Развитие отношений в СНГ и формирование Союзного государства России и Белоруссии

Развитие отношений в СНГ и формирование Союзного государства России и Белоруссии

Содружество Независимых Государств оставалось неэффективным образованием в силу противоречий между его участниками.

Российская Федерация с момента распада СССР отказалась субсидировать более слабых партнеров. Проведя денежную реформу в 1992 г., она разрушила единое финансовое пространство СНГ и приступила к проведению радикальных реформ, невзирая на способность или неспособность других государств СНГ пойти тем же путем.

В результате ни одна из стран Содружества не последовала примеру России, и экономические преобразования во всех частях бывшего СССР стали проходить полностью асинхронно. Говорить об экономической интеграции в таких условиях было вряд ли возможно.

В лучшем случае в рамках СНГ удавалось скоординировать некоторые аспекты экономических политик стран-участниц.

Военно-политическое сотрудничество на многосторонней основе было парализовано разнонаправленностью устремлений государств-участников.

Общей внешней угрозы для них не существовало, а воевать «из солидарности» ни одна из стран не желала. Ташкентский договор не выполнял стабилизирующей роли на постсоветском пространстве.

Он не мог даже способствовать прекращению конфликтов между странами Содружеств, которые нередко «замораживались».

Страны СНГ предпочитали разрешать существующие между ними проблемы на двусторонней основе, а каркас организационной структуры СНГ предоставлял им лишь возможность проведения многосторонних консультаций – скорее в интересах предотвращения новых конфликтов, чем преодоления старых.

Но и этот небольшой плюс делал для некоторых государств участие в СНГ привлекательным, отчасти потому, что позволял им избегать изоляции в международных отношениях – большинство развитых стран мира не испытывало интереса к связям с государствами Содружества за исключением самых крупных (Россия и Украина) или потенциально богатых энергоресурсами (Казахстан, Азербайджан).

В 1993 г. число участников СНГ возросло. После переворотов в Грузии и Азербайджане новые руководители обеих стран приняли решения присоединиться к СНГ.

Грузия и Азербайджан надеялись, что, вступив в Содружество, они смогут при поддержке России добиться урегулирования конфликтов, в которые они оказались вовлеченными, на более благоприятных условиях. Эти надежды не оправдались.

Внутри СНГ комплексы двусторонних отношений входящих в него государств с Россией развивались по разным сценариям. Российско-белорусские отношения развивались по восходящей.

В Белоруссии не было сильного националистического движения, а патриотические настроения не шли далее требований большего внимания к белорусскому языку.

Период влияния националистов на политику Белоруссии был недолгим.

В сентябре 1991 г. председатель Верховного совета Белоруссии Николай Дементей, подержавший ГКЧП, ушел в отставку. На его место был избран С.Шушкевич.

Однако вскоре большинство депутатов перестало его поддерживать. Возник конфликт между главой парламента и правительством Белоруссии, главой которого был В.Кебич.

В итоге 27 января 1994 г. С.Шушкевич был вынужден уйти в отставку. Новым председателем парламента стал Мечислав Гриб.

Вместе с В.Кебичем он стал проводить линию на углубление связей с Россией. К весне 1994 г. в Минске определилась линия на формирование белорусско-российского союза.

Белорусские устремления не встретили положительного отклика в Москве, где Белоруссию считали «обузой». 23 июня в Белоруссии прошли президентские выборы, на которых победил А.Г.Лукашенко – сторонник сближения с Россией.

После этого российско-белорусское сближение ускорилось. 6 января 1995 г. между Россией и Белоруссией было заключено соглашение о таможенном союзе, а 21 февраля 1995 г. в Минске президенты А.Г.Лукашенко и Б.Н.Ельцин подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь сроком на десять лет. Документ заменил договор между РСФСР и БССР от 18 декабря 1990 г.

2 апреля 1996 г. в Москве президенты двух стран подписали договор об образовании Сообщества Беларуси и России.

Это выглядело как заявка на формирование в перспективе своеобразного интеграционного объединения двух стран. Причем, Сообщество провозглашалось открытым для присоединения других возможных участников.

2 апреля 1997 г. в Москве был подписан договор о Союзе Беларуси и России.

Частью договора стал устав, который провозгласил международную правосубъектность Союза, при сохранении государственного суверенитета его участников.

Договор вступил в силу в июне 1997 г. Вслед за тем, 8 декабря 1999 г. в Москве был подписан договор о создании Союзного государства. Он был ратифицирован и вступил в силу 26 января 2000 г.

Развитие отношений в СНГ и формирование Союзного государства России и Белоруссии на современном этапе.

Интервью заместителя Министра иностранных дел России А.Ю.Руденко информационному агентству ТАСС, 7 декабря 2020 года:

«Вопрос: Недавно в Минске состоялось заседание коллегий МИД России и МИД Беларуси. Как развивается внешнеполитическое взаимодействие наших стран?

Ответ: Россия и Беларусь традиционно тесно сотрудничают на мировой арене. Наши позиции совпадают практически по всем вопросам международной повестки. Каждые два года обновляется Программа согласованных действий в области внешней политики. На ее основе мы координируем работу в международных организациях, включая ООН и ОБСЕ, отношения с НАТО и Евросоюзом.

На заседании коллегий в Минске, о котором вы упомянули, мы как раз обсуждали отношения с ЕС в контексте санкций, которые были введены Брюсселем против Минска. Из-за них Беларусь снизила уровень участия в есовской программе «Восточное партнерство» и ввела ответные меры против Евросоюза. Как известно, в России и Беларуси действуют единые стоп-листы. Это значит, что иностранцы, которым закрыт въезд в одну из наших стран, становятся невъездными на всей территории Союзного государства. Мы договорились продолжать координировать работу на есовском направлении и сообща реагировать на недружественные шаги Брюсселя.

Мы продолжим тесную координацию по всем направлениям международной политики. Такое взаимодействие является важной составной частью работы по укреплению нашего общего Союзного государства на благо наших стран и народов.»

История международных отношений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *