Повесть о Петре и Февронии

Повесть о Петре и Февронии Муромских. Повесть эта, — то ли быль, то ли сказка.

Написана повесть предположительно к открытию общерусского церковного собора 1547 года. Тогда Петр и Феврония были причислены к лику святых.

  • Автор повести — Ермолай, протоиерей Московской придворной церкви, принявший монашество под именем Еразм.
Повесть о Петре и Февронии

Пётр и Феврония Муромские. Муром, Россия

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Есть в Русской земле город, называемый Муром. Рассказали мне, что правил им когда-то добрый князь по имени Павел.

Дьявол наслал в терем княгини летучего змея

  • Ненавидя всякое добро в роде человеческом, дьявол наслал в терем княгини Павловой летучего змея — обольщать ее на блуд.
  • Когда находило на нее это наваждение, она видела его таким, каков он есть, а всем, кто входил в это время к княгине, представлялось, что это князь сидит со своею женою.
  • Прошло немало времени, и жена князя Павла не утаила, рассказала мужу все.

 

Князь задумался, что сделать со змеем?

  • Князь задумался, что сделать со змеем, и не мог придумать. 
  • Потом сказал жене: Сколько ни думаю, не могу придумать, как мне справиться с этим нечистым духом. Я той смерти не знаю, какую ему можно учинить.

Вот как мы сделаем. Когда будет он с тобою говорить, спроси-ка ты хитро и лукаво его самого об этом: не знает ли этот оборотень-змей, от чего ему смерть суждена.

  • Если ты это узнаешь и нам поведаешь, то не только избавишься от его гнусного дыхания и осквернения, о котором мерзко и говорить, но и в будущей жизни умилостивишь к себе неподкупного судию — Христа!
  • Княгиня обрадовалась словам своего мужа и подумала: «Хорошо, когда б это сбылось».
  • Вот прилетел к ней оборотень-змей, она заговорила с ним о том, о другом льстиво и лукаво, храня в памяти своей добрый умысел, и, когда он расхвастался, спросила смиренно и почтительно, восхваляя его:

— Ты ведь все знаешь, наверное, и то знаешь, какова и от чего суждена тебе кончина?

И тут великий обманщик сам был обманут лестью красивой женщины, — и сам не заметил, как выдал свою тайну: Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча.

  • Княгиня, услышав эту загадку, твердо запомнила ее; когда змей улетел, пересказала мужу, как он ей ответил. Князь выслушал и задумался, что это значит: «Смерть от Петрова плеча, от Агрикова меча?»

 

Был у него родной брат, князь по имени Пётр.

Призвал он его в ближайшие дни и рассказал о змее и его загадке. Князь Петр, услышав, что змей назвал его именем того, кто с ним покончит, мужественно решился одолеть его. Но смущала его мысль, что ничего не знает об Агрикове мече.

  • Он любил молиться в малолюдных церквах. Пришел он как-то один в загородную церковь Воздвижения, что в женском монастыре.

Тут подошел к нему подросток, служка церковный, и сказал:

— Князь! Хочешь, покажу тебе Агриков меч?

  • Тотчас вспомнил князь о своем решении и поспешил за служкой: — Где он, дай взгляну!
  • Служка повел его в алтарь и показал щель в алтарной стене между кирпичами: в глубине щели лежал меч. Доблестный князь достал этот меч и вернулся в княжий двор. Рассказал он брату, что теперь уже готов, и с того дня ждал удобного времени — убить летучего змея.
  • Он каждый день приходил спросить о здравии брата своего и заходил потом к снохе по тому же чину.
  • Раз побывал он у брата и сразу от него пошел на княгинину половину. Вошел и видит: сидит с княгинею брат, князь Павел.
  • Вышел он от нее и повстречал одного из свиты князя: Скажи мне, что за чудо такое: вышел я от брата к снохе моей, оставил его в своей светлице и нигде не задержался, а вхожу к княгине — он там сидит; изумился я, как же он раньше меня успел туда?
  • Приближенный князя отвечает: Не может этого быть, господин мой! Никуда не отлучался князь Павел из покоев своих, когда ты ушел от него.

Тогда князь Петр понял, что это колдовство лукавого змея.

Заветный Агриков меч

  • Взял он заветный Агриков меч и пошел в покои своей снохи, опять увидел возле нее змея в образе брата, но теперь он был уже твердо уверен, что это не брат, а оборотень — змей, и поразил его мечом.
  • В тот же миг змей принял свой настоящий вид, забился в предсмертных судорогах и издох.
  • Но струи крови чудовища обрызгали тело князя Петра, и от этой поганой крови он покрылся струпьями, потом язвами и тяжело заболел.

Он призывал всех врачей своего княжества, чтобы исцелили его, но ни один не мог его вылечить.

Прослышал он, что в Рязанской земле много лекарей, и велел отвезти себя туда, потому что болезнь его очень усилилась и он не мог уже сидеть на коне. Привезли его в Рязанскую землю, и разослал он свою дружину во все концы искать лекарей.

Феврония

  • Вижу, мудрая ты девица, — говорит юноша. А как же звать тебя? — Зовут меня Феврония.
  • А я из дружины муромского князи Петра. Тяжело болеет наш князь — весь в язвах. Он своей рукой убил оборотня, змея летучего, и где обрызгала его кровь змеиная, там и струпья явились.
  • Феврония подумала и говорит: Только тот может князя твоего вылечить, кто себе его потребует.
  • Пусть исцелит меня от язв — и получит богатую мзду.
  • А она прямо и говорит: Я сама буду лечить князя, но богатств от него никаких не требую. Скажи ему от меня так: если не буду его супругой, не надо мне и лечить его.
  • И принесли князю эту мазь. Изумился он быстрому исцелению. Однако не захотел взять ее в жены из-за низкого ее рода и послал ей богатые дары. Она даров не приняла.
  • Уехал князь Петр в свою вотчину, в город Муром, совсем здоровым. И опять тяжело заболел князь, как и в первый раз.

Пришлось вернуться к девушке за испытанным лечением.

Добрались до ее дому, и как ни стыдно князю было, послал к ней опять просить исцеления.

Она, нимало не гневаясь, говорит: — Если станет князь моим супругом, то будет совсем исцелен.

  • Тут уж он твердое слово дал, что возьмет ее в жены. Она, как и прежде, дала ему закваски и велела выполнить то же самое лечение.
  • Когда же умер в скором времени князь Павел, стал князь Петр самодержавным правителем в своем городе.

Мы хотим, князь Петр, праведно тебе служить, как нашему самодержцу, но не хотим, чтобы Феврония была княгиней над нашими женами.

Если хочешь остаться у нас на княжом столе, возьми другую княгиню, а Феврония, получив изрядное богатство, пусть идет от нас, куда хочет.

  • Тогда бояре в один голос закричали: Мы все хотим, чтоб князь Петр был владыкой над нами, а наши жены не хотят, чтоб ты правила ими. Возьми богатства, сколько хочешь, и уезжай, куда тебе угодно.
  • Княгиня и говорит: — Ничего мне от вас не надо, только супруга моего, князя Петра.
  • Поэтому князь Петр решил отказаться от княжества.
  • Плыли они весь день до вечера. Не печалься, князь, милостивый Бог и жизни наши строит, он не оставит нас в унижении.

 

Прискакало посольство из города Мурома челом бить князю

Господин наш князь! Мы пришли к тебе от всего города, не оставь нас, сирот твоих, вернись в свою вотчину.

  • Мятежные вельможи муромские друг друга перебили, каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли.
  • А остальные вельможи и весь народ молят тебя: «Князь, господин наш, прости, что прогневали мы тебя!

Говорили тебе лихие бояре, что не хотят, чтоб княгиня Феврония правила женами нашими, но теперь нет уж их, все мы однодушно тебя с Февронией хотим, и любим, и молим, не покидайте рабов своих!»

И вернулись князь Петр и княгиня Феврония в Муром.

Правили они в городе своем по законам Божьим и были милостивы к своим людям, как чадолюбивые отец и мать.

  • Со всеми были равно сердечны.
  • Правили истиной и справедливостью.
  • Странствующих принимали, голодных кормили, нищих одевали, несчастных от гонений избавляли.

Когда приблизилась их кончина, они молили Бога, чтобы в один час переселиться в лучший мир. И завещали, чтобы похоронили их в одной большой каменной гробнице с перегородкой посредине.

  • В одно время облачились они в иноческие одежды и приняли монашество.

Князя Петра назвали в иночестве Давидом, а Февронию — Евфросинией.

Перед самой кончиной княгиня Феврония вышивала покров с ликами Святых на престольную чашу для собора.

  • Приняв иночество, князь Петр, названный теперь Давидом, послал сказать ей:
  • «О сестра Евфросиния! Близка моя кончина, но жду тебя, чтобы вместе покинуть этот мир.»
  • Она ответила: «Подожди, господин мой, сейчас дошью покров для Святой церкви».
  • И во второй раз прислал князь сказать: «Недолго могу ждать тебя».
  • И в третий раз послал: «Отхожу из этого мира, не могу больше ждать!»

Княгиня-инокиня в это время вышивала последний покров, уже вышила лик святого и руку, а одежды его еще не вышила и, услышав зов супруга своего, воткнула иглу, замотала вокруг нее нитку и послала сказать князю Петру — в иночестве Давиду, — что и она готова.

 

В России 8 июля празднуют День семьи, любви и верности 

  • Официально установлен, как праздник, в России указом Президента от 28 июня 2022 года.

День семьи, любви и верности, это праздник в России, который отмечается 8 июля и приурочен к православному дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии.

Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час — 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю).

Символом праздника выбрали ромашку, простой, но благородный цветок. Ромашка — цветок примирения

Мотивационные статьи и цитаты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *