Святослав Николаевич Рерих – путешественник-исследователь, художник, архитектор. Сын Николая и Елены Рерих. Родился 23 октября 1904 года в Санкт-Петербурге. Ушёл из жизни 30 января 1993 года Бангалор, Индия.
Из биографии Святослава Николаевича Рериха
- С 1919 года Святослав Рерих обучался в Лондоне, в Королевской академии искусств, где изучал архитектуру.
- Продолжая занятия живописью, участвовал вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер «Снегурочка», «Садко», «Князь Игорь».
- Святослав Николаевич Рерих – автор около 30 портретов своего отца.
- Закончив учёбу, с 1931 года Святослав Николаевич постоянно жил в Индии.
- В июле 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, Святослав Николаевич телеграфирует послу СССР в Лондоне И. М. Майскому о своем решении вступить в ряды Красной Армии, но получает отказ. Тем не менее, в годы Второй мировой войны Святослав Николаевич передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.
- Святослав Николаевич принимал деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», возглавлял работу естественно-научного отдела.
- В круг его интересов входили орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и её алхимические истоки, сравнительное религиоведение, философия, искусствознание, культурология, астрология.
Святослав Рерих и Девика Рани
- В 1945 году Святослав Рерих и киноактриса Девика Рани поженились. Во время свадьбы все 365 расположенных в долине Куллу храмов прислали своих представителей встречать Девику. Девика Рани не только стала соратницей своего мужа в изучении индийской культуры и фольклора, она была его музой.
- Е. И. Рерих отмечала: Она, несомненно, лучшая среди индусских артисток, самая любимая и глубоко почитаемая. Она прекрасный человек и европейского образования, кроме того, она внучатая племянница Тагора, и высокая врожденная культурность этой семьи ярко выражена во всей её жизни. Мы очень полюбили её, она с мужем проводила у нас лето и осень. Н. К. [Николай Рерих] очень ценил её чуткость и удивительно ровный характер. – Е. И. Рерих в своих письмах о Девике Рани.
Пакт Рериха
- Пакт Рериха – первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной страны Северной и Южной Америки 15 апреля 1935 года.
- После 1947 года Святослав Рерих проводит работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. В письме к Х. Кабиру он отмечал:
- «Я рад отметить, что Правительство Индии с симпатией относится к тем целям, которые мы имеем в виду, и одобряет Пакт Рериха <…> Я очень хочу сейчас, чтобы именно эта страна и именно в это время могла стать активным борцом за культурные принципы, содержащиеся в этом Пакте <…>»
- 3 сентября 1948 года Пакт был одобрен правительством Республики Индия.
Усадьба «Татагуни» около Бангалора
- В 1948 году Святослав Рерих и его супруга приобрели у британского подданного усадьбу «Татагуни», которая расположена в 20 км от Бангалора. При жизни художник мечтал превратить эту усадьбу, занимающую территорию около 135 Га, в культурно-научный центр.
- Святослав Николаевич Рерих принимал участие в работе детской школы в Бангалоре, созданной в 1962 году. Сюда принимались дети с трехлетнего возраста.
- Педагогическая концепция школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике.
- Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Этому же способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка.
Святослав Николаевич отмечал: «В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даём мысли, идеи больших философов с самых ранних лет.
Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству».
Музей Рерихов в Москве
- В 1984 году Святослав Рерих со своей женой Девикой Рани участвовал в трёхдневной международной конференции в Москве, посвящённой вкладу семьи Рерихов в мировую культуру. В это же время он открыл юбилейную выставку в связи со 110-й годовщиной со дня рождения отца и своим 80-летием. Эти даты отмечались в СССР в течение года. Именно тогда было принято решение о создании Музея имени Н. К. Рерих.
- Государственным музеем Востока представлена экспозиция, раскрывающая все грани художественного творчества Николая Константиновича Рериха (1874–1947) и его сына Святослава Николаевича Рериха (1904–1993).
- Основная мысль, объединяющая выставочное пространство, и само название «Ковчег будущего» связаны с концепцией сбережения культуры — главного завета, который семья Рерихов оставила человечеству. – roerichsmuseum.ru
Николай Рерих так оценил живопись своего сына:
В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. <…> Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, кто волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное! – Источник: Рерих Н. К. Святослав. Листы дневника. М.: МЦР, 1999. — Т.1. (1931—1935).