Из воспоминаний У.Черчилля о роли Антанты в организации интервенции в России
Уинстон Черчилль (1874 – 1965)
- Премьер-министр Великобритании с 26 октября 1951 до 5 апреля 1955 г.
- Канцлер казначейства с 6 ноября 1924 по 4 июня 1929 г.
- Министр по делам колоний Великобритании с 13 февраля 1921 до 19 октября 1922 г.
- Военный министр Великобритании с 10 января 1919 по 13 февраля 1921г.
Великобритания официально вступила в Первую мировую войну 3 августа 1914 года, но уже 28 июля, в день, когда Австро-Венгрия объявила войну Сербии, Черчилль приказал флоту выдвинуться на боевые позиции у берегов Англии.
Иностранная военная интервенция в России (1918—1925) — военное вмешательство стран Согласия (Антанты) и Центральных держав (Четверного союза) в Гражданскую войну в России (1917—1923) на стороне Белого движения. Всего в интервенции приняли участие 14 государств.
Активно вмешались только британцы, выступив на стороне антибольшевистских сил, однако действовали они без особого энтузиазма, в основном по инициативе одного человека — Уинстона Черчилля.
Непросто складывались отношения Белого Юга с Британией. Причиной этому являлись расхождения во взглядах на «британскую политику в российском вопросе» между военным министром Уинстоном Черчиллем и премьером Ллойд Джорджем.
Это двоякое отношение Британии к Белому движению — генерал Деникин с сожалением описывал как «две руки: одна из которых даёт, а вторая — забирает».
Военный министр У. Черчилль стоял за оказание помощи Белым государственным образованиям в борьбе с большевиками. В частности, при обсуждении военного бюджета в палате общин он дал понять, что «не мы сражались в интересах Колчака и Деникина, но что Колчак и Деникин сражались в наших интересах».
Информацию о том, что антибольшевистские армии были более важны для союзников, нежели сами союзники для Белого движения, белая разведка получила из открытой печати в конце 1919 года.
Из воспоминаний У.Черчилля о роли Антанты в организации интервенции в России
По совету генерального штаба, начиная с июля месяца 1919 г. Англия оказывала ему (Деникину. — Cоcт.) главную помощь, и не менее 250 тыс. ружей, 200 пушек, 30 танков и громадные запасы оружия и снарядов были посланы через Дарданеллы и Черное море в Новороссийск.
Несколько сотен британских армейских офицеров и добровольцев в качестве советников, инструкторов, хранителей складов и даже несколько авиаторов помогали организации деникинских армий…
Было бы ошибочно думать, что в течение всего этого года мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских.
Напротив того, русские белогвардейцы сражались за наше дело. Эта истина станет неприятно чувствительной с того момента, как белые армии будут уничтожены и большевики установят свое господство на всем протяжении необъятной Российской империи.