Детвора – рассказ Чехова

Детвора – рассказ Антона Павловича Чехова, написанный в 1886 году. Также есть картина с таким же трогательным названием – детвора.

Детвора

Детвора – картина братьев Сергея и Алексея Ткачёвых (1958—1960)

Как и почему детвора играет в лото?

Папы, мамы и тети Нади нет дома. Они уехали на крестины …

В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото.

Перед каждым из играющих лежат по две карты и по кучке стеклышек для покрышки цифр.

К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются!

  • Выкрикивают числа все по очереди, кроме Сони и Алеши.

Ввиду однообразия чисел, практика выработала много терминов и смехотворных прозвищ. Так, семь у игроков называется кочергой, одиннадцать — палочками, семьдесят семь — Семен Семенычем, девяносто — дедушкой и т. д.

Игра идет бойко.

  • — Тридцать два! — кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки желтые цилиндрики.
  • — Семнадцать! Кочерга!
  • Двадцать восемь — сено косим!

Аня видит, что Андрей прозевал 28. В другое время она указала бы ему на это, теперь же, когда на блюдечке вместе с копейкой лежит ее самолюбие, она торжествует.

— Двадцать три! — продолжает Гриша. — Семен Семеныч! Девять!

— Сорок три! Один! — продолжает Гриша, страдая от мысли, что у Ани уже две катерны. (Катерна, это положение в игре в лото, при котором из пяти клеток заставлены кубиками уже четыре.)

— Шесть!

— Партия! У меня партия! — кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча.

  • У партнеров вытягиваются физиономии.
  • Проверить! — говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню.

На правах большого и самого умного, Гриша забрал себе решающий голос.

  • Что он хочет, то и делают.

Долго и тщательно проверяют Соню, и к величайшему сожалению ее партнеров оказывается, что она не смошенничала.

  • Начинается следующая партия.

 

Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть в азартные игры?

  • В столовую входит Вася, ученик V класса. Вид у него заспанный, разочарованный.
  • «Это возмутительно! — думает он, глядя, как Гриша ощупывает карман, в котором звякают копейки.

 — Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!»

Но дети играют так вкусно, что у него самого является охота присоседиться к ним и попытать счастья.

  • «— Погодите, и я сяду играть», — говорит он.
  • — Ставь копейку!
  • — Сейчас, — говорит он, роясь в карманах. — У меня копейки нет, но вот есть рубль. Я ставлю рубль.
  • — Нет, нет, нет… копейку ставь!
  • — Дураки вы. «Ведь рубль во всяком случае дороже копейки», — объясняет гимназист. — Кто выиграет, тот мне сдачи сдаст.
  • — Нет, пожалуйста! Уходи!
  • Ученик V класса пожимает плечами и идет в кухню взять у прислуги мелочи. В кухне не оказывается ни копейки.

— В таком случае разменяй мне, — пристает он к Грише, придя из кухни. — Я тебе промен заплачу. Не хочешь? Ну продай мне за рубль десять копеек.

  • Гриша подозрительно косится на Васю: не подвох ли это какой-нибудь, не жульничество ли?
  • «— Не хочу», — говорит он, держась за карман.
  • Вася начинает выходить из себя, бранится, называя игроков болванами и чугунными, мозгами.
  • — Вася, да я за тебя поставлю! — говорит Соня. — Садись!
  • Гимназист садится и кладет перед собой две карты.
  • Аня начинает читать числа.

 

Копейку уронил

  • — Копейку уронил! — заявляет вдруг Гриша взволнованным голосом. — Постойте!
  • Снимают лампу и лезут под стол искать копейку. Хватают руками плевки, ореховую скорлупу, стукаются головами, но копейки не находят.
  • Начинают искать снова и ищут до тех пор, пока Вася не вырывает из рук Гриши лампу и не ставит ее на место. Гриша продолжает искать в потемках.
  • Но вот, наконец, копейка найдена.
  • Игроки садятся за стол и хотят продолжать игру.

 

Соня спит! — заявляет Алеша.

Соня, положив кудрявую голову на руки, спит сладко, безмятежно и крепко, словно она уснула час тому назад. Уснула она нечаянно, пока другие искали копейку.

  • — Поди, на мамину постель ложись! — говорит Аня, уводя ее из столовой. — Иди!
  • Ее ведут все гурьбой, и через какие-нибудь пять минут мамина постель представляет собой любопытное зрелище.
  • Спит Соня.
  • Возле нее похрапывает Алеша.
  • Положив на их ноги голову, спят Гриша и Аня.
  • Тут же, кстати, заодно примостился и кухаркин сын Андрей.

Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры.

  • Спокойной ночи!

 

Где взял Чехов материал для рассказа «Детвора»?

Материалом для рассказа, по-видимому, послужили наблюдения Чехова над детьми полковника Б. И. Маевского, командира расквартированной в Воскрессенске артиллерийской батареи.

У Маевского, свидетельствует М. П. Чехов, «были очаровательные дети — Аня, Соня и Алеша, с которыми сдружился мой брат Антон Павлович и описал их в рассказе «Детвора».

Карта сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *