Астанинский процесс

Астанинский процесс отражает развитие ситуации в Сирии. Проходят встречи глав государств – гарантов Астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию.

Астанинский процесс

Путин, Раиси, Эрдоган – 19 июля 2022 года Тегеран

В Тегеране прошла трёхсторонняя встреча Президента России Владимира Путина, Президента Ирана Ибрахима Раиси и Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. 19 июля 2022 года Тегеран

Владимир Путин:

  • Запущен реальный политико-дипломатический процесс урегулирования на базе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН. Полагаем, что «астанинская тройка» должна и впредь играть ключевую роль в работе, нацеленной на полную нормализацию обстановки в Сирии, установление в стране прочного мира и гражданского согласия.
  • При этом Россия исходит из твёрдой приверженности основополагающим принципам безусловного уважения суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики.
Содержание скрыть
3 Астанинский процесс – история

Астанинский процесс

  • Уточнили президенты.

В завершение рабочего визита в Иран Владимир Путин ответил на ряд вопросов представителей СМИ. 20 июля 2022 года. Тегеран

  • Все мы считаем, что необходимо гарантировать территориальную целостность Сирийской Арабской Республике и избавиться от террористов, причём всяких разных мастей, сейчас не буду перечислять эти масти. Это основное, самое главное, и это подтверждено ещё раз в совместном заявлении. На мой взгляд, это очень важно.
  • Второе. Продолжается, и оно сегодня особенно востребовано, гуманитарное содействие Сирии, потому что санкции, которые введены в отношении Сирии, сирийского народа приводят к плачевным результатам – там почти 90 процентов за чертой бедности сейчас живет. Очень серьезная ситуация складывается в Сирии. И конечно, было бы несправедливо выделять кого-то, какие-то группы, политизировать гуманитарную помощь.
  • Третье. Есть разные подходы к организации [доставки] этой гуманитарной помощи. Мы всегда исходили из того, что она должна быть организована таким образом, чтобы соответствовала полностью международному гуманитарному праву. Это предполагает, что вся гуманитарная помощь должна идти через официальные власти Сирии, через Дамаск. Но мы согласились на полугодовое продление существующего порядка, в том числе для доставок в Идлибскую зону именно для того, чтобы взять еще дополнительное время для согласования позиций.
  • Работа «тройки» – Россия, Турция, Иран – как раз совместная работа, поиск компромиссов и нахождения этих компромиссов и привели к тому, что свыше 90 процентов территории Сирии сегодня контролируется официальными властями, и к тому, что все-таки, как мы в таких случаях говорим, хребет международному терроризму там переломили. Это большой результат именно совместной работы.

Американские войска должны покинуть Сирию – заявил президент Ирана Ибрахим Раиси в июле 2022 года

  • Американские войска должны покинуть Сирию и регион как можно скорее, заявил президент Ирана Ибрахим Раиси в начале трехстороннего саммита по сирийскому урегулированию с участием коллег из России и Турции Владимира Путина и Тайипа Эрдогана в июле 2022 года.
  • “Необходимо, чтобы силы этой страны как можно скорее покинули регион, в том числе Сирию”, – сказал Раиси, отметив, что незаконное присутствие американских сил является фактором дестабилизации обстановки в регионе.
  • Он обвинил США в том, что они воруют у Сирии ресурсы, в том числе нефть, а также осудил удары Израиля по территории Сирии. (ria.ru)

Совместное заявление Президента Исламской Республики Иран, Президента Российской Федерации и Президента Турецкой Республики. 19 июля 2022 года.

Президент Исламской Республики Иран Его Превосходительство Сейед Ибрахим Раиси, Президент Российской Федерации Его Превосходительство Владимир Владимирович Путин и Президент Турецкой Республики Его Превосходительство Реджеп Тайип Эрдоган собрались 19 июля 2022 года в Тегеране и провели трехсторонний саммит в рамках Астанинского формата.

Президенты:

  1. Обсудили текущее положение «на земле» в Сирии, рассмотрели развитие ситуации с момента последнего виртуального саммита 1 июля 2020 года и вновь подтвердили свою решимость повышать трёхстороннюю координацию в свете имеющихся договорённостей, а также совпадающих мнений по итогам встреч министров иностранных дел и представителей. Кроме того, изучили последние международные и региональные события и подчеркнули ведущую роль Астанинского процесса в мирном и долгосрочном урегулировании сирийского кризиса.
  2. Отметили свою неизменную приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, а также целям и принципам Устава ООН. Подчеркнули, что эти принципы подлежат всеобщему соблюдению и что никакие действия, кем бы они ни предпринимались, не должны их подрывать.
  3. Выразили свою решимость продолжать совместную борьбу с терроризмом во всех его формах и проявлениях. Осудили возросшее присутствие и активность террористических групп и аффилированных с ними структур, независимо от их названий, в различных районах Сирии, включая атаки на гражданские объекты, в результате которых гибнут невинные люди. Отметили необходимость полного выполнения всех договоренностей по северной части Сирии.
  4. Отвергли все попытки создать новые реалии «на земле» под предлогом борьбы с терроризмом, включая незаконные инициативы по самоуправлению, и выразили свою решимость противостоять сепаратистским планам, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии, и угрожающим национальной безопасности соседних стран, включая трансграничные нападения и инфильтрацию.
  5. Обсудили ситуацию на севере Сирии, подчеркнули, что достижение стабильности и безопасности в этом районе возможно только на основе уважения суверенитета и территориальной целостности страны и постановили с этой целью координировать свои усилия. Выразили свое неприятие незаконного захвата и передачи нефтяных доходов, которые должны принадлежать Сирии.
  6. Подтвердили решимость продолжать текущее сотрудничество в интересах окончательной ликвидации всех террористов, террористических групп, предприятий и организаций, обеспечивая при этом защиту гражданских лиц и гражданской инфраструктуры в соответствии с международным гуманитарным правом.
  7. Подробно рассмотрели ситуацию в Идлибской зоне деэскалации (ИЗД) и подчеркнули необходимость поддержания спокойствия «на земле» путем полного выполнения всех имеющихся соглашений по Идлибу. Выразили серьезную обеспокоенность присутствием и активностью террористических групп, которые угрожают мирным жителям внутри ИЗД и за ее пределами. Договорились прилагать дальнейшие усилия для обеспечения устойчивой нормализации ситуации в Идлибской зоне деэскалации и вокруг нее, включая гуманитарную ситуацию.
  8. Выразили серьёзную озабоченность в связи с гуманитарной ситуацией в Сирии и отвергли все односторонние санкции, нарушающие международное право, международное гуманитарное право и Устав ООН, включая любые дискриминационные меры посредством изъятий в отношении конкретных регионов, которые могут способствовать реализации сепаратистских планов. В связи с этим призвали международное сообщество, в частности ООН и ее гуманитарные агентства и другие правительственные/неправительственные международные учреждения, наращивать помощь сирийцам без дискриминации, политизации и выдвижения предварительных условий, а также в более прозрачном ключе.
  9. Подтвердили убеждение, что сирийский конфликт не имеет военного решения и может быть урегулирован только в ходе политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при содействии ООН в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН. Подчеркнули в этой связи важную роль Конституционного комитета, который был создан при решающем вкладе стран-гарантов Астанинского формата во исполнение решений Конгресса сирийского национального диалога в Сочи. Подтвердили готовность поддерживать непрерывное взаимодействие с его членами и спецпосланником Генерального секретаря ООН по Сирии Г.Педерсеном, в качестве посредника, для обеспечения устойчивой и эффективной работы последующих сессий Конституционного комитета. Выразили убеждение, что в своей работе Комитет должен уважать условия и Правила поведения в целях выполнения своего мандата по подготовке к всенародному одобрению конституционной реформы, а также достижения прогресса в его работе, которая должна проходить в атмосфере конструктивного взаимодействия, поиска компромиссов без иностранного вмешательства и искусственно навязанных временных сроков достижения соглашения между его членами. Подчеркнули необходимость того, чтобы Конституционный комитет осуществлял свою деятельность без каких-либо бюрократических и логистических препятствий.
  10. Подтвердили решимость продолжать операции по взаимному освобождению задержанных/похищенных лиц в рамках профильной Рабочей группы Астанинского формата. Подчеркнули, что Рабочая группа является уникальным механизмом, подтвердившим свою востребованность и эффективность в деле установления доверия между сирийскими сторонами, и решили продолжить работу по освобождению задержанных/похищенных лиц, и расширить операции в соответствии с имеющимся мандатом по передаче тел погибших и поиску пропавших без вести.
  11. Подчеркнули необходимость содействия безопасному и добровольному возвращению беженцев и внутренне перемещённых лиц (ВПЛ) в места их проживания в Сирии, обеспечению их права на возвращение и права на поддержку. В этой связи призвали международное сообщество вносить необходимый вклад в целях их переселения и возвращения к нормальной жизни, а также взять на себя большую ответственность и увеличить свою помощь Сирии, помимо прочего, путем развертывания проектов раннего восстановления, включая восстановление объектов базовой инфраструктуры – объектов водо- и электроснабжения, здравоохранения и образования, школ, больниц, а также проектов гуманитарного разминирования в соответствии с международным гуманитарным правом.
  12. Осудили продолжающиеся военные нападения Израиля в Сирии, в том числе на гражданские объекты. Сочли эти действия нарушающими международное право, международное гуманитарное право, суверенитет и территориальную целостность Сирии, а также признали их дестабилизирующими и усиливающими напряженность в регионе. Подтвердили необходимость уважать общепризнанные международно-правовые решения, включая положения соответствующих резолюций ООН, отвергающих оккупацию сирийских Голан, прежде всего резолюции 242 и 497 Совета Безопасности ООН, согласно которым все решения и шаги Израиля в этой связи считаются недействительными и не имеющими законной силы.
  13. В дополнение к сирийскому вопросу подтвердили свое намерение укреплять трехстороннюю координацию в различных областях в целях содействия совместному политическому и экономическому сотрудничеству.
  14. Согласились поручить своим представителям провести 19-ю Международную встречу по Сирии в Астанинском формате до конца 2022 года.
  15. Решили провести следующий трехсторонний саммит в Российской Федерации по приглашению Президента Российской Федерации Его Превосходительства В.В.Путина.
  16. Президенты Российской Федерации и Турецкой Республики выразили искреннюю признательность Президенту Исламской Республики Иран Его Превосходительству С.Э.Раиси за теплый прием в ходе трехстороннего саммита в Астанинском формате в Тегеране.

Источник: kremlin.ru – Совместное заявление Президента Исламской Республики Иран, Президента Российской Федерации и Президента Турецкой Республики. 19 июля 2022 года.

Астанинский процесс – история

  • Первые совещания трёхстороннего саммита

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вспомнил историю Астанинского формата

  • «В ноябре 2017 года начались первые совещания трёхстороннего саммита, и до сих пор в этом процессе мы достигли очень больших успехов. На этих саммитах за последние два года мы прилагали все усилия, чтобы обеспечить стабильность и восстановить стабильность, обеспечить спокойствие этих трёх стран. Мы углубляли и укрепляли наше сотрудничество.
  • Политическое единство Сирии, а также территориальная целостность этой страны, сохранение спокойствия – мы пришли к согласию всех стран, что только таким образом можно прийти к политическому разрешению вопроса.
  • Астанинский формат для разрешения сирийского конфликта вырабатывает очень эффективные методы. Мы являемся единственной платформой для выполнения этих задач. Для обеспечения мира и стабильности в Сирии нам необходимо работать ещё больше и выполнять эти задачи.» – Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган
  • Источник: kremlin.ru – Начало встречи глав государств – гарантов Астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию. 16 сентября 2019 года. Анкара.

Астанинский процесс, как всё начиналось. С января по октябрь 2017 года в Астане состоялись семь международных встреч по сирийскому урегулированию.

  • Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в 2017 году заявил о готовности предоставить Астанинскую площадку для проведения переговоров о прекращении боевых действий между противоборствующими сторонами в Сирии.
  • С января по октябрь 2017 года в Астане состоялись семь международных встреч по сирийскому урегулированию.
  • Вклад Астаны в урегулирование конфликта посредством дипломатического диалога признан Организацией Объединенных Наций и многочисленными мировыми лидерами. Астанинский процесс дополняет Женевский, и оба призваны обеспечить мирное и стабильное разрешение сирийского конфликта.

23-24 января 2017 г. (Первая встреча)

  • Встреча преследовала цель укрепить режим прекращения огня, соглашение о котором подписано 30 декабря 2016 года. В ее рамках состоялись косвенные переговоры между вооруженной оппозицией и правительством Сирии при содействии России, Ирана и Турции. Делегация ООН выступила посредником, делегация США участвовала в качестве наблюдателя. Это были первые переговоры, в которых участвовали как сирийское правительство, так и вооруженная оппозиция.
  • Результаты первой встречи. Страны-гаранты договорились о создании трехстороннего механизма контроля за соблюдением прекращения огня в Сирии; выразили готовность к сотрудничеству в борьбе с ДАИШ/ИГИЛ и Ан-Нусрой; договорились проводить встречи на Астанинской площадке по конкретным вопросам.
  • Специальный представитель Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура заявил, что Казахстан «уже продемонстрировал усилия для разрешения самых сложных ситуаций на международной арене … [и] непостоянное членство Казахстана в Совете Безопасности ООН является еще одной возможностью для способствования разрешению конфликта в Сирии».

15-16 февраля 2017 г. (Вторая встреча)

  • В переговорах участвовали страны-гаранты – Россия, Иран и Турция, представители сирийского правительства и вооруженной сирийской оппозиции. ООН, США и Иордания выступили в качестве наблюдателей.
  • Результаты второй встречи. Страны-гаранты достигли договоренностей о создании подотчетной ООН совместной рабочей группы по мониторингу соблюдения режима прекращения огня; согласовали проект положения о районах, присоединившихся к перемирию; обсудили проект положения об обмене заключенными.

14-15 марта 2017 г. (Третья встреча)

  • Во встрече приняли участие представители России, Турции и Ирана, а также делегация сирийского правительства. Делегации ООН, США и Иордании выступили в качестве наблюдателей.
  • Результаты третьей встречи. Страны-гаранты рассмотрели текущее состояние режима прекращения огня и ситуацию в районах, присоединившихся к перемирию; обсудили положение о рабочей группе по обмену заключенными, перспективы создания рабочей группы по сирийской конституции и создание единой карты с указанием позиций террористических групп, таких как ДАИШ/ИГИЛ и Фронт ан-Нусра, и мест дислокации вооруженных оппозиционных групп. Также был рассмотрен вопрос о разминировании объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Сирии.

3-4 мая 2017 г. (Четвертая встреча)

  • В переговорах участвовали делегации России, Ирана и Турции, а также представители сирийского правительства и вооруженной сирийской оппозиции. Делегации ООН, США и Иордания выступили в качестве наблюдателей.
  • Результаты четвёртой встречи. Страны-гаранты подписали Меморандум о создании зон деэскалации в Сирии. Согласно документу, зоны деэскалации будут созданы в провинциях Идлиб, Хомс, Восточная Гута, а также Дераа и Кунейтра с целью скорейшего прекращения насилия, улучшения гуманитарной ситуации и создания благоприятных условий для политического урегулирования конфликта в Сирийской Арабской Республике.
  • Делегации стран-гарантов – Ирана, России и Турции – приняли Совместное заявление, в котором подтвердили приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии. Они также выразили убежденность в том, что решение сирийского конфликта возможно только политическим путем.

4-5 июля 2017 г. (Пятая встреча)

  • В переговорах приняли участие делегации стран-гарантов режима прекращения боевых действий – России, Турции и Ирана, правительства Сирийской Арабской Республики и сирийской вооруженной оппозиции, Специальный представитель Генерального секретаря ООН по Сирии Стеффан де Мистура, а также представители Иордании и США в качестве наблюдателей.
  • Результаты пятой встречи. Делегации стран-гарантов – Ирана, России и Турции – приняли Совместное заявление, в котором заявили о решимости укреплять режим прекращения боевых действий и недопустимости его нарушения, а также содействовать построению доверия между сторонами конфликта.
  • Страны-гаранты приветствовали создание Совместной рабочей группы (СРГ) по де-эскалации в соответствии с меморандумом и утвердили ее Положение. Подчеркнут прогресс в определении границ зон де-эскалации. Вместе с тем, поручено доработать операционные и технические условия функционирования этих зон.

14-15 сентября 2017 г. (Шестая встреча)

  • В переговорах приняли участие делегации правительства Сирии и сирийской вооруженной оппозиции, страны-гаранты режима прекращения боевых действий (Иран, Россия и Турция), Специальный представитель Генерального секретаря ООН Стаффан де Мистура, а также высокие представители Иордании и США.
  • Результаты шестой встречи. Делегации стран-гарантов – Ирана, России и Турции – приняли Совместное заявление, в котором объявлено о создании зон де-эскалации в Восточной Гуте, в определенных частях на севере провинции Хомс, в провинции Идлиб и определенных частях соседних провинций (провинции Латакия, Хама и Алеппо), а также в определенных районах на юге Сирии.
  • Согласно документу, создается Совместный ирано-российско-турецкий координационный центр для согласования действий сил контроля деэскалации.
  • Страны-гаранты отметили «прогресс в борьбе с терроризмом и ликвидации ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры» и всех других лиц, групп, предприятий и организаций, связанных с «Аль-Каидой» или ИГИЛ, в результате начала функционирования упомянутых зон деэскалации и подтверждают решимость принять все необходимые меры для продолжения борьбы с ними как внутри, так и за пределами зон деэскалации».

30-31 октября 2017 г. (Седьмая встреча)

  • В переговорах приняли участие делегации стран-гарантов режима прекращения боевых действий в Сирии – Ирана, России и Турции, сирийского правительства и вооружённой оппозиции, высоких представителей ООН, США и Иордании.
  • Результаты. Принято Совместное заявление Ирана, России и Турции, в котором отражены вопросы комплексного урегулирования сирийского конфликта. В заявлении подчеркнут прогресс в борьбе с терроризмом и ликвидации ИГИЛ/ДАИШ, “Джабхат ан-Нусры” и других террористических группировок в результате начала функционирования зон деэскалации.
  • Документ призывает активизировать усилия по продвижению политического урегулирования под эгидой ООН в Женеве, а также рассмотреть российскую инициативу о проведении Конгресса национального диалога в соответствии с Женевским процессом. Отмечена необходимость наращивания международной гуманитарной помощи и важность расширения мер доверия, таких как освобождение задержанных, передача тел погибших и поиск пропавших без вести.

21-22 декабря 2017 г. (Восьмая встреча)

  • В переговорах приняли участие делегации делегации стран-гарантов режима прекращения боевых действий – Ирана, России и Турции, правительства Сирийской Арабской Республики и сирийской вооруженной оппозиции, делегация ООН во главе со Специальным представителем по Сирии Стаффаном де Мистура, а также представители Иордании и США в качестве наблюдателей.
  • Результаты. В итоговом документе высказана решимость “продолжить сотрудничество в интересах полной и окончательной ликвидации ИГИЛ, “Джабхат Ан-Нусры” и других террористических организаций”. Стороны продолжат скоординированные меры для обеспечения необратимости тенденции к снижению насилия. Подчеркнута важность дальнейших усилий по укреплению режима прекращения огня и обеспечению эффективного функционирования всех четырех зон деэскалации.
  • Страны-гаранты намерены тесно взаимодействовать в рамках подготовки и созыва Конгресса сирийского национального диалога в Сочи 29-30 января 2018 года с участием представителей всех сегментов сирийского общества.

14-15 мая 2018 г. (Девятая встреча)

  • В переговорах приняли участие делегации делегации стран-гарантов режима прекращения боевых действий – Ирана, России и Турции, правительства Сирийской Арабской Республики и сирийской вооруженной оппозиции, делегация ООН во главе со Специальным представителем по Сирии Стаффаном де Мистура.
  • Результаты. Страны-гаранты соблюдения режима прекращения бое­вых действий в САР в первую очередь подтвердили твердую приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии. Отметили, что эти принципы подлежат всеобщему соб­людению и что необходимо избегать любых действий, которые могут их нарушить и подорвать достижения Астанинского процесса. Гаранты сирийского перемирия также отметили важность реализации Меморандума о соз­дании зон деэскалации в САР от 4 мая 2017 года и других договоренностей, достигнутых в рамках Астанинского формата переговоров.
  • Действия против террористических групп будут продолжены до окончательной ликвидации ИГИЛ (ДАИШ), организации Джебхат-ан-Нусра и других связанных с ними и с Аль-каедой групп и организаций.
  • Страны-гаранты, выражая искреннюю признательность Президенту РК Нурсултану Назарбаеву и казахстанским властям за проведение в Астане IX международной встречи высокого уровня по Сирии, решили провести следующую такую встречу в Сочи в июле 2018 года.

30-31 июля 2018 г. (Десятая встреча)

В Сочи обсуждалось формирование конституционной комиссии САР:

  1. в первый день переговоров шли консультации по составу кандидатов в комиссию от гражданского общества Сирии,
  2. во второй – спецпосланник ООН Стаффан де Мистура представил странам-гарантам предварительные списки комиссии и способы назначения ее членов.

В центре дискуссии также были такие вопросы как продление и расширение перемирия в Сирии, освобождение заключенных и похищенных, ситуация вокруг провинции Идлиб.

28-29 ноября 2018 г. (11-я встреча)

  • Иран, Россия и Турция подробно рассмотрели обстановку в Идлибской зоне деэскалации и подтвердили готовность полностью выполнять Меморандум о стабилизации в Идлибе от 17 сентября 2018 года. В этой связи выразили обеспокоенность продолжающимися нарушениями режима прекращения боевых действий (РПБД – прим. автора) и заявили, что в качестве стран-гарантов РПБД будут наращивать усилия по обеспечению его соблюдения, в том числе путем улучшения работы совместного ирано-российско-турецкого координационного центра. Отметили важность продолжительного прекращения огня, подчеркнув при этом необходимость продолжения эффективной борьбы с терроризмом.
  • Кроме того, в заявлении стороны указали, что ни при каких обстоятельствах создание упомянутой зоны деэскалации не должно подрывать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Сирийской Арабской Республики.
  • Подтвердили решимость продолжить сотрудничество в интересах окончательной ликвидации ИГИЛ, “Джабхат ан-Нусры” и всех других лиц, групп, предприятий и организаций, связанных с “Аль-Каидой” или ИГИЛ, которых признал таковыми Совет Безопасности ООН. Призвали все формирования вооруженной оппозиции в Сирии полностью и безотлагательно отмежеваться от указанных выше террористических группировок.
  • Также решительно осудили применение химического оружия в Сирии. Потребовали, чтобы по факту всех сообщений в этой связи Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО), как основной международный компетентный орган, устанавливающий факты применения химического оружия, проводила своевременное и профессиональное расследование в полном соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении.
  • Страны-гаранты в своем заявлении приветствовали успешную реализацию “пилотного проекта” в рамках Рабочей группы по освобождению задержанных/заложников, передаче тел погибших и поиску пропавших без вести.
  • Обмен насильственно удерживаемыми лицами, состоявшийся 24 ноября 2018 года, стал шагом вперед в деле укрепления доверия между сирийскими сторонами, что способствует продвижению политического урегулирования и нормализации ситуации “на земле”.

25-26 апреля 2019 г. (12-я встреча)

  • Россия, Турция и Иран приняли совместное заявление. Они подтвердили свою неизменную приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, а также целям и принципам Устава ООН.
  • Страны-гаранты подчеркнули необходимость создания условий и содействия безопасному и добровольному возвращению беженцев и внутренне перемещенных лиц в места их проживания в Сирии. Они отметили необходимость продолжения оказания гуманитарной помощи всем сирийцам на всей территории Сирии. Также призвали мировое сообщество увеличить содействие Сирии числе через наращивание гуманитарных поставок, реализацию проектов по раннему восстановлению, включая базовые объекты инфраструктуры – водо- и электроснабжение, школы, больницы.
  • Страны-гаранты высоко оценили вклад первого президента Республики Казахстан, его превосходительства Нурсултана Назарбаева в запуск и успешную работу Астанинского формата. Выразили искреннюю признательность казахстанским властям за проведение в Нур-Султане 12-й Международной встречи по Сирии в Астанинском формате.

1-2 августа 2019 г. (13-я встреча)

  • Россия, Турция и Иран приняли совместное заявление. Они договорились принять конкретные меры, чтобы обеспечить безопасность мирного населения в Идлибе.
  • Страны-гаранты Астанинского процесса положительно отреагировали на участие делегаций Ирака и Ливана в качестве новых наблюдателей Астанинского формата и выразили убеждение, что они внесут вклад в установление мира и стабильности в Сирии.
  • Также был обсужден вопрос завершения формирования и запуска Конституционного комитета в Женеве в соответствии с решениями Конгресса сирийского национального диалога в Сочи.
  • Стороны подчеркнули, что важно содействовать безопасному и добровольному возвращению беженцев и внутренне перемещенных лиц в места их проживания в Сирии и выразили признательность казахстанским властям за проведение очередного раунда переговоров.

10-11 декабря 2019 г. (14-я встреча)

  • Во встрече участвовали делегации стран-гарантов –Ирана, России и Турции, – а также правительства Сирии и сирийской вооруженной оппозиции. В качестве наблюдателей принимает участие делегация ООН под руководством спецпосланника генерального секретаря по Сирии Гейра Педерсена.
  • Участники встречи подтвердили важность сохранения суверенитета САР и действия Аданского соглашения, обсудили ситуацию на северо-востоке Сирии и согласились, что долговременной безопасности и стабильности в этом регионе можно добиться только на основе сохранения суверенитета и территориальной целостности страны.
  • Участники встречи, в этой связи, приветствовали подписание меморандума от 22 октября 2019 года о стабилизации на северо-востоке Сирии и подтвердили важность Аданского соглашения 1998 года. По Аданскому соглашению турецкие войска могут временно заходить на территорию Сирии на глубину до пяти километров для борьбы с Курдской рабочей партией. Страны-гаранты подтвердили решимость продолжать операции по освобождению насильственно удерживаемых лиц, заложников и призвали международное сообщество ООН и ее гуманитарные агентства наращивать помощь Сирии.

16-17 февраля 2021 г. (15-я встреча)

  • В Сочи состоялись многосторонние и двусторонние консультации правительства и оппозиции Сирии с участием стран-гарантов Астанинского процесса – России, Ирана и Турции, а также специального посланника Генерального секретаря ООН по Сирии. В совместном заявлении по итогам встречи страны-гаранты подтвердили свою неизменную приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии. Отвергли все попытки создать новые реалии “на земле”, включая незаконные инициативы по самоуправлению под предлогом борьбы с терроризмом, и выразили решимость противостоять сепаратистским планам в Заевфратье, направленным на подрыв единства Сирии и угрожающим национальной безопасности соседних стран.
  • В этой связи выразили обеспокоенность относительно активизации боевых действий, направленных против гражданского населения. Россия, Турция, Иран осудили незаконный захват и передачу доходов от продажи нефти на северо-востоке Сирии, нефтяные поля должны принадлежать правительству САР. Россия, Турция и Иран также призвали ООН и ВОЗ уделить приоритетное внимание вакцинации населения Сирии от коронавируса в рамках инициативы COVAX.

7-8 июля 2021 г. (16-я встреча)

  • В тексте совместного заявления стран-гарантов РФ, Турции и Ирана вновь отметили закрепленную в итоговом заявлении саммита 1 июля 2020 г. договоренность провести следующую трехстороннюю встречу на высшем уровне в Исламской Республике Иран, как только позволят условия. Страны-гаранты подчеркнули необходимость увеличения гуманитарного содействия всем сирийцам на всей территории страны без дискриминации, политизации и выдвижения предварительных условий.
  • «В целях поддержки улучшения гуманитарной ситуации в Сирии и прогресса в процессе политического урегулирования призвали международное сообщество, ООН и ее гуманитарные агентства наращивать помощь Сирии, в том числе через реализацию проектов по скорейшему восстановлению, включая базовые объекты инфраструктуры – водо- и электроснабжение, школы, больницы, а также по гуманитарному разминированию в соответствии с нормами международного гуманитарного права», – отмечается в заявлении.

21-22 декабря 2021 г. (17-я встреча)

  • Страны-гаранты – Россия, Иран и Турция – вновь заявили о приверженности суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики, осудили рост террористической активности в стране и пообещали продолжать борьбу с ней во всех формах и проявлениях.
  • Стороны рассмотрели ситуацию в Идлибской зоне деэскалации, договорились прилагать дальнейшие усилия для улучшения гуманитарной ситуации в ней и вокруг нее. Также выражено убеждение, что сирийский конфликт не имеет военного решения, и подтверждена приверженность продвижению жизнеспособного и долгосрочного политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при содействии ООН в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН. Подчеркнута важная роль Конституционного комитета в Женеве, созданного при решающем вкладе стран-гарантов Астанинского формата во исполнение решений Конгресса сирийского национального диалога в Сочи.

16 июня 2022 г. (18-я встреча)

  • Согласно заявлению страны-гаранты – представители Ирана, России и Турции отметили участие делегаций Иордании, Ирака и Ливана в качестве наблюдателей Астанинского формата, а также представителей ООН.
  • Вновь отмечена закрепленная в итоговом заявлении саммита 1 июля 2020 года договоренность провести следующую трехстороннюю встречу на высшем уровне в Исламской Республике Иран, как только позволят условия. Подтверждено намерение организовать очередную министерскую встречу в Астанинском формате.

Источник: Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации – оф сайт kazembassy.ru

Статьи – карта сайта