Германо-советское коммюнике от 22 сентября 1939 г
Германо-советское коммюнике 1939 г. Директивы
14 сентября Военным советам:
- БОВО — командарм 2-го ранга М. П. Ковалёв, дивизионный комиссар П. Е. Смокачёв и начштаба комкор М. А. Пуркаев.
- КОВО — командующий войсками округа С. К. Тимошенко, члены ВС В. Н. Борисов, Н. С. Хрущёв, начальник штаба комкор Н. Ф. Ватутин.
Направляются директивы Народного комиссара обороны СССР Маршала Советского Союза К. Ворошилова и Начальника Генерального штаба РККА — командарма I ранга Б. Шапошникова за № 16633 и 16634 соответственно «О начале наступления против Польши».
Германо-советское коммюнике от 22 сентября 1939 г в деталях
- 21 сентября Отдел внешних сношений Народного комиссариата обороны посетили генерал Кестринг, полковник Ашенбреннер и подполковник Кребс.
- Они сообщили, что ввиду ещё продолжающихся боёв под Варшавой и западнее Львова, Главнокомандующий генерал Браухич просит все названные сроки для отвода войск в нашем совместном протоколе от 21 сентября оттянуть на 24 часа, а на направлении Пултуск до вечера 4 октября.
- Это вызывается и необходимым временем для вывоза раненых и пленных.
- Германо-советское коммюнике и переговоры
- 23 сентября Риббентроп сообщил в Москву о готовности прибыть на переговоры относительно польских территорий, запрошенные советской стороной 19 сентября, и запросил удобное для этого время.
- Советское правительство предложило 27—28 сентября.
- Вечером 25 сентября Сталин и Молотов передали Шуленбургу предложение обсудить на будущих переговорах передачу в советскую сферу интересов Литву.
- Взамен они были готовы отказаться от части Варшавского и Люблинского воеводств до Буга.
- 26 сентября Гитлер отдаёт приказ об активном штурме Варшавы, с тем чтобы она была взята до запланированного 3 октября подхода русских к лежащему на восточном берегу Вислы пригороду Прага.
- 27 сентября в Москву прибыл Риббентроп.
В Кремле 28 сентября прошла вторая беседа
- В ходе второй беседы выяснилось, что Гитлер в целом одобрил вариант решения территориального вопроса.
- После этого началось обсуждение линии проведения границы.
Сталин «согласился с соответствующим перенесением границы на юг» в Августовском лесу.
Советская сторона отказалась от территории в междуречье Нарева и Буга восточнее линии Остров — Остроленка, а германская чуть передвинула границу на север в районе Равы-Русской и Любачува.
В ходе последнего раунда переговоров 29 сентября были подготовлен и подписан Договор о дружбе и границе между СССР и Германией.
Совместное заявление сторон
28 сентября было опубликовано совместное заявление сторон:
- После того как Германское Правительство и Правительство СССР подписанным сегодня договором окончательно урегулировали вопросы.
- Вопросы, возникшие в результате распада Польского государства, и тем самым создали прочный фундамент для длительного мира в Восточной Европе.
- Они в обоюдном согласии выражают мнение, что ликвидация настоящей войны между Германией, с одной стороны, Англией и Францией, с другой стороны, отвечала бы интересам всех народов.
Поэтому оба Правительства направят свои общие усилия, в случае нужды в согласии с другими дружественными державами, чтобы возможно скорее достигнуть этой цели.
Если, однако эти усилия обоих Правительств останутся безуспешными, то таким образом будет установлен факт, что Англия и Франция несут ответственность за продолжение войны, причем в случае продолжения войны Правительства Германии и СССР будут консультироваться друг с другом о необходимых мерах.
- 2 октября 1939 года состоялась беседа Народного Комиссара Обороны СССР Маршала Советского Союза Ворошилова и Начальника Генерального штаба РККА Командарма 1 ранга Шапошникова с представителями Германского военного командования в лице генерала Кестринга, полковника Ашенбреннера и подполковника Кребса, которые пришли к соглашению.