Пасхальные яйца императорской серии являются главным и самым известным символом Фаберже.

Пасхальное яйцо «Московский Кремль»
- Фирма Фаберже была основана в 1842 году в Санкт-Петербурге. Она стала крупнейшим ювелирным предприятием Российской империи.
- Во главе дела стоял Петер Карл Фаберже.
Вершиной творчества Карла Фаберже являются пасхальные яйца с сюрпризами, созданные по заказу последних российских императоров Александра III и Николая II. Они предназначались в дар их супругам – императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне.
- Всего в 1885 – 1916 годах было изготовлено пятьдесят подобных уникальных изделий, десять из которых представлены в Оружейной палате.
- Это самое большое в мире собрание пасхальных шедевров фирмы Карла Фаберже – придворного ювелира.
Пасха – главный, особенно почитаемый православный праздник на Руси.
Светлое Христово Воскресение, праздник человеческого братства и христианской любви, совпадает с приходом весны, тепла, с возрождением природы. (1)
Первые пасхальные яйца императорской серии с 1885 по 1889 год.
- На Пасху 1885 года Александр III преподнес императрице Марии Федоровне первое подарочное пасхальное яйцо Фаберже.
- В 1886 г. – Курица, вынимающая из лукошка сапфировое яичко.
- В 1887 г. – Пасхальное яйцо с часами, украшенное бриллиантами, сапфирами и розами.
- В 1888 г. – Ангел тянет колесницу с яйцом.
- В 1889 г. – жемчужное яичко.
Первое пасхальное яйцо и его секрет.
- Первое пасхальное яйцо, положившее начало императорской серии сохранилось.
- Это яйцо изготовили из золота, покрытого белой эмалью.
- Уже первое яйцо имело свой секрет.
- Оно открывалось, и в нём находился желток, тоже золотой с желтой эмалью. В желтке сидела курочка с перьями из разноцветного золота, а в курочке Фаберже поместил точную миниатюрную копию императорской короны из бриллиантов. В свою очередь в короне находилось маленькое рубиновое яичко.
Николай II
Николай II Александрович — последний император Всероссийский (1894 — 1917).
- Пасхальное яйцо — это глубоко личный подарок императора, мужа и сына двум самым близким людям.
- Николай II с весны 1895 г. ежегодно дарил жене и матери по одному пасхальному яйцу.
Николай II и его мать Мария Федоровна
- На Пасху 1908 года Николай II поднес Марии Федоровне пасхальное яйцо «Павлин». Павлина в пасхальном яйце «Павлин» делали 3 года.
- В справочных материалах указывается, что сюжет этого пасхального яйца вдохновлен знаменитыми часами-павлином из Императорского Эрмитажа.
Императрице Марии Федоровне на Пасху 1915 года сын подарил яйцо «в память участия Императорской семьи в работах по Красному Кресту».
- С учетом ведения страной войны пасхальное яйцо было «простенькое» и отчасти повторяло мотивы пасхального яйца 1885 г.
- Оно было облито белой эмалью и украшено двумя красными крестами, в сюрпризе размещались портреты великой княгини Ольги Александровны, великой княжны Ольги Николаевны, императрицы Александры Федоровны, великой княжны Татьяны Николаевны и великой княгини Марии Павловны (младшей).
- Напомним, что с 1880 года — 35 лет, императрица Мария Федоровна являлась высочайшей покровительницей Российского общества Красного Креста.
- Высказывания императрицы Марии Федоровны. 25 марта 1915 г. она писала дочери – великой княгине Ольге Александровне:
- «Ники, дорогой, послал мне очаровательное яйцо, чего я совсем не ожидала в этом году.
- Оно покрыто белой эмалью с красным крестом по обеим сторонам и словами апостола Иоанна: „Больше нет любви, как если кто положит душу свою за други своя“.
- Внутри находятся пять миниатюрных портретов в рамке: твой, Ольгин, Аликс, Татьянин и Марии, все en soeurs de charit?!
- Просто восхитительно, этот Фаберже – просто гений и величайший художник нашего времени. Я очарована»
- На Пасху 1916 года Мария Федоровна получила в подарок так называемое «Стальное яйцо», изготовленное из полированной стали и покоящееся на стальных снарядах.
- В качестве сюрприза внутри яйца поместили миниатюру, изображающую посещение императором передовых позиций.
- Такие же относительно скромные яйца готовились и на Пасху 1917 г.
Николай II и его супруга Александра Федоровна
На Пасху 1895 г. Александра Федоровна получила свое первое пасхальное яйцо «Бутон розы», которое мастера фирмы Фаберже впервые оснастили механизмом.
- При нажатии кнопки «сюрприз» – бутон розы – расправлялся. В свою очередь, внутрь бутона поместили императорскую корону, осыпанную бриллиантами, с двумя рубинами-кабошонами.
- К этому можно добавить, что роза с давних времен символизировала непреходящую любовь.
- Пасху 1916 г. Николай II и Александра Федоровна встречали порознь, поэтому традиционное пасхальное яйцо императрице вручал сам Карл Фаберже. Это было так называемое пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Об этом яйце императрица в личной переписке упомянула дважды.
В телеграмме Николаю Александра Федоровна писала: «Фаберже только что принес твое очаровательное яйцо, за которое благодарю 1000 раз. Миниатюрная группа чудесна, а все портреты превосходны. Аликс»
- Фаберже лично приносил готовые пасхальные яйца императору, а в его отсутствие лично от имени императора дарил Александре Федоровне.
В письме Александра Федоровна писала мужу о подарке более подробно:
«Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами, добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе»
- Наряду с уникальными пасхальными яйцами Александра Федоровна и Николай II дарили своим близким и простые пасхальные яйца-брелоки. Многие из них тоже были «от Фаберже».
- В Московском Кремле хранится альбом Александры Федоровны, в котором она сама зарисовывала эти яйца-брелоки, с немецкой педантичностью фиксируя, кому они подарены и какова их цена, а цена, по большей части составляла несколько рублей.
- Со временем из этих яиц-брелоков составлялись целые ожерелья, которые становились своеобразной летописью прожитых лет.
Три незыблемые условия при изготовлении новых императорских пасхальных яиц.
- Безусловным фактом является то, что уже в 1885 г. были выработаны три незыблемые условия при изготовлении новых императорских пасхальных яиц:
- Во-первых, непременная яйцеобразная форма.
- Во-вторых, неповторимость внешнего облика.
- В-третьих, обязательный сюрприз внутри пасхального яйца.
- Карл Фаберже сразу же оценил значение этого постоянного заказа, который давал ему право раз в году лично встречаться с императором. Соответственно ювелир относился к заказам с максимальной серьезностью, планируя работу на годы вперед.
- Как правило, работа над императорским яйцом продолжалась около года. Столь длительный срок связан как с трудоемкостью работы, так и со стремлением найти неординарные художественные решения, а это в свою очередь порождало сложные технические проблемы. (2)
Литература
- Музеи Московского Кремля о творчестве Карла Фаберже — kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.faberzhe-paskhalnye-podark/paskha-v-tvorchestve-karla-faberzhe
- Зимин Игорь Викторович, Ювелирные сокровища Российского императорского двора