Категории международных актов.
- Международные договоры, часто обозначаемые общим термином «соглашения» (соnventions), носят различные наименования.
Категории международных актов
- договор (traite)
- соглашение (convention, accord, arrangement)
- конвенция (convention)
- протокол (protocoled обмен нотами (echange de notes), декларация (declaration)
- джентльменское соглашение.
Когда соглашение носит явно выраженный временный характер из-за невозможности договориться в данный момент о более постоянном положении, его обычно называют modus vivendi, хотя такое обозначение и не фигурирует в самом акте.
Категории международных актов — трактаты
- На русском языке некоторые важнейшие договоры называются трактатами:
- Туркманчайский трактат 1828 г.
- Парижский мирный трактат 1856 г.
- Берлинский трактат 1878 г.).
Место международных договоров в российской системе права
Место международных договоров в российской системе права установлено конституцией.
Согласно её 15-й статье, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».
Конституция устанавливает приоритет международного договора над внутрироссийским законом:
«Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». При этом, если Конституционный суд сочтёт, что договор не соответствует российской Конституции, он не будет иметь силы.
Принятый в 1995 году закон «О международных договорах» уточняет, что международные договоры имеют прямое действие, то есть для их применения не требуется дополнительных законов.
Этот же закон излагает порядок заключения, ратификации, опубликования, исполнения и прекращения международных договоров в России.
Заключение международных договоров относится к исключительной компетенции федеральных властей. Однако они могут учесть мнение заинтересованных регионов.
- Полномочия по ведению переговоров и заключению международных договоров зависят от их уровня:
- решение о подписании межгосударственных договоров принимает президент России или правительство (если вопрос относится к его компетенции);
- о подписании межправительственного договора — правительство;
- о подписании межведомственного соглашения — руководитель соответствующего федерального ведомства или (по важным вопросам) правительство.
- При этом непосредственно вести переговоры и ставить подпись под соглашением может президент, премьер или глава МИД. Посол также может провести переговоры и подписать международный договор, но только со страной пребывания. Существует также дополнительная возможность выдать «полномочия на ведение переговоров и подписание», от имени президента или правительства их оформляет МИД.
Глава федерального ведомства вправе подписывать лишь межведомственные документы.
Процесс заключения международного договора на федеральном уровне начинается с того, что заинтересованные ведомства готовят свои предложения, которые они затем через МИД направляют президенту или в правительство. Если договор потребует внесения изменений в российское законодательство, дополнительно требуется заключение Минюста.
После подписания договор направляется в парламент на ратификацию. Вопреки распространенному мнению, ратификации подлежат не все международные договоры.
После ратификации президент составляет отдельный документ — ратификационную грамоту, которая обменивается на ратификационную грамоту второй стороны соглашения или сдается на хранение депозитарию.
Международные соглашения, которые не требуют ратификации, просто утверждаются (принимаются) президентом, правительством или профильным министром.
Принятые договоры вступают в силу по договоренности сторон и официально публикуются, а также регистрируются в МИД и в секретариате ООН или другой международной организации. При этом участники соглашения могут договориться временно начать применять его ещё до официального вступления в силу.
Обеспечивают исполнение международных договоров в России президент, правительство или профильное ведомство, а обязанность наблюдать за выполнением договоров возложена на МИД.
Механизм прекращения или приостановки действия договора аналогичен порядку его принятия: если решение об утверждении принимал президент и правительство — он же прекращает договор, если документ проходил через парламент — решение о выходе из договора или о его приостановке также принимают парламентарии. Особенность приостановки действия соглашения не только в том, что это временная мера, но и в том, что российские власти должны воздерживаться от мер, которые помешали бы возобновлению действия договора.
Организационные формы, международно-правовые основы дипломатии