Повесть о Петре и Февронии

Повесть о Петре и Февронии Муромских. Повесть эта, — то ли быль, то ли сказка.

  • Написана предположительно к открытию общерусского церковного собора 1547 года. Тогда Петр и Феврония были причислены к лику святых.
  • Автор повести — Ермолай, протоиерей Московской придворной церкви, принявший монашество под именем Еразм.
Повесть о Петре и Февронии

Пётр и Феврония Муромские. Муром, Россия

Содержание скрыть
1 Повесть о Петре и Февронии Муромских

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Есть в Русской земле город, называемый Муром. Рассказали мне, что правил им когда-то добрый князь по имени Павел.

Дьявол наслал в терем княгини летучего змея

  • Ненавидя всякое добро в роде человеческом, дьявол наслал в терем княгини Павловой летучего змея — обольщать ее на блуд.
  • Когда находило на нее это наваждение, она видела его таким, каков он есть, а всем, кто входил в это время к княгине, представлялось, что это князь сидит со своею женою.
  • Прошло немало времени, и жена князя Павла не утаила, рассказала мужу все.

Князь задумался, что сделать со змеем?

  • Князь задумался, что сделать со змеем, и не мог придумать. 
  • Потом сказал жене: Сколько ни думаю, не могу придумать, как мне справиться с этим нечистым духом. Я той смерти не знаю, какую ему можно учинить.

Вот как мы сделаем. Когда будет он с тобою говорить, спроси-ка ты хитро и лукаво его самого об этом: не знает ли этот оборотень-змей, от чего ему смерть суждена.

  • Если ты это узнаешь и нам поведаешь, то не только избавишься от его гнусного дыхания и осквернения, о котором мерзко и говорить, но и в будущей жизни умилостивишь к себе неподкупного судию — Христа!
  • Княгиня обрадовалась словам своего мужа и подумала: «Хорошо, когда б это сбылось».
  • Вот прилетел к ней оборотень-змей, она заговорила с ним о том, о другом льстиво и лукаво, храня в памяти своей добрый умысел, и, когда он расхвастался, спросила смиренно и почтительно, восхваляя его:

— Ты ведь все знаешь, наверное, и то знаешь, какова и от чего суждена тебе кончина?

И тут великий обманщик сам был обманут лестью красивой женщины, — и сам не заметил, как выдал свою тайну: Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча.

  • Княгиня, услышав эту загадку, твердо запомнила ее; когда змей улетел, пересказала мужу, как он ей ответил. Князь выслушал и задумался, что это значит: «Смерть от Петрова плеча, от Агрикова меча?»

Был у него родной брат, князь по имени Петр.

  • Призвал он его в ближайшие дни и рассказал о змее и его загадке. Князь Петр, услышав, что змей назвал его именем того, кто с ним покончит, мужественно решился одолеть его. Но смущала его мысль, что ничего не знает об Агрикове мече.
  • Он любил молиться в малолюдных церквах. Пришел он как-то один в загородную церковь Воздвижения, что в женском монастыре. Тут подошел к нему подросток, служка церковный, и сказал:

— Князь! Хочешь, покажу тебе Агриков меч?

  • Тотчас вспомнил князь о своем решении и поспешил за служкой: — Где он, дай взгляну!
  • Служка повел его в алтарь и показал щель в алтарной стене между кирпичами: в глубине щели лежал меч. Доблестный князь достал этот меч и вернулся в княжий двор. Рассказал он брату, что теперь уже готов, и с того дня ждал удобного времени — убить летучего змея.
  • Он каждый день приходил спросить о здравии брата своего и заходил потом к снохе по тому же чину.
  • Раз побывал он у брата и сразу от него пошел на княгинину половину. Вошел и видит: сидит с княгинею брат, князь Павел.
  • Вышел он от нее и повстречал одного из свиты князя: Скажи мне, что за чудо такое: вышел я от брата к снохе моей, оставил его в своей светлице и нигде не задержался, а вхожу к княгине — он там сидит; изумился я, как же он раньше меня успел туда?
  • Приближенный князя отвечает: Не может этого быть, господин мой! Никуда не отлучался князь Павел из покоев своих, когда ты ушел от него.

Тогда князь Петр понял, что это колдовство лукавого змея.

  • Пошел опять к старшему брату и спрашивает: Когда ты вернулся сюда? Я от тебя вот только что ходил в покой княгини твоей, нигде ни на минуту не задерживался и, когда вошел туда, увидел тебя рядом с нею. Я был изумлен, как ты мог оказаться там раньше меня. Оттуда сразу же пошел я сюда, а ты опять, не понимаю, как, опередил меня и раньше меня здесь оказался.
  • Тот же говорит: Никуда я из горницы своей не выходил, когда ты ушел к княгине, и сам у нее не был.
  • Тогда князь Петр объяснил: Это чары лукавого змея: он передо мною принимает твой образ, чтобы я не подумал убить его, почитая тебя, своего брата. Теперь уж ты отсюда никуда не выходи, а я пойду туда биться со змеем, и, если Бог поможет, так и убью лукавого змея.

Заветный Агриков меч

  • Взял он заветный Агриков меч и пошел в покои своей снохи, опять увидел возле нее змея в образе брата, но теперь он был уже твердо уверен, что это не брат, а оборотень — змей, и поразил его мечом.
  • В тот же миг змей принял свой настоящий вид, забился в предсмертных судорогах и издох.
  • Но струи крови чудовища обрызгали тело князя Петра, и от этой поганой крови он покрылся струпьями, потом язвами и тяжело заболел.
  • Он призывал всех врачей своего княжества, чтобы исцелили его, но ни один не мог его вылечить.
  • Прослышал он, что в Рязанской земле много лекарей, и велел отвезти себя туда, потому что болезнь его очень усилилась и он не мог уже сидеть на коне. Привезли его в Рязанскую землю, и разослал он свою дружину во все концы искать лекарей.
  • Один из его дружинников завернул в деревню Ласково. Подъехал он к воротам какого-то дома — никого не видно; взошел на крыльцо — словно никто и не слышит; открыл дверь и глазам не верит.

Сидит за ткацким станом девушка, одна в доме, а перед нею скачет-играет заяц.

  • И молвит девушка: — Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз.
  • Молодой дружинник не понял ее слов и говорит: — Где же хозяин этого дома?
  • Девушка отвечает: Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть.
  • Юноша опять не понял, о чем она говорит, удивился и тому, что увидел, и тому, что услышал: Ну скажи ты, что за чудеса! Вошел я к тебе — вижу, работаешь за станом, а перед тобой заяц пляшет.
  • Заговорила ты, и странных речей твоих я никак не пойму. Сперва ты сказала: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз!» Про отца и мать своих сказала: «Пошли взаймы плакать», а про брата: «Сквозь ноги смерти в глаза глядеть», и ни единого слова я тут не понял.
  • Улыбнулась девушка и сказала: Ну чего уж тут не понять? Подъехал ты ко двору и в дом вошел, а я сижу неприбранная, гостя не встречаю. Был бы пес во дворе, почуял бы тебя издали, лаял бы: вот и были бы у двора уши.
  • А кабы в доме моем было дитя, увидело бы тебя, как ты через двор шел, и мне бы сказало: вот был бы и дом с глазами.
  • Отец и мать пошли на похороны и там плачут, а когда они помрут, другие над ними плакать будут: значит, сейчас они свои слезы взаймы проливают.
  • Сказала я, что брат мой, как и отец — бортник, в лесу они собирают по деревьям мед диких пчел. Вот и сейчас брат ушел бортничать, залезет на дерево как можно повыше и вниз поглядывает, как бы не сорваться, ведь кто сорвался, тому конец! Потому я и сказала: «Сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

— Вижу, мудрая ты девица, — говорит юноша. А как же звать тебя? — Зовут меня Феврония.

  • — А я из дружины муромского князи Петра. Тяжело болеет наш князь — весь в язвах. Он своей рукой убил оборотня, змея летучего, и где обрызгала его кровь змеиная, там и струпья явились. Искал он лекаря в своем княжестве, многие его лечили, никто не вылечил. Приказал сюда себя привезти: говорят, здесь много искусных целителей. Да не знаем мы, как их звать и где они живут, вот и ходим, спрашиваем о них.
  • Феврония подумала и говорит: Только тот может князя твоего вылечить, кто себе его потребует.
  • Дружинник спрашивает: Как это говоришь, что себе потребует князя моего? Для того, кто его вылечит, князь Петр не пожалеет никаких богатств. Ты скажи мне имя его, кто он и где живет.
  • — Приведи князя твоего сюда. Если он добросердечен и не высокомерен, то будет здоров, — ответила Феврония.
  • Вернулся дружинник к князю и все ему подробно рассказал, что видел и слышал. Князь Петр приказал отвезти его к этой мудрой девушке.
  • Привезли его к дому Февронии. Князь послал к ней слугу своего спросить: Скажи, девушка, кто это хочет меня вылечить?

Пусть исцелит меня от язв — и получит богатую мзду.

А она прямо и говорит:

— Я сама буду лечить князя, но богатств от него никаких не требую. Скажи ему от меня так: если не буду его супругой, не надо мне и лечить его.

  • Вернулся слуга и доложил князю все, что сказала девушка. Князь Петр не принял всерьез ее слов, он подумал: «Как это мне, князю, жениться на дочери бортника?» И послал к ней сказать: — В чем же тайна врачевства твоего, начинай лечить. А если вылечишь, возьму тебя в жены.
  • Посланный передал ей слова князя; она взяла небольшую плошку, зачерпнула из дежи хлебной закваски, дунула на нее и говорит: Истопите вашему князю баню, а после бани пусть мажет по всему телу свои язвы и струпья, но один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!

И принесли князю эту мазь.

  • И велел он истопить баню, но, прежде чем довериться ее снадобью, решил князь испытать ее мудрость хитрыми задачами. Запомнились ему ее мудрые речи, которые передал первый его слуга.
  • Послал ей малый пучок льну и велел передать: «Коли хочет эта девушка супругой моей стать, пусть покажет нам мудрость свою. Если она и вправду мудрая, пусть из этого льна сделает мне рубаху, портки и полотенце за то время, пока я буду в бане париться».
  • Слуга принес ей пучок льну и передал княжий наказ. Она велела слуге: Заберись-ка на эту печь, сними с грядки сухое поленце, принеси сюда.
  • Слуга послушно достал ей полено. Отмерила она одну пядь и говорит: Отсеки этот кусок от поленца. Он отрубил.
  • Тогда она говорит: — Возьми эту чурочку, отнеси князю своему

  • И скажи от меня: «За то время, пока я пучок льну очешу, пусть князь из этой чурочки сделает мне ткацкий стан и все снаряды, чтобы выткать полотно ему на белье».
  • Слуга отнес князю чурочку и пересказал речи девушки. Князь посмеялся и послал его назад: Иди скажи девушке, что нельзя из такой малой чурки в такое малое время столько изделий приготовить.
  • Слуга передал слова князя. Феврония только того и ждала.

— Ну, спроси тогда его, разве можно из такого пучка льну взрослому мужчине за то время, пока он в бане попарится, выделать и рубашку, и портки, и полотенце?

  • Слуга пошел и передал ответ князю.

Выслушал князь и подивился: ловко ответила.

  • После этого сделал он, как велела девушка: помылся в бане и помазал все язвы и струпья ее мазью, а один струп оставил непомазанным.
  • Вышел из бани — и болезни не чувствует, а наутро глядит — все тело чисто и здорово, только один струп остался, что он не помазал, как велела девушка.

Изумился он быстрому исцелению. Однако не захотел взять ее в жены из-за низкого ее рода и послал ей богатые дары. Она даров не приняла.

Уехал князь Петр в свою вотчину, в город Муром, совсем здоровым.

  • Но оставался на теле у него один струп, оттого что не помазал его целебной мазью, как наказывала девушка. Вот от этого-то струпа и пошли по всему телу новые струпья и язвы с того самого дня, как уехал он от Февронии. И опять тяжело заболел князь, как и в первый раз.

Пришлось вернуться к девушке за испытанным лечением.

  • Добрались до ее дому, и как ни стыдно князю было, послал к ней опять просить исцеления.
  • Она, нимало не гневаясь, говорит: — Если станет князь моим супругом, то будет совсем исцелен.
  • Тут уж он твердое слово дал, что возьмет ее в жены. Она, как и прежде, дала ему закваски и велела выполнить то же самое лечение.

Князь совсем вылечился и женился на ней. Таким-то чином стала Феврония княгиней.

Приехали они в отчизну князя, в город Муром, и жили благочестиво, блюдя Божий заповеди.

  • Когда же умер в скором времени князь Павел, стал князь Петр самодержавным правителем в своем городе.
  • Бояре муромские не любили Февронию, поддавшись наущению жен своих, а те ее ненавидели за низкий род. Но славилась она в народе добрыми делами своими.
  • Раз пришел один ближний боярин к князю Петру, чтоб поссорить его с женой, и сказал: Ведь она из-за стола княжеского каждый раз не по чину выходит. Перед тем как встать, всегда собирает она со скатерти крошки, как голодная.
  • Захотел князь Петр проверить это и приказал раз накрыть ей стол рядом с собой. Когда обед подошел к концу, она, как с детства привыкла, смахнула крошки в горсть.
  • Князь взял ее за руку, велел раскрыть кулачок и видит: на ладони у нее благоуханная смирна и фимиам. С того дня он больше уже ее не испытывал.
  • Прошло еще время, и пришли к нему бояре, гневные и мятежные:

— Мы хотим, князь Петр, праведно тебе служить, как нашему самодержцу, но не хотим, чтобы Феврония была княгиней над нашими женами.

Если хочешь остаться у нас на княжом столе, возьми другую княгиню, а Феврония, получив изрядное богатство, пусть идет от нас, куда хочет.

  • Князь Петр всегда был спокойного нрава и без гнева и ярости ответил им: Скажите-ка сами об этом княгине Февронии, послушаем, что она вам на это скажет.
  • Мятежные бояре, потеряв всякий стыд, устроили пиршество, и, когда хорошо выпили, развязались у них языки и начали отрицать они ее чудесный дар исцеления, которым Бог наградил ее не только при жизни, но и по смерти.
  • Под конец пира собрались они возле князя с княгинею и говорят: Госпожа княгиня Феврония! От всего города и от боярства говорим тебе: дай нам то, о чем мы тебя попросим.
  • Она ответила: — Возьмите, чего просите.
  • Тогда бояре в один голос закричали: Мы все хотим, чтоб князь Петр был владыкой над нами, а наши жены не хотят, чтоб ты правила ими. Возьми богатства, сколько хочешь, и уезжай, куда тебе угодно.
  • Она им и говорит: Я обещала вам, что получите то, чего просите. А теперь обещайте вы дать мне то, чего я у вас попрошу.
  • Бояре же, недогадливые, обрадовались, думая, что легко от нее откупятся, и поклялись: Что ни попросишь, сразу же беспрекословно отдадим тебе!

Княгиня и говорит: — Ничего мне от вас не надо, только супруга моего, князя Петра.

  • Подумали бояре и говорят: Если князь Петр сам того захочет, ни слова перечить не будем»
  • Злобные их души озарились дьявольской мыслью, что вместо князя Петра, если он уйдет с Февронией, можно поставить другого самодержца, и каждый из них втайне надеялся стать этим самодержцем.
  • Князь Петр не мог нарушить заповедь Божию ради самодержавства. Ведь сказано: «Кто прогонит жену, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам станет прелюбодеем».

Поэтому князь Петр решил отказаться от княжества.

  • Бояре приготовили им большие суда, потому что под Муромом протекает река Ока, и уплыли князь Петр с супругою своею на этих судах.
  • Среди приближенных был с ними на судне один человек со своей женой. Соблазняемый бесом, этот человек не мог наглядеться на княгиню Февронию, и смущали его дурные помыслы.
  • Она угадала его мысли и говорит как-то ему: Зачерпни-ка воды с этой стороны судна и испей ее.
  • Он сделал это.
  • — Теперь зачерпни с другой стороны и испей. Испил он опять.
  • — Ну как? Одинакова на вкус или одна слаще другой?
  • — Вода как вода, и с той стороны и с этой.
  • — И женское естество одинаково. Почему же, забывая свою жену, ты о чужой помышляешь?
  • И понял боярин, что она читает чужие мысли, не посмел больше предаваться грешным помыслам.

Плыли они весь день до вечера

  • И пришла пора причалить к берегу на ночлег. Вышел князь Петр на берег, ходит по берегу и размышляет:

«Что теперь с нами будет, не напрасно ли я сам лишил себя самодержавства?»

  • Прозорливая же Феврония, угадывая его мысли, говорит ему:

— Не печалься, князь, милостивый Бог и жизни наши строит, он не оставит нас в унижении.

  • Тут же на берегу слуги готовили княжеский ужин. Срубили несколько деревьев, и повар повесил на двух суковатых рассошках свои котлы.
  • После ужина проходила княгиня Феврония по берегу мимо этих рассошек, благословила их и говорит: Пусть вырастут из них наутро деревья с ветками и листвой!
  • Так и сбылось. Встали утром, а на месте рассошек большие деревья шумят листвой. И только хотели люди собирать шатры и утварь, чтобы переносить их на суда…

Прискакало посольство из города Мурома челом бить князю

— Господин наш князь! Мы пришли к тебе от всего города, не оставь нас, сирот твоих, вернись в свою вотчину.

  • Мятежные вельможи муромские друг друга перебили, каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли.
  • А остальные вельможи и весь народ молят тебя: «Князь, господин наш, прости, что прогневали мы тебя!

Говорили тебе лихие бояре, что не хотят, чтоб княгиня Феврония правила женами нашими, но теперь нет уж их, все мы однодушно тебя с Февронией хотим, и любим, и молим, не покидайте рабов своих!»

И вернулись князь Петр и княгиня Феврония в Муром.

Правили они в городе своем по законам Божьим и были милостивы к своим людям, как чадолюбивые отец и мать.

  • Со всеми были равно сердечны, не любили только спесивых и грабительствующих, не жадны были к земным богатствам, но для вечной жизни богатели. Истинными пастырями города они были, не яростью и страхом правили, а истиной и справедливостью. Странствующих принимали, голодных кормили, нищих одевали, несчастных от гонений избавляли.
  • Когда приблизилась их кончина, они молили Бога, чтобы в один час переселиться в лучший мир. И завещали, чтобы похоронили их в одной большой каменной гробнице с перегородкой посредине.
  • В одно время облачились они в иноческие одежды и приняли монашество.

Князя Петра назвали в иночестве Давидом, а Февронию — Евфросинией.

Перед самой кончиной княгиня Феврония вышивала покров с ликами Святых на престольную чашу для собора.

  • Приняв иночество, князь Петр, названный теперь Давидом, послал сказать ей: «О сестра Евфросиния! Близка моя кончина, но жду тебя, чтобы вместе покинуть этот мир.»
  • Она ответила: «Подожди, господин мой, сейчас дошью покров для Святой церкви».
  • И во второй раз прислал князь сказать: «Недолго могу ждать тебя».
  • И в третий раз послал: «Отхожу из этого мира, не могу больше ждать!»
  • Княгиня-инокиня в это время вышивала последний покров, уже вышила лик святого и руку, а одежды его еще не вышила и, услышав зов супруга своего, воткнула иглу, замотала вокруг нее нитку и послала сказать князю Петру — в иночестве Давиду, — что и она готова.

День семьи, любви и верности – 8 июля

  • Официально установлен, как праздник, в России указом Президента от 28 июня 2022 года.
  • День семьи, любви и верности, это праздник в России, который отмечается 8 июля и приурочен к православному дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии.
  • Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час — 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю).

Символ праздника — ромашка

  • Символом праздника выбрали ромашку, простой, но благородный цветок.

Ромашка — цветок примирения

Мотивационные статьи и цитаты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *