Святослав Николаевич Рерих

Святослав Николаевич Рерих – путешественник-исследователь, художник, архитектор. Сын Николая и Елены Рерих. Родился 23 октября 1904 года в Санкт-Петербурге. Ушёл из жизни 30 января 1993 года Бангалор, Индия.

Святослав Николаевич Рерих

Автопортрет Святослава Рериха на фоне его картины «Две вершины. Гепанг» (1934 г.). Марка России

Из биографии Святослава Николаевича Рериха

  • С 1919 года Святослав Рерих обучался в Лондоне, в Королевской академии искусств, где изучал архитектуру.
  • Продолжая занятия живописью, участвовал вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер «Снегурочка», «Садко», «Князь Игорь».
  • Святослав Николаевич Рерих – автор около 30 портретов своего отца.
  • Закончив учёбу, с 1931 года Святослав Николаевич постоянно жил в Индии.

 

  • В июле 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, Святослав Николаевич телеграфирует послу СССР в Лондоне И. М. Майскому о своем решении вступить в ряды Красной Армии, но получает отказ. Тем не менее, в годы Второй мировой войны Святослав Николаевич передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.

 

  • Святослав Николаевич принимал деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», возглавлял работу естественно-научного отдела.
  • В круг его интересов входили орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и её алхимические истоки, сравнительное религиоведение, философия, искусствознание, культурология, астрология.

 

Святослав Рерих и Девика Рани

  • В 1945 году Святослав Рерих и киноактриса Девика Рани поженились. Во время свадьбы все 365 расположенных в долине Куллу храмов прислали своих представителей встречать Девику. Девика Рани не только стала соратницей своего мужа в изучении индийской культуры и фольклора, она была его музой.
  • Е. И. Рерих отмечала: Она, несомненно, лучшая среди индусских артисток, самая любимая и глубоко почитаемая. Она прекрасный человек и европейского образования, кроме того, она внучатая племянница Тагора, и высокая врожденная культурность этой семьи ярко выражена во всей её жизни. Мы очень полюбили её, она с мужем проводила у нас лето и осень. Н. К. [Николай Рерих] очень ценил её чуткость и удивительно ровный характер. – Е. И. Рерих в своих письмах о Девике Рани.

 

Пакт Рериха

  • Пакт Рериха – первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной страны Северной и Южной Америки 15 апреля 1935 года.

 

  • После 1947 года Святослав Рерих проводит работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. В письме к Х. Кабиру он отмечал:
  • «Я рад отметить, что Правительство Индии с симпатией относится к тем целям, которые мы имеем в виду, и одобряет Пакт Рериха <…> Я очень хочу сейчас, чтобы именно эта страна и именно в это время могла стать активным борцом за культурные принципы, содержащиеся в этом Пакте <…>»
  • 3 сентября 1948 года Пакт был одобрен правительством Республики Индия.

 

Усадьба «Татагуни» около Бангалора

  • В 1948 году Святослав Рерих и его супруга приобрели у британского подданного усадьбу «Татагуни», которая расположена в 20 км от Бангалора. При жизни художник мечтал превратить эту усадьбу, занимающую территорию около 135 Га, в культурно-научный центр.

 

  • Святослав Николаевич Рерих принимал участие в работе детской школы в Бангалоре, созданной в 1962 году. Сюда принимались дети с трехлетнего возраста.
  • Педагогическая концепция школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике.
  • Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Этому же способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка.

Святослав Николаевич отмечал: «В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даём мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. 

Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству».

 

Музей Рерихов в Москве

  • В 1984 году Святослав Рерих со своей женой Девикой Рани участвовал в трёхдневной международной конференции в Москве, посвящённой вкладу семьи Рерихов в мировую культуру. В это же время он открыл юбилейную выставку в связи со 110-й годовщиной со дня рождения отца и своим 80-летием. Эти даты отмечались в СССР в течение года. Именно тогда было принято решение о создании Музея имени Н. К. Рерих.

 

  • Государственным музеем Востока представлена экспозиция, раскрывающая все грани художественного творчества Николая Константиновича Рериха (1874–1947) и его сына Святослава Николаевича Рериха (1904–1993). 
  • Основная мысль, объединяющая выставочное пространство, и само название «Ковчег будущего» связаны с концепцией сбережения культуры — главного завета, который семья Рерихов оставила человечеству. – roerichsmuseum.ru

 

Николай Рерих так оценил живопись своего сына:

В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. <…> Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, кто волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное! – Источник: Рерих Н. К. Святослав. Листы дневника. М.: МЦР, 1999. — Т.1. (1931—1935).

Все статьи diphis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *