Министры ИД и МО стран БРИКС 2024 г.

Министры Иностранных Дел и Международных отношений стран БРИКС сделали 10 июня 2024 года совместное заявление из 54 пунктов.

Министры ИД и МО стран БРИКС

  • БРИКС, это межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики, Южно-Африканской Республики (с декабря 2010 г.).
  • 2024 год является значимой вехой развития БРИКС с учетом подключения новых участников – с 1 января полноформатными членами объединения стали Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия.
Содержание скрыть

 

Совместное заявление БРИКС

  1. Министры иностранных дел и международных отношений стран БРИКС провели 10 июня 2024 года заседание в Нижнем Новгороде, Российской Федерации. 

  • Они обменялись мнениями по основным глобальным и региональным тенденциям и вопросам.
  • Они вновь подтвердили приверженность укреплению стратегического партнерства БРИКС по трем магистральным направлениям – политика и безопасность, экономика и финансы, культурные и гуманитарные связи.
  • Они вновь подтвердили свою приверженность духу БРИКС, подразумевающему взаимоуважение и взаимопонимание, равенство, солидарность, открытость, инклюзивность и консенсус.

 

Поддержка новых стран БРИКС

  1. Приветствуя активное участие новых стран БРИКС, Министры заверили в неизменной поддержке их органичной и полной интеграции в механизмы сотрудничества БРИКС.

 

О роли ООН в международной системе

  1. Министры подтвердили приверженность многосторонности и соблюдению международного права, включая цели и принципы, закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН), являющемся его неотъемлемым краеугольным камнем.

  • Сохранению центральной роли ООН в международной системе, в рамках которой суверенные государства сотрудничают в целях поддержания международного мира и безопасности.
  • Продвижения устойчивого развития, поощрения и защиты демократии, прав человека и основных свобод для всех, а также продвижения сотрудничества на основе солидарности, взаимного уважения, справедливости и равенства.

 

Система БРИКС

  1. Министры подтвердили приверженность укреплению и совершенствованию глобального управления.

  • Посредством продвижения более гибкой, эффективной, действенной, адаптивной, представительной, легитимной, демократичной и подотчетной международной и многосторонней системы.
  • И обеспечению более активного и значимого участия развивающихся и наименее развитых стран, особенно африканских, в глобальных структурах и процессах принятия решений с тем, чтобы обеспечить их большее соответствие современным реалиям.

 

О реформе ООН и Совета Безопасности

  1. Принимая во внимание вторую Йоханнесбургскую декларацию 2023 года, Министры выступили в поддержку всеобъемлющей реформы ООН, включая ее Совет Безопасности, с целью повышения ее демократичности, представительности, эффективности и действенности.

  • А также увеличения представленности развивающихся стран во всех категориях членства в Совете с тем, чтобы он мог надлежащим образом реагировать на текущие глобальные вызовы.
  • И поддерживают законные устремления развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки, в том числе стран БРИКС, играть более значимую роль в международных делах, в частности, в ООН, в том числе ее Совете Безопасности.
  • Они также признали законные устремления африканских стран, отраженные в консенсусе Эзулвини и Сиртской декларации.

 

Группа двадцати

  1. Министры вновь подтвердили важность «Группы двадцати» в качестве главной площадки международного экономического сотрудничества.

  • Объединяющей как развитые, так и развивающиеся страны на равноправной и взаимовыгодной основе.
  • Где крупные экономики осуществляют совместный поиск решений для глобальных проблем в целях достижения инклюзивного, выгодного для всех глобального экономического роста.
  • Они выразили твердое мнение, что «Группа двадцати» должна продолжать продуктивно функционировать, сосредотачиваясь на достижении конкретных результатов и принимая решения на основе консенсуса.
  • Они подтвердили приверженность сбалансированному подходу посредством усиления и дальнейшего повышения инклюзивности «Группы двадцати».
  • В том числе посредством эффективного интегрирования голоса Глобального Юга в повестку дня «Группы двадцати».
  • Они приветствовали и поддержали включение Африканского союза в состав «Группы двадцати» на саммите «Группы двадцати» в г.Нью-Дели.

 

Последовательные председательства в «Группе двадцати»

  1. Министры подтвердили, что последовательные председательства в «Группе двадцати» Индии, Бразилии и ЮАР в 2023-2025 гг. закладывают прочную основу для устранения неравенств, перекосов и недостатков в мировой экономике.

  • Выразили поддержку преемственности и сотрудничеству между их председательствами в «Группе двадцати» и пожелали им успехов в их работе.
  • В связи с этим они одобрили три приоритета Бразилии в качестве председателя «Группы двадцати» – борьба с голодом, бедностью, неравенством.
  • Обеспечение устойчивого развития во всех трех аспектах.
  • Осуществление реформы глобального управления и рассчитывают на успешное проведение 19-го саммита «Группы двадцати» под председательством Бразилии.
  • Они вновь подтвердили готовность к координации позиций по повестке дня «Группы двадцати».

 

Об изменении климата

  1. Министры подтвердили необходимость выполнения целей и положений Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) и Парижского соглашения, включая принципы справедливости и общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей, в свете различных национальных условий.

  • Министры призвали все стороны к полной реализации Конвенции и Соглашения.
  • Они подчеркнули необходимость ускорения передачи развитыми государствами недорогих климатических технологий на доступной основе.
  • Наращивания потенциала с задействованием доступных, соразмерных, предсказуемых и своевременных новых дополнительных финансовых ресурсов в качестве ключевых инструментов реализации мер по борьбе с изменением климата в развивающихся странах.
  • Они вновь призвали развитые страны, непосредственно перечисленные в Приложении II к Конвенции, выполнить свои финансовые обязательства в области климата, включая общую цель по привлечению 100 миллиардов долларов США в год на нужды развивающихся стран.
  • Они подчеркнули необходимость установления до 2025 года амбициозной новой коллективной количественной цели по климатическому финансированию сообразно с потребностями и приоритетами развивающихся стран.
  • Министры выступили против принятия любых ограничительных мер в глобальной торговле под предлогом борьбы с изменением климата.
  • Министры отметили, что РКИК ООН является подходящей площадкой для решения вопросов, относящихся к изменению климата, во всех измерениях.
  • Это относится и к поддержке осуществления определяемых на национальном уровне вкладов, а также к национальным планам по адаптации.
  • Министры подтвердили важность устранения разрыва в области финансирования мер по адаптации, в том числе за счет удвоения выделяемых на нее средств.
  • Поскольку это является ключевым условием достижения глобальной цели по адаптации и реализации Рамочной программы ОАЭ по обеспечению глобальной устойчивости климата.
  • Также важным является наличие поддержки действий развивающихся стран в области климата со стороны агентств ООН.
  • Многосторонних банков развития (МБР) и других международных структур посредством дополнительного льготного финансирования мер по борьбе с изменением климата и передачи дешевых климатических технологий, наращивания потенциала и технической поддержки.

 

Обсуждения проблематики изменения климата

  1. Министры напомнили, что РКИК, включая ежегодные заседания Конференции сторон (КС), является подходящей и легитимной международной площадкой для обсуждения проблематики изменения климата во всех ее измерениях.

  • Министры отвергли попытки увязать вопросы безопасности с повесткой дня по изменению климата.
  • Министры высоко оценили организацию Объединенными Арабскими Эмиратами КС-28 в Дубае в период с 30 ноября по 13 декабря 2023 года.
  • Министры поддержали организацию Азербайджаном КС-29 в 2024 году и КС-30 в 2025 году.
  • Приветствовали кандидатуру Индии на проведение КС-33 в 2028 году.

 

Фонд для возмещения потерь и ущерба в рамках РКИК

  1. Министры приветствовали создание Фонда для возмещения потерь и ущерба в рамках РКИК в ходе КС-27 в Шарм-эш-Шейхе и его запуск в ходе КС-28 в ОАЭ.

  • Подтвердили его важную роль в поддержке всех развивающихся стран в вопросах возмещения потерь и ущерба, вызванных изменением климата.

 

Об усилиях по решению проблемы изменения климата

  1. Министры подчеркнули важность того, что ведущая роль в области справедливых путей перехода и преобразований, направленных на борьбу с климатическими вызовами и способствующих глобальным усилиям по решению проблемы изменения климата, принадлежит самим странам.

  • При лидерстве в этой области развитых государств, предоставляющих со своей стороны необходимую поддержку развивающимся странам в соответствии с обязательствами в рамках РКИК и Парижского соглашения.

 

Климатическое финансирование развивающихся стран

  1. Министры выразили полную приверженность успешному проведению КС-29 в Азербайджане.

  • Ожидают содержательных итогов в области климатического финансирования развивающихся стран как ключевого инструмента для осуществления текущих и будущих определяемых на национальном уровне действий и целей в области смягчения последствий, адаптации, потерь и ущерба.

 

Развитие всемирной охраны здоровья

  1. Министры отметили возрастающую актуальность взаимосвязи между вопросами устойчивого развития и всемирной охраны здоровья.

  • Международное сотрудничество в области здравоохранения должно быть инклюзивным, основанным на равенстве и ориентированным на результат на благо всех людей.
  • Они подтвердили, что глобальная система здравоохранения должна быть открытой, инклюзивной, научной, не политизированной.
  • Основанной на принципах равного доступа, прозрачности, равенства, взаимоуважения, соответствовать принципам и целям Устава ООН при должном уважении суверенитета и интересов всех государств.
  • Они вновь подтвердили приверженность наращиванию на национальном уровне усилий для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения.
  • Включая всеобщий доступ к качественным основным медицинским услугам.
  • Безопасным, эффективным, качественным и доступным жизненно необходимым лекарствам, и вакцинам.
  • Коллективного потенциала по предотвращению глобальных пандемий, готовности к ним и реагированию на них.
  • Укреплению возможностей сообща бороться с любыми подобными пандемиями в будущем.

 

Координация БРИКС в области всемирной охраны здоровья

  1. Министры поддержали повышение координации БРИКС в области всемирной охраны здоровья.

  • Они констатировали сотрудничество БРИКС в области противодействия туберкулезу и антимикробной резистентности.
  • Расширения возможностей по предотвращению распространения инфекционных заболеваний.
  • Решению других проблем в сфере здравоохранения.
  • Таких как неинфекционные заболевания.
  • Научных исследований.
  • Обмена опытом, включая по традиционным медицинским системам.
  • Финансирования здравоохранения.
  • Ядерной медицины.
  • Цифрового здравоохранения.
  • Системы раннего предупреждения о чрезвычайных ситуациях.
  • Устойчивых систем охраны здоровья.
  • Локализации производства и партнерства в области охраны здоровья, вносит существенный вклад в соответствующие международные усилия.

 

Международное право

  1. Министры признали негативное влияние на мировую экономику и устойчивое развитие односторонних подходов, нарушающих международное право.

  • Они выразили обеспокоенность по поводу применения односторонних принудительных мер, несовместимых с принципами Устава ООН.
  • Оказывающих негативное воздействие на экономический рост, торговлю, энергетику, здравоохранение и продовольственную безопасность, особенно в развивающихся странах.

 

Меры, не соответствующие международному праву

  1. Они осудили односторонние, запретительные, дискриминационные, протекционистские меры, не соответствующие международному праву, принимаемые под предлогом озабоченностей в сфере окружающей среды.

  • Такие как односторонние и дискриминационные механизмы пограничного корректирующего углеродного регулирования, бюрократические требования, налоги и другие меры.
  • Вновь подтвердили полную поддержку призыву не допускать односторонних торговых мер, связанных с климатом или окружающей средой, озвученному на КС-28.
  • Они также выступают против односторонних протекционистских мер, посредством которых намеренно нарушаются глобальные производственные цепочки и цепочки поставок, подрывается конкуренция.

 

Сохранение биологического разнообразия

  1. Министры вновь подтвердили важность сохранения биологического разнообразия, в том числе посредством реализации Куньминско-Монреальской глобальной рамочной программы по сохранению биоразнообразия.

  • Они подчеркнули необходимость борьбы с загрязнением, в том числе с загрязнением морской среды.
  • Подчеркивая значимость экономик замкнутого цикла, они акцентировали важность наращивания потенциала, развития инновационных технологий и международного сотрудничества для достижения прогресса по этим вопросам.
  • Министры подчеркнули необходимость обеспечения справедливого и равноправного итога переговоров по пластику в целях принятия нового договора в этой сфере.
  • Они акцентировали важность обеспечения справедливого и управляемого перехода, основанного на дополнительных, доступных, достаточных финансовых механизме и ресурсах.
  • Также на программах передачи чистых технологий развивающимся странам с целью поддержать их в выполнении любых обязательств, программ и действий, которые будут включены в это новое соглашение.

 

Обеспечение продовольственной безопасности

  1. Министры признали важность обеспечения продовольственной безопасности и питания, содействия сельскохозяйственному развитию.

  • Они призвали к дальнейшему сотрудничеству в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности.

 

ВТО

  1. Министры выразили поддержку открытой, прозрачной, справедливой, инклюзивной, равноправной, недискриминационной и основанной на правилах многосторонней торговой системе при центральной роли в ней Всемирной торговой организации (ВТО) с особым и дифференцированным режимом (ОДР) для развивающихся стран, включая наименее развитые, в качестве фундаментального принципа ВТО.

  • Они высоко оценили организацию Объединенными Арабскими Эмиратами 13-й Министерской конференции (МК-13) ВТО в Абу-Даби в период с 26 февраля по 2 марта 2024 года.
  • Они выразили приверженность оказанию поддержки необходимой реформе ВТО в целях укрепления устойчивости, повышения авторитета, эффективности и действенности Организации.
  • Это должно быть достигнуто путем управляемых членами Организации инклюзивных, транспарентных переговоров.
  • Они призвали к восстановлению полноценно и должным образом функционирующего механизма урегулирования споров, доступного всем членам, к 2024 году и скорейшему назначению новых членов Апелляционного органа.

 

Об интеллектуальной собственности

  1. Министры приветствовали принятие Всемирной организацией интеллектуальной собственности Договора об интеллектуальной собственности, генетических ресурсах и связанных с ними традиционных знаниях.

 

Группа экспертов ООН по минералам для энергоперехода

  1. Министры отметили создание Группы экспертов ООН по минералам для энергоперехода.

  • Они также вновь подтвердили, что стремление получить доступ к этим минералам, месторождения которых находятся преимущественно в развивающихся странах, не должно повторить былую несправедливость и бесчеловечную историю колониализма.
  • Министры призвали к тому, чтобы эти минералы служили социально-экономическому благополучию народов и стран, на территории которых эти минералы были обнаружены.
  • Они также согласились с тем, что страны, в которых находятся эти минералы, должны иметь возможность участвовать в глобальных цепочках добавленной стоимости без какой-либо дискриминации, при этом не ограничиваясь ролью лишь поставщиков сырья.

 

Условия энергоперехода

  1. Министры выразили поддержку продвижению справедливого, сбалансированного и сообразного соответствующим национальным приоритетам и условиям энергоперехода с задействованием всех источников энергии.

  • А именно возобновляемой энергии, включая биотопливо и гидроэнергетику, ископаемого топлива, ядерной энергии и водородного топлива, которые имеют решающее значение в контексте осуществления справедливого перехода к более гибким, устойчивым и стабильным энергетическим системам.

 

Всеобъемлющая реформа глобальной финансовой архитектуры

  1. Министры подчеркнули необходимость всеобъемлющей реформы глобальной финансовой архитектуры с тем, чтобы укрепить голос и представленность развивающихся стран в международных финансовых институтах.

  • Они вновь подтвердили озвученный в ходе КС-27 призыв обеспечить проведение реформы международных финансовых институтов, нацеленной на увеличение масштаба финансирования и упрощение доступа к ресурсам.
  • Они выразили надежду на успешное проведение обзора структуры акционерного капитала Международного банка реконструкции и развития в 2025 году.
  • Они выразили поддержку прочной глобальной системе финансовой безопасности при центральной роли устойчивого Международного валютного фонда (МВФ), основанного на системе квот и обладающего достаточными финансовыми ресурсами.
  • Они призвали к продолжению процесса реформы управления МВФ, в том числе путем создания в ходе общего обзора квот новой формулы их расчета, отражающей объем экономик его государств-членов.

 

Реформирование принципов и практики работы многосторонних банков

  1. Министры подчеркнули необходимость реформирования принципов и практики работы многосторонних банков развития (МБР).

  • В целях расширения их возможностей кредитования с тем, чтобы оказывать более эффективную поддержу развивающимся странам в части финансирования их нужд развития и борьбы с изменением климата в соответствии с Шарм-эш-Шейхским планом осуществления, принятым на КС-27 в Египте в ноябре 2022 года.

 

Новый банк развития

  1. Министры призвали Новый банк развития (НБР) руководствоваться принципом определяющей роли его членов и учета их потребностей.

  • Привлекать финансирование из разных источников посредством инновационных финансовых механизмов.
  • Усилить наращивание потенциала и обмен знаниями, в том числе с привлечением источников из развивающихся стран.
  • Оказывать поддержку странам-членам в достижении Целей в области устойчивого развития.
  • Продолжать повышать его эффективность и действенность для выполнения его мандата с тем, чтобы занять место ведущего многостороннего учреждения в области развития для стран с формирующимися рынками и развивающихся стран.
  • Они согласились совместно трансформировать НБР в многосторонний банк развития нового типа XXI века.
  • Они призвали банк выполнять его функции и задачи на справедливой и недискриминационной основе, в соответствии с Соглашением о Новом банке развития.
  • Министры выразили поддержку дальнейшему увеличению числа государств-акционеров НБР и скорейшему рассмотрению заявок от стран-участниц БРИКС, согласно утвержденной политике НБР.

 

Использование национальных валют

  1. Министры подчеркнули важность расширения использования национальных валют в торговле и финансовых транзакциях между странами БРИКС.

  • Они сослались на пункт 45 второй Йоханнесбургской декларации, в котором содержится поручение министрам финансов, управляющим центральными банками стран БРИКС рассмотреть вопрос об использовании национальных валют, платежных инструментов и платформ.
  • Доложить об итогах главам государств и правительств БРИКС.

 

Сотрудничество между странами БРИКС в области энергетики.

  1. Министры выразили намерение продвигать сотрудничество между странами БРИКС в области энергетики.

  • Они подчеркнули, что гарантированный всеобщий доступ к дешевой и надежной энергии и обеспечение энергетической безопасности является важнейшей основой для экономического развития, социальной стабильности, национальной безопасности и благополучия всех народов мира.
  • Они призвали к формированию устойчивых цепочек поставок, в особенности поставок определенных критически важных для энергоперехода минералов, материалов и технологий в целях обеспечения предсказуемого и бесперебойного энергоснабжения.
  • Они также призвали к формированию устойчивых глобальных цепочек поставок для обеспечения всеобщего доступа к дешевым, надежным, доступным, устойчивым и современным источникам энергии.
  • Они также подчеркнули необходимость повышения энергетической безопасности.
  • Рыночной стабильности путем укрепления цепочек добавленной стоимости.
  • Продвижения открытых, прозрачных и конкурентоспособных рынков.
  • Обеспечения защиты критической энергетической инфраструктуры.

 

Сотрудничество между транспортными ведомствами стран БРИКС

  1. Министры приветствовали сотрудничество между транспортными ведомствами стран БРИКС и итоги встречи министров транспорта БРИКС, состоявшейся 6 и 7 июня 2024 года в Санкт-Петербурге.

  • Министры указали на важность сближения подходов к созданию эффективных и безопасных международных транспортных коридоров для экономического роста БРИКС.
  • В качестве равно важной они выделили необходимость обеспечения безопасности существующих международных транспортных коридоров в целях предотвращения нарушения цепочек поставок и обеспечения безопасности морского транспорта в соответствии с международным правом.
  • Они также призвали к необходимому обмену информацией в области транспорта для повышения логистической эффективности и сокращения транспортных расходов.
  • Министры призвали к соблюдению суверенитета и территориальной целостности всех стран-участниц в рамках сотрудничества в области транспорта.

 

Мирное разрешение споров путем дипломатии

  1. Министры выразили обеспокоенность продолжающимися конфликтами во многих регионах мира.

  • Они подтвердили приверженность мирному разрешению споров путем дипломатии, инклюзивного диалога и консультаций в духе координации и сотрудничества и поддержали все усилия, способствующие мирному урегулированию кризисов.
  • Министры подчеркнули необходимость полного соблюдения норм международного гуманитарного права в конфликтных ситуациях и оказания гуманитарной помощи в соответствии с фундаментальными принципами гуманности, нейтралитета, беспристрастности и независимости, закрепленными в резолюции 46/182 ГА ООН.

 

Активное участие женщин в мирных процессах

  1. Министры признали важность более активного участия женщин в мирных процессах, включая предотвращение и разрешение конфликтов, миротворчество, миростроительство, постконфликтное восстановление и развитие, а также поддержание мира.

 

Проблемы в сфере безопасности

  1. Министры согласились с тем, что международное сообщество столкнулось с множественными рисками и вызовами, которые редко встречались раньше.

  • Различные проблемы в сфере безопасности продолжают возникать, что представляет собой угрозу для глобального мира и стабильности.
  • Министры призвали международное сообщество искать коллективные ответы на глобальные и региональные вызовы и угрозы безопасности, включая терроризм.
  • Министры подчеркнули необходимость соблюдения целей и принципов Устава ООН и уважения легитимных и обоснованных озабоченностей по вопросам безопасности всех стран.
  • Они подтвердили, что разногласия и споры между странами должны разрешаться мирно, посредством диалога и консультаций.

Ситуация на Украине и вокруг неё

  1. Министры вновь обозначили свои национальные позиции в отношении ситуации на Украине и вокруг нее, озвученные на соответствующих площадках, включая Совет Безопасности ООН и Генеральную Ассамблею ООН.

  • Они с признательностью отметили соответствующие предложения о посредничестве и добрых услугах, направленные на мирное разрешение конфликта через диалог и дипломатию.

 

Конфликты в регионе Ближнего Востока и Северной Африки

  1. Министры выразили серьезную озабоченность по поводу продолжающихся конфликтов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА).

  • Отметили Совместное заявление заместителей министров иностранных дел и специальных представителей стран БРИКС, принятое по итогам их встречи 25 апреля 2024 года.

 

О ситуации на оккупированной палестинской территории

  1. Министры выразили глубокую озабоченность ухудшением ситуации на оккупированной палестинской территории.

  • В частности, беспрецедентной эскалацией насилия в секторе Газа в результате военной операции Израиля, приведшей к массовым жертвам среди гражданского населения, большому количеству беженцев и разрушению гражданской инфраструктуры.
  • В связи с этим они призвали к действенной реализации соответствующих резолюций ГА ООН и резолюции 2720 СБ ООН.
  • К немедленному, безопасному и беспрепятственному предоставлению необходимой гуманитарной помощи непосредственно палестинскому гражданскому населению на всей территории сектора Газа.
  • Они также призвали к действенной реализации резолюции 2728 СБ ООН для скорейшего установления долгосрочного и устойчивого режима прекращения огня.
  • Они также призвали к немедленному и безусловному освобождению всех заложников и гражданских лиц, насильно удерживаемых в плену.
  • Они выразили глубокую озабоченность усиливающимися атаками Израиля на Рафах, которые могут привести к тяжелой гуманитарной ситуации.
  • Министры также осудили военную операцию Израиля в Рафахе, ее последствия, которые напрямую затрагивают жизни мирных граждан, особенно ввиду высокой плотности там гражданского населения Палестины.
  • Также катастрофические гуманитарные последствия блокирования пересечения границы Рафаха с палестинской стороны.
  • Они также вновь отвергли любые попытки, направленные на насильственное перемещение, выселение или переселение палестинцев с их земли.
  • Помимо этого, они предупредили об опасности распространения нестабильности на весь регион Ближнего Востока вследствие эскалации напряженности.
  • Они констатировали принятие Международным судом ООН обеспечительных мер в рамках судебного разбирательства, инициированного ЮАР против Израиля.
  • Министры выразили серьезную озабоченность по поводу продолжающегося вопиющего пренебрежения Израилем международным правом, Уставом, резолюциями ООН и постановлениями Суда.

 

Палестина: о членстве в ООН и государстве

  1. Министры вновь подтвердили свою поддержку полноправному членству Палестины в ООН.

  • Неизменную приверженность двугосударственному решению на основе международного права.
  • В том числе соответствующих резолюций СБ ООН и ГА ООН и Арабской мирной инициативы, которое подразумевает создание суверенного, независимого, жизнеспособного, живущего в мире и безопасности по соседству с Израилем Государства Палестина в пределах международно-признанных границ от июня 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме.

 

Принцип «африканским проблемам – африканское решение»

  1. Министры подтвердили, что принцип «африканским проблемам – африканское решение» должен и впредь служить основой для урегулирования конфликтов на Африканском континенте.

  • В связи с этим они подтвердили свою поддержку усилиям по установлению мира на континенте, включая меры, предпринимаемые Африканским союзом и африканскими субрегиональными организациями.

 

Достижения африканских государств по обеспечению мира и развития

  1. Министры высоко оценили усилия и достижения африканских государств по обеспечению мира и развития.

  • Вместе с тем выразив серьезную озабоченность по поводу продолжающихся конфликтов.
  • Угроз со стороны террористических организаций в различных субрегионах Африки.
  • Сохраняющегося конфликтного потенциала в Сахаро-Сахельском регионе, Демократической Республике Конго (ДРК), регионе Великих озёр и на Африканском Роге, в частности в Судане.
  • Также в связи с возрастающей активностью многочисленных террористических группировок и боевиков.
  • Министры вновь призвали к немедленному и безусловному прекращению боевых действий и мирному разрешению конфликта в Судане.
  • Организации беспрепятственного доступа к гуманитарной помощи для суданского населения и увеличению ее объема Судану и соседним с ним государствам.
  • Министры высоко оценили усилия государств Африки, Африканского союза, африканских субрегиональных организаций и ООН по продвижению процесса мирного урегулирования в Южном Судане.
  • Стабилизации ситуации в Центральной Африканской Республике.
  • Успех правительства Мозамбика в противодействии террористической угрозе на севере страны при поддержке Сообщества развития Юга Африки (САДК).

 

О ситуации на Гаити

  1. Министры выразили серьезную озабоченность продолжающимся ухудшением ситуации в области безопасности, а также гуманитарной, политической и экономической ситуации на Гаити.

  • Они подчеркнули, что текущий кризис требует решения, принятого по инициативе Гаити и подразумевающего национальный диалог.
  • Выстраивание консенсуса между местными политическими силами, структурами и обществом.
  • Призвали международное сообщество поддержать усилия Гаити по борьбе с преступными группировками.
  • Укреплению безопасности и созданию основы для долгосрочного социально-экономического развития страны.

 

Мирное урегулирование в Афганистане

  1. Министры подчеркнули необходимость скорейшего мирного урегулирования в Афганистане в целях укрепления региональной безопасности и стабильности.

  • Они высказались в поддержку Афганистана как независимого, единого, мирного государства, свободного от терроризма, войны и наркотиков. Они призвали к более заметным и поддающимся проверке мерам для предотвращения использования территории Афганистана террористами.
  • Они подчеркнули необходимость оказания срочной и бесперебойной гуманитарной помощи афганскому народу и гарантий соблюдения основных прав всех афганцев, в том числе женщин, девочек и представителей различных этнических групп.
  • Они приветствовали ведущую и эффективную роль региональных площадок, а также соседних с Афганистаном государств и приветствовали усилия таких региональных площадок и инициатив по содействию афганскому урегулированию.

 

Террористические акты как преступления

  1. Министры решительно осудили любые террористические акты как преступления, не имеющие оправданий, независимо от того, когда, по какой причине и кем бы ни совершались.

  • Они решительно осудили бесчеловечный теракт 22 марта 2024 года в «Крокус Сити Холл» в Москве.
  • Они вновь подтвердили приверженность борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях, в том числе трансграничным терроризмом, финансированием терроризма и предоставлением «безопасных гаваней» террористам.
  • Они подтвердили, что терроризм не следует ассоциировать с какой-либо религией, национальностью, цивилизацией или этнической группой, и что все, кто вовлечен в террористическую деятельность и ее поддержку, должны быть привлечены к ответственности и преданы правосудию в соответствии с международным правом.
  • Министры призвали к нулевой терпимости в отношении терроризма и отвергли двойные стандарты в области борьбы с терроризмом.
  • Они подчеркнули, что основная ответственность в области борьбы с терроризмом лежит на государствах.
  • Глобальные усилия по предотвращению и противодействию террористической угрозе должны полностью соответствовать их обязательствам в рамках международного права.
  • В том числе Уставу ООН – в частности, его целям и принципам.
  • Также соответствующим международным конвенциям и протоколам, в особенности относящимся к международному праву прав человека, международному праву беженцев и международному гуманитарному праву.
  • Они приветствовали деятельность Рабочей группы БРИКС по антитеррору и ее пяти подгрупп на основе Антитеррористической стратегии БРИКС и Плана действий по ее реализации.
  • Они также рассчитывают на дальнейшее углубление сотрудничества в области борьбы с терроризмом. Министры призвали к ускоренному завершению разработки и принятию в ООН всеобъемлющей конвенции о международном терроризме.

 

Интернет и другие информационные и коммуникационные технологии

  1. Министры заявили о необходимости всеобъемлющего укрепления механизмов противодействия возрастающему в условиях глобализированного общества использованию террористами и их сторонниками новых и развивающихся технологий.

  • Таких как интернет и другие информационные и коммуникационные технологии.
  • В том числе социальные сети.
  • В террористических целях, таких как вербовка и подстрекательство к совершению террористических актов, а также финансирование, планирование и подготовка террористической деятельности.

 

Наркоторговля

  1. Министры выразили озабоченность масштабами наркоторговли и ее беспрецедентным влиянием на здоровье и безопасность.

  • Они вновь подтвердили, что решение мировой проблемы наркотиков остается общей и совместной обязанностью.
  • Эта проблема должна выполняться на многосторонней основе посредством эффективного и более широкого международного сотрудничества.
  • Требует применения комплексного, междисциплинарного, взаимоукрепляющего, сбалансированного, научно обоснованного и всеобъемлющего подхода.
  • Они констатировали важность сотрудничества между странами БРИКС по вопросам борьбы с наркотиками.
  • Отметили состоявшуюся 21 и 22 мая 2024 года в Москве встречу Антинаркотической рабочей группы БРИКС.
  • Встреча была посвящена противодействию преступному использованию информационных и коммуникационных технологий в целях оборота наркотиков и отмывания доходов от преступлений, связанных с наркотиками.

 

Борьба с коррупцией

  1. Министры вновь подтвердили приверженность продвижению сотрудничества стран БРИКС в области борьбы с коррупцией и продолжению реализации соответствующих международных соглашений, в частности Конвенции ООН против коррупции.

  • Они приветствовали решимость Антикоррупционной рабочей группы БРИКС (АКГ БРИКС) разработать общее видение и предпринять совместные шаги по укреплению сотрудничества в области борьбы с коррупцией, возвращения активов и отказа в предоставлении «безопасных гаваней».
  • Министры выделили в качестве долгосрочного приоритета БРИКС важность дальнейшей реализации совместных проектов по наращиванию потенциала и повышению осведомленности.
  • Они высоко оценили деятельность АКГ в качестве платформы для углубленной координации между странами-участницами, в том числе и в рамках других профильных международных площадок.

 

Зоны, свободной от ядерного оружия

  1. Министры отметили первостепенное значение усилий, направленных на ускорение реализации резолюций о создании зоны, свободной от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, на Ближнем Востоке, включая Конференцию, созванную в соответствии с решением 73/546 ГА ООН.

  • Они призвали все приглашенные на эту Конференцию стороны принять добросовестное и конструктивное участие.

 

Меры по предотвращению попадания оружия массового уничтожения в руки негосударственных субъектов, в том числе террористов

  1. Министры также призвали к полной реализации резолюции 1540 СБ ООН, являющейся важным импульсом для государств к принятию на национальном уровне эффективных и энергичных мер по предотвращению попадания оружия массового уничтожения.

  • Средств его доставки и связанных с ними материалов в руки негосударственных субъектов, в том числе террористов, а также рамочных механизмов сотрудничества в этих целях на международном уровне.

 

Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве и размещения оружия в космосе

  1. Министры вновь выступили в поддержку обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности и предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК) и размещения оружия в космосе.

  • Ссылаясь на положения Договора о космосе, относящиеся к ПГВК, они подчеркнули необходимость переговоров по поводу многостороннего юридического инструмента по ПГВК.
  • Они отметили внесение на рассмотрение в рамках Конференции по разоружению в 2014 году обновленного проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК).
  • Они подчеркнули, что практические и добровольные обязательства, такие как меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космическом пространстве (МТДК) также могут содействовать ПГВК.

 

ИКТ

  1. Министры вновь подтвердили свою приверженность продвижению открытой, безопасной, стабильной, доступной и мирной среды ИКТ.

  • Они подчеркнули ведущую роль ООН в поощрении конструктивного диалога в целях достижения общего понимания по вопросам безопасности ИКТ и их использования, включая разработку всеобщей правовой основы в этой области.
  • Министры высоко оценили текущую деятельность Рабочей группы открытого состава ООН по безопасности ИКТ и их использованию в 2021-2025 годах.
  • На фоне существующих и потенциальных угроз злонамеренного использования ИКТ, Министры подтвердили срочную необходимость разработки всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях.
  • Заявили о своей поддержке успешного завершения работы Специального комитета ООН в соответствии с резолюциями 74/247 и 75/282 ГА ООН.

 

Дорожная карта

  1. Министры также констатировали необходимость развития практического сотрудничества в рамках БРИКС. В том числе посредством осуществления «дорожной карты»

  • Практического сотрудничества БРИКС в обеспечении безопасности в сфере использования ИКТ и отчете о результатах деятельности.
  • А также в рамках деятельности Рабочей группы БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ. Они приветствовали решение о создании Реестра контактных пунктов БРИКС.

 

Принципы равенства и взаимного уважения

  1. Министры подтвердили необходимость сотрудничества всех стран в области поощрения и защиты прав человека и основных свобод в соответствии с принципами равенства и взаимного уважения.

  • Они согласились и впредь относиться ко всем правам человека, включая право на развитие, справедливым и равным образом, без каких-либо различий и с одинаковым вниманием.
  • Они договорились укреплять сотрудничество по вопросам, представляющим общий интерес, как в рамках БРИКС, так и на многосторонних площадках.
  • Включая ГА ООН и Совет ООН по правам человека, с учетом необходимости продвигать, защищать и соблюдать права человека неизбирательным, неполитизированным и конструктивным образом, без двойных стандартов.
  • Они призвали к уважению демократии и прав человека. В связи с этим они подчеркнули, что они должны реализовываться как на уровне глобального управления, так и на национальном уровне.
  • Они подтвердили приверженность обеспечению поощрения и защиты демократии, прав человека и основных свобод для всех в целях построения общего безоблачного будущего для международного сообщества на основе взаимовыгодного сотрудничества.

 

О распространении дезинформации и недостоверной информации

  1. Министры выразили серьезную озабоченность экспоненциальным распространением дезинформации и недостоверной информации.

  • Они подчеркнули важность обеспечения свободного распространения информации.
  • Общественного доступа к точной, основанной на фактах информации.
  • Защиты прав человека и основных свобод, включая свободу мнений и их выражения.
  • Также цифровой и информационной грамотности в целях создания условий для значимого подключения, согласно соответствующим положениям национального и международного права.

 

Исламская Республика Иран

  1. Министры выразили глубокие и искренние соболезнования народу и правительству Исламской Республики Иран в связи с трагической гибелью Президента Ирана Э.Раиси, Министра иностранных дел Х.Амирабдоллахиана и других жертв.

 

О рыночной экономики

  1. Министры отметили значительный интерес к присоединению БРИКС со стороны развивающихся государств и государств с формирующейся рыночной экономикой.

  • Они обсудили модель стран-партнеров в соответствии с пунктом 92 второй Йоханнесбургской декларации.
  • Они провели обзор прогресса в проработке соответствующих вопросов, о котором должно быть доложено главам государств и правительств стран БРИКС на XVI саммите в Казани.

 

Расширение взаимодействия с развивающимися странами

  1. Министры выразили приверженность расширению взаимодействия с развивающимися странами.

  • Они приветствовали их участие в специальной сессии в рамках СМИД БРИКС, запланированной на 11 июня 2024 года, в качестве хорошей возможности провести обмен мнениями о текущих глобальных и региональных событиях.

 

Председательство в ВРИКС и Девиз  

  1. Министры выразили полную поддержку председательству Российской Федерации в БРИКС в 2024 году под девизом «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».

  • Они выразили приверженность совместной работе с целью обеспечения успешного проведения XVI саммита БРИКС.
  • Министры с нетерпением ожидают следующее заседание Министров иностранных дел/международных отношений стран БРИКС, которое состоится «на полях» 79-й сессии ГА ООН

под руководством Бразилии как следующего председателя в БРИКС в 2025 году.

Источники

  • Текст заявления – mid.ru/ru/foreign_policy/news/1955719/
  • БРИКС – Brics-russia2024.ru
  • Новости БРИКС – mid.ru/ru/foreign_policy/briks/
  • Информация о БРИКС – mid.ru/ru/foreign_policy/briks/1955170/
  • Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе заседания СМИД БРИКС, Нижний Новгород, 10 июня 2024 года – mid.ru/ru/foreign_policy/briks/1955321/
  • Итоги совещания министров иностранных дел стран БРИКС и стран Глобального Юга и Востока, Нижний Новгород, 11 июня 2024 года на mid.ru/ru/foreign_policy/news/1956127/

Карта сайта – статьи