Дипломатический словарь для студентов. Что такое дипломатия? Дипломат, это кто? Где учатся на дипломатов? Дипломатические переговоры и дипломатические отношения.
Дипломатия
Дипломатия (от слова «дипломат» в первоначальном его смысле, «держатель диплома», как назывались в Древнем Риме, по греческий терминологии, рекомендательное письмо или верительная грамота, выдававшаяся Сенатом официальным лицам, отправляемым провинцию или за границу).
Мирная официальная деятельность по осуществлению задач внешней политики государства, выполняемая правительственными органами и их представителями и агентами за границей.
Дипломат (профессиональный)
Лицо, посвятившее себя дипломатической деятельности и последовательно прошедшее ряд иерархических ступеней дипломатической службы.
Постепенное достижение подобным путем высших постов называется дипломатической карьерой. Поэтому профессиональные дипломаты иногда называются «карьерными дипломатами» или «дипломатами карьеры» (Diplomate de carrière).
Должностное лицо государства, ведущее работу по осуществлению официальных сношений данного государства с иностранными государствами и обладающее необходимой для этого специальной подготовкой.
Дипломатическая академия МИД России
ДА МИД РФ, это специальное высшее учебное заведение, готовящее дипломатические кадры для системы Министерства иностранных дел РФ. Основана в 1974 г. на базе Высшей дипломатической школы МИД СССР (ВДШ), созданной в 1934 г. после реорганизации Института подготовки дипломатических и консульских работников при Наркоминделе.
Основным видом деятельности Дипломатической академии является повышение квалификации российских дипломатов.
Обучение в Дипломатической академии МИД России осуществляется на уровнях бакалавриата, магистратуры и в рамках подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура).
Дополнительное профессиональное образование реализуется: для сотрудников МИД РФ – на Факультете повышения квалификации; для сотрудников федеральных и региональных органов власти, государственных и негосударственных объединений, бизнес-сообществ России, а также для физических лиц, работающих в сфере международных связей, в том числе граждан иностранных государств в Управлении профессиональной переподготовки.
Имеется также возможность получения дополнительного профессионального образования по программам дистанционного обучения.
Дипломатическая служба Российской Федерации
Профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее – граждане) на должностях федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее – загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации), территориальных органах – представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее также – территориальные органы Министерства иностранных дел Российской Федерации), связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений [1].
Дипломатическая служба, дипломатическая деятельность и практическая реализация полномочий внешнеполитического ведомства – понятия хотя и близкие, но по содержанию и формам реализации все-таки разные.
Основными задачами дипломатической службы Российской Федерации и каждого дипломатического работника является: обеспечение национальных интересов и безопасности страны путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества по общепризнанным принципам и нормам международного права; проведение внешнеполитического курса, направленного на развитие политических, экономических, гуманитарных, научных и иных отношений с другими государствами и международными организациями; защита прав и интересов граждан и юридических лиц за рубежом; содействие обеспечению высокого авторитета страны и стабильности ее международного положения; обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны и ее граждан, ее политических, торгово-экономических и других интересов; координация деятельности других органов исполнительной власти относительно проведения единого внешнеполитического курса; обеспечение всех органов государственной власти информацией, необходимой для осуществления эффективной внешней и внутренней политики.
Источник: [1] Федеральный закон от 27.07.2010 N 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации».
Дипломатическая система
Совокупность используемых на конкретном историческом этапе концепций, теорий, моделей, форм и методов дипломатии. Функция дипломатической системы заключается в обеспечении гарантий стабильности и регулирования международных отношений.
Современная дипломатическая система охватывает всю внешнеполитическую деятельность глав государств и правительств, ведомств иностранных дел и дипломатических представительств за рубежом.
Главными элементами дипломатической системы являются субъекты (государства) и объекты дипломатии (государства-партнеры и международные организации), а также формы и методы дипломатической деятельности.
Модели дипломатической системы – тип структурной организации системы, развивающийся по определенному алгоритму, характерному для данной исторической эпохи.
В международных отношениях идея системности исходит из того, что государства стремятся существовать и признавать правомерность интересов друг друга, чтобы гарантировать стабильность международных отношений.
Следствием такого взаимного стремления является взаимозависимость государств и необходимость правовой регламентации базовых аспектов международной деятельности.
Выделяются следующие фазы развития дипломатической системы:
1) от столкновения к консолидации (фиксация перегруппировки сил и изменения баланса сил и интересов);
2) устойчивое развитие (консолидация) – формирование устойчивого баланса сил между составными компонентами системы;
3) кризис модели и ее распад (накопление конфликтного потенциала до кризисной фазы).
Выделяются следующие типы структурной организации дипломатической системы:
- Вестфальская система (1648-1789) – система классического европейского равновесия;
- Венская (1814-1914) – система эпохи после наполеоновских войн;
- Версальско-Вашингтонская (1919-1939) – после Первой мировой войны;
- Ялтинско-Потсдамская (1945-1991) – система периода Холодной войны.
Дипломатические переговоры
Официальное обсуждение представителями государств политических, экономических и иных вопросов двусторонних и многосторонних отношений с целью согласования внешнеполитической стратегии, тактики или соответствующих дипломатических акций, обмена мнениями, взаимного обмена информацией, подготовки и заключения договоров, урегулирования спорных вопросов и т.д.
Дипломатические переговоры – основное средство мирного разрешения споров и конфликтов, возникающих между государствами, один из наиболее распространенных и закрепленных в международном праве методов развития и углубления отношений между государствами.
Уровень участников дипломатических переговоров (главы государств, главы правительств, министры иностранных дел и т.д.) определяется значением обсуждаемых проблем. В соответствии с общепризнанным обычаем, глава государства, глава правительства, министр иностранных дел имеют право вести дипломатические переговоры и подписывать международные договоры без специальных полномочий; иные официальные лица должны иметь надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дипломатических переговоров и подписание итоговых документов.
Дипломатические переговоры проводятся путем личных встреч их участников или письменно – посредством дипломатической переписки. Нередко устная и письменная формы переговоров используются параллельно.
Источник: Дипломатический словарь. В трех томах. Т. 1. — М., 1984. С. 324-325.
Дипломатические отношения
Основная форма поддержания официальных отношений между государствами в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения. Дипломатические отношения призваны способствовать развитию дружественных отношений между государствами, поддержанию международного мира и безопасности.
Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., установление дипломатических отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию. Первым шагом к установлению дипломатических отношений, как правило, является признание де-факто или де-юре того или иного государства и его правительства со стороны другого государства.
Установление дипломатических отношений происходит в результате переговоров между представителями заинтересованных государств непосредственно или через дипломатических представителей третьих государств и оформляется в виде обмена посланиями, телеграммами, письмами, нотами между главами государств и правительств, министрами иностранных дел или специально уполномоченными лицами.
Стороны договариваются о самом факте установления дипломатических отношений, уровне дипломатических представительств (посольств или миссий), дате вступления в силу соглашения, сроке и порядке его опубликования.
Источник: Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1972; Зорин В.А. Основы дипломатической службы. М., 1977; Левин Д.Б. Международное право, внешняя политика н дипломатия. М., 1981.
Дипломатический протокол
Совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.
Слово «протокол» происходит от греческого protokollon (protos – первый и kolla – клеить), которое в средние века означало правила оформления документов, а затем правила ведения архивов.
Со временем это слово стало применяться к правилам ведения дипломатических дел. Отсюда возникло современное понятие – дипломатический протокол. Его отдельные нормы называются церемониалом, например, церемониал вручения верительных грамот, встречи или проводов официальной делегации и т.п.
Дипломатический протокол по своему назначению является международной практикой. Его основные нормы должны соблюдаться более или менее одинаково всеми государствами. Вместе с тем дипломатический протокол каждой страны имеет свои особенности.
Государства вносят в него поправки, изменения и дополнения, исходя из социально-экономического строя, идеологии, национальных особенностей и исторических традиций.
В настоящее время обязательное четкое соблюдение норм дипломатического протокола необходимо, когда происходит признание новых государств, установление дипломатических отношений, когда назначаются главы дипломатических представительств, вручаются верительные грамоты, осуществляются дипломатические визиты, проводятся беседы, переговоры, подписываются договоры и соглашения и т. д.
Дипломатические классы
Сложившиеся в дипломатической практике и получившие закрепление в международном праве наименования дипломатических представителей, соответствующие уровню возглавляемых ими дипломатических представительств и определяющие их положение среди дипломатических представителей в стране пребывания.
Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. главы представительств подразделяются на три класса, а именно; послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и др. глав представительств эквивалентного ранга; посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств; поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
Венская конвенция предусматривает, что иначе как в отношении старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу.
В соответствии с Конвенцией класс, к которому должны принадлежать главы представительств, определяется по соглашению между государствами; порядок, соблюдаемый в каждом государстве при приеме глав представительств, должен быть одинаков в отношении каждого класса. Как правило, государства обмениваются дипломатическими представителями одного и того же класса.
Старшинство между главами дипломатических представительств одного класса определяется их сроком пребывания на своем посту в данной стране. Класс главы дипломатического представительства соответствует уровню представительства (например, посольство).
Дипломатические ранги
Особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу ведомства иностранных дел и дипломатических представительств за границей. В каждом государстве имеется своя система дипломатических рангов, которая устанавливается внутренним законодательством.
Законодательство большинства государств предусматривает наличие рангов: атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, посланника и посла, причем служебные звания дипломатов, как правило, соответствуют их должностям, которые носят аналогичные наименовании.
Кроме того, может существовать градация указанных рангов дипломатического персонала (напр., советник первого или второго класса, и т.д.). Служебные звания посла и посланника присваиваются обычно главой государства, все остальные – министром иностранных дел.
Дипломатические ранги существуют в большинстве государств мира. Их наименования, градация и порядок присвоения определяются внутренним правом государств. В дипломатических представительствах государств, установивших дипломатические ранги, дипломатические должности могут занимать лица, не имеющие дипломатического ранга.
Российским дипломатическим работникам в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы присваиваются следующие дипломатические ранги:
- Чрезвычайный и Полномочный Посол;
- Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса;
- Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса;
- советник 1 класса;
- советник 2 класса;
- первый секретарь 1 класса;
- первый секретарь 2 класса;
- второй секретарь 1 класса;
- второй секретарь 2 класса;
- третий секретарь;
- атташе.
Присвоение дипломатических рангов дипломатическим работникам производится в соответствии с установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, квалификационными требованиями к профессиональному образованию, стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению своих должностных обязанностей, а также с учетом срока пребывания в дипломатическом ранге, результатов служебной деятельности и при наличии сертификата о соответствующем уровне владения иностранным языком.
Дипломатический ранг, как правило, должен соответствовать замещаемой дипломатическим работником должности, либо может быть на одну ступень выше или ниже ранга, соответствующего замещаемой должности.
Лица, которым присвоены дипломатические ранги, сохраняют их пожизненно.
Источник: Указ Президента РФ от 15.10.1999г. № 1371 (ред. от 25.07.2006г., с измен. От 19.09.2019г.) «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами».
Двусторонняя дипломатия
Представляет собой формализованную с институциональной точки зрения деятельность профессиональных посредников-дипломатов, нацеленную на осуществление внешнеполитических задач своих государств посредством установления и поддержания контактов между двумя государствами на постоянной основе.
Осуществляется через дипломатические представительства одного государства на территории другого государства.
Так как в ней участвуют два фактора, она не требует многочисленных и длительных согласований в многостороннем формате.
В поле зрения весь спектр вопросов двусторонних отношений – от экономических до политических и пр. Часто более эффективная и гибче, чем многосторонняя дипломатия, хотя ограничена рамками лишь двусторонних отношений.
В последнее время границы двусторонней дипломатии подвергаются эрозии: все чаще одной из сторон ее выступает интеграционное объединение или же обе стороны выступают от имени интеграционных структур.
В этом смысле двустороннюю дипломатию можно рассматривать как основу для договоренностей на многостороннем уровне.
Дипломатическая виза
Особая виза, предоставляемая владельцам дипломатических паспортов, в т.ч. сотрудникам дипломатических представительств и членам их семей, сотрудникам внешнеполитического ведомства, командируемым с официальными целями, дипломатическим курьерам, а также членам правительства и другим высшим должностным лицам.
Дипломатические визы выдаются министерством иностранных дел и его дипломатическими представительствами.
Дипломатические визы могут быть как разовыми, так и многократными, а также иметь различный срок действия, устанавливаемый властями выдающего их государства.
Дипломатическое представительство
Возглавляемое дипломатическим агентом учреждение, аккредитованное одним государством для ведения политических сношений с другим государством, а также для представительства и защиты своих интересов, прав и законных интересов отечественных физических и юридических лиц.
Дипломатическое представительство:
- возглавляемое послом, именуется посольством;
- возглавляемое посланником или постоянным поверенным в делах – миссией.
Этим двум видам дипломатического представительства соответствуют папские представительства – нунциатуры и интернунциатуры, возглавляемые соответственно нунцием и интернунцием. В практике ряда государств встречаются и иные наименования дипломатических представительств.
Правовое положение дипломатического представительства определяется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., двусторонними соглашениями, а также внутренним законодательством государства пребывания.
Разновидностью дипломатического представительства являются представительства при международных организациях (в т.ч. миссии наблюдателей), правовое положение которых определяется Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.
В практике ряда стран можно отметить дипломатические представительства полупостоянного характера (напр., дипломатическое представительство в Комитете по разоружению), функции которых ограничены ведением переговоров по вопросам повестки дня [1].
До XVI века постоянные дипломатические представительства не существовали. Для выполнения отдельных заданий, таких, как заключение договора, предъявления требований, объявления войны, направления поздравлений, вручения подарков и т.д. в зарубежные страны отправлялись посольства во главе с послами. В XVII–XVIII вв. возникла практика учреждения постоянных дипломатических представительств, наряду с которыми государства продолжали направлять временные специальные миссии с теми же функциями.
Новшеством в дипломатической практике XX века стали аккредитация дипломатических представительств при международных организациях и возникновение практики многосторонней дипломатии. Международное право не выработало универсального нормативного определения дипломатического представительства, нормы права повсеместно применяются наряду с нормами дипломатического протокола, обыкновений и международной вежливости. В двусторонней дипломатии серьезным регулирующим международно-правовым инструментом всегда был и продолжает оставаться принцип взаимности и его обратная сторона – реторсия.
Следует полагать, что дипломатическое представительство обладает своей собственной уникальной природой. От его имени направляются и на его имя адресуются вербальные ноты и меморандумы. Оно имеет свои бланки и свои печати, продолжает нормально функционировать в отсутствие посла под руководством временного поверенного в делах и при этом продолжает именоваться посольством со всеми принадлежащими ему правами и привилегиями. Постоянное дипломатическое представительство открывает счета в банках, заключает от своего имени частноправовые сделки (покупка недвижимости, транспортных средств, наем и ремонт помещений и т.д.). Дипломатическое представительство прекращает свое существование либо в результате его закрытия и ликвидации учредившим его государством, либо при разрыве дипломатических отношений. Поскольку состояние войны упраздняет привилегию неприкосновенности дипломатических представительств, последние, при наличии угрозы, заблаговременно вывозят или уничтожают свои архивы.
Источник: [1] Блищенко И.П., Дурденевский В.И. Дипломатическое н консульское право. М., 1992; Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1972; Зорин В.А. Основы дипломатической службы. М., 1977; Жуков Г.А. Представители государств в международных организациях. М., 1981.
Дуайен
Глава дипломатического корпуса, старший по дипломатическому классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель. Во многих католических странах дуайеном дипкорпуса является Апостольский нунций, в ряде бывших колоний в Африке – посол бывшей метрополии. Дуайеном может выступать только дипломатический представитель высшего класса – посол или папский нунций, в некоторых католических странах – только нунций, независимо от времени аккредитования. Деятельность старшины, например, включает беседу с коллегами о местных дипломатических обычаях. Момент старшинства глав представительств соответствующего класса в дипломатическом корпусе определяют дата и время вступления в выполнение своих функций (в практике современных государств таким моментом считают время вручения верительных грамот).
Источник: Дипломатический словарь для студентов