочных и декоративных приёмов, он в то же время утверждает, что хорошая сценическая условность должна “отзываться правдой”, то есть помогать созданию иллюзии жизни, а не разрушать ее и веру актера и зрителя в реальное ощущение жизни пьесы и роли.
  • “… С того момента как артист или зритель усомнится в действительности того, чем живет артист, прекращается правда, переживание, жизнь, само искусство, и начинается представление, театральная ложь, подделка, ремесло. Природа и правда, правда и вера – неразлучны”.

В записных книжках начала 1900-х годов Станиславский отмечает, что “на сцене мало невозможного”, надо только “работать и думать”, “сжечь старые корабли и строить новые”, искать “новых путей и новых горизонтов”.

Итоги 15-ти лет МХТ

  • Подводя итоги сложной и противоречивой эволюции Художественного театра за пятнадцать лет, Станиславский утверждал в 1913 году, что МХТ стремился к реализму с первых дней своей жизни.

“Искали правду, правду подлинных переживаний, мы думали найти её и в театре реальном, и в театре философском» 

В беседах с молодежью

  • В беседах с молодежью Станиславский советовал не бояться на время сойти с широкой и проторенной дороги, чтоб на свободе, путешествуя по тропинкам и склонам, искать, подобно разведчикам, новых путей и кладов.
  • И в то же время Станиславский предостерегал молодежь от опасности заблудиться, сбиться совсем с основного, верного пути, потерять главную, ведущую цель.

“Ведь тот, кто не знает этого вечного пути, обречен на скитания по тупикам и тропинкам, ведущим в дебри, а не к свету и простору”, – говорил Станиславский.

Случайно Станиславскому попались лекции Стружкина о драматическом искусстве.

  • Николай Сергеевич Стружкин был разносторонне образованным человеком и прекрасно знал многие языки, занимался переводами.

Станиславский делает заметки из лекции Стружкина – знаки препинания при чтении

  • Точка с запятой – половинная передышка.
  • Точка – полный вздох.
  •  Двоеточие играет большую роль; после двоеточия надо говорить реже, громче и выпуклее.
  • Вопросительный и восклицательный знаки сходны с точкой, но, кроме того, нужен тон.
  • Тире играет роль в стихах, в прозе же вызывает изменение в тоне, иногда в манере передачи.
  • Скобки существуют двух родов – важные и неважные. Первые равны двоеточию, вторые – заставляют произносить текст мимолетом.
  • Многоточие – речь обрывается, речь быстра, остановки продолжительные, тревожное состояние.
  • При быстроте речи обращать внимание на то, чтобы она оставалась отчетлива.

Станиславский о значении образования для артиста

  • Начинающий артист прежде всего должен позаботиться о своём образовании и воспитании. Было время, когда это считалось излишней роскошью для артиста.

Был бы талант, утешали себя неучи, а остальное придёт, само собой.

  • Анекдотическое невежество таких актеров достаточно известно; оно невероятно при современном положении общества, литературы и требованиях сцены.
  • Публика не довольствуется несколькими эффектно произнесенными монологами и потрясающими сценами, её не удовлетворяет одна хорошо исполненная роль в пьесе.
  • Она хочет видеть целое литературное произведение, переданное интеллигентными людьми прочувствованно, со вкусом и тонким пониманием его, и переданное в художественном воплощении.
  • Чтоб добраться до мысли автора в произведениях Ибсена, Гауптмана, Чехова, Горького, надо их почувствовать, передумать наполовину того, что передумал их автор, проникнуться духом произведения.
  • Не будем уж говорить о Шекспире. Пока веками приученная публика смотрит его в изуродованном виде, но близко то время, когда он будет показан в настоящем виде, и публика перестанет терпеть невежд, прикрывающихся гением великого человека.
  • Чтоб истолковывать произведения гениев, надо их тонко чувствовать и понимать, а чтоб понимать их, надо быть образованным человеком. Чтоб учить толпу, не следует быть невеждой. Чтоб выполнять общественную миссию артиста, надо быть образованным и развитым человеком. Прежде всего молодому артисту нужно позаботиться об этом.

Из уст невежд почти всегда раздаются такие фразы: “Зачем артисту математика или тригонометрия?” – Думаю, что тот, кто не упражняет свой ум на цифровых исчислениях и других науках, тот неспособен понять во всех тонкостях мировых задач и стремления прогресса, его расчетов, разрешения задачи той жизни и человеческой души, которые призван воплощать артист.

  • Артист, воплощающий и истолковывающий самые тончайшие произведения литературы, должен быть прежде всего очень тонко развитым человеком, с тонким пониманием и чувствами. Стоит ли говорить о том, что это достигается учением.
  • Признав за артистом общественную миссию сотрудничества с автором и проповедническую роль, нужно ли говорить о том, что он должен быть образованным, воспитанным и развитым человеком.

Гении родятся веками, большие таланты – десятилетиями, таланты – годами, посредственности – днями и бездарности – часами.

Гений, это избранник неба, стоящий вне всяких законов в искусстве. Он сам является законодателем для нас, он открывает нам новые горизонты, неведомые нам красоты и ведет нас за собой по новому пути. – Станиславский

Прежде чем учиться, условимся в том, чему именно вы хотите учиться. Иначе может произойти недоразумение. – Станиславский 10 марта 1911 года на первом уроке ученикам, сотрудникам и актёрам МХТ

Помню, сказал Станиславский – как Лев Николаевич Толстой, которого я первый раз видел у Николая Васильевича Давыдова, сказал:

“Театр есть самая сильная кафедра для своего современника”.

Источники

  • К. С. Станиславский. Собрание сочинений в восьми томах. – Том 5. М., “Искусство”, 1958. Статьи. Речи. Заметки. Дневники. Воспоминания (1877-1917)
  • Статья «Тот самый Станиславский» на mos.ru
  • Фото на mos.ru. Константин Станиславский. 1936 год. Главархив Москвы.

Карта сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *