Детвора — рассказ Антона Павловича Чехова, написанный в 1886 году. Также есть картина с таким же трогательным названием – детвора.
Как и почему детвора играет в лото?
Папы, мамы и тети Нади нет дома. Они уехали на крестины …
В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото.
Перед каждым из играющих лежат по две карты и по кучке стеклышек для покрышки цифр.
К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются!
- Выкрикивают числа все по очереди, кроме Сони и Алеши.
Ввиду однообразия чисел, практика выработала много терминов и смехотворных прозвищ. Так, семь у игроков называется кочергой, одиннадцать — палочками, семьдесят семь — Семен Семенычем, девяносто — дедушкой и т. д.
Игра идет бойко.
- — Тридцать два! — кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки желтые цилиндрики.
- — Семнадцать! Кочерга!
- Двадцать восемь — сено косим!
Аня видит, что Андрей прозевал 28. В другое время она указала бы ему на это, теперь же, когда на блюдечке вместе с копейкой лежит ее самолюбие, она торжествует.
— Двадцать три! — продолжает Гриша. — Семен Семеныч! Девять!
— Сорок три! Один! — продолжает Гриша, страдая от мысли, что у Ани уже две катерны. (Катерна, это положение в игре в лото, при котором из пяти клеток заставлены кубиками уже четыре.)
— Шесть!
— Партия! У меня партия! — кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча.
- У партнеров вытягиваются физиономии.
- Проверить! — говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню.
На правах большого и самого умного, Гриша забрал себе решающий голос.
- Что он хочет, то и делают.
Долго и тщательно проверяют Соню, и к величайшему сожалению ее партнеров оказывается, что она не смошенничала.
- Начинается следующая партия.
Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть в азартные игры?
- В столовую входит Вася, ученик V класса. Вид у него заспанный, разочарованный.
- «Это возмутительно! — думает он, глядя, как Гриша ощупывает карман, в котором звякают копейки.
— Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!»
Но дети играют так вкусно, что у него самого является охота присоседиться к ним и попытать счастья.
- «— Погодите, и я сяду играть», — говорит он.
- — Ставь копейку!
- — Сейчас, — говорит он, роясь в карманах. — У меня копейки нет, но вот есть рубль. Я ставлю рубль.
- — Нет, нет, нет… копейку ставь!
- — Дураки вы. «Ведь рубль во всяком случае дороже копейки», — объясняет гимназист. — Кто выиграет, тот мне сдачи сдаст.
- — Нет, пожалуйста! Уходи!
- Ученик V класса пожимает плечами и идет в кухню взять у прислуги мелочи. В кухне не оказывается ни копейки.
— В таком случае разменяй мне, — пристает он к Грише, придя из кухни. — Я тебе промен заплачу. Не хочешь? Ну продай мне за рубль десять копеек.
- Гриша подозрительно косится на Васю: не подвох ли это какой-нибудь, не жульничество ли?
- «— Не хочу», — говорит он, держась за карман.
- Вася начинает выходить из себя, бранится, называя игроков болванами и чугунными, мозгами.
- — Вася, да я за тебя поставлю! — говорит Соня. — Садись!
- Гимназист садится и кладет перед собой две карты.
- Аня начинает читать числа.
Копейку уронил
- — Копейку уронил! — заявляет вдруг Гриша взволнованным голосом. — Постойте!
- Снимают лампу и лезут под стол искать копейку. Хватают руками плевки, ореховую скорлупу, стукаются головами, но копейки не находят.
- Начинают искать снова и ищут до тех пор, пока Вася не вырывает из рук Гриши лампу и не ставит ее на место. Гриша продолжает искать в потемках.
- Но вот, наконец, копейка найдена.
- Игроки садятся за стол и хотят продолжать игру.
Соня спит! — заявляет Алеша.
Соня, положив кудрявую голову на руки, спит сладко, безмятежно и крепко, словно она уснула час тому назад. Уснула она нечаянно, пока другие искали копейку.
- — Поди, на мамину постель ложись! — говорит Аня, уводя ее из столовой. — Иди!
- Ее ведут все гурьбой, и через какие-нибудь пять минут мамина постель представляет собой любопытное зрелище.
- Спит Соня.
- Возле нее похрапывает Алеша.
- Положив на их ноги голову, спят Гриша и Аня.
- Тут же, кстати, заодно примостился и кухаркин сын Андрей.
Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры.
- Спокойной ночи!
Где взял Чехов материал для рассказа «Детвора»?
Материалом для рассказа, по-видимому, послужили наблюдения Чехова над детьми полковника Б. И. Маевского, командира расквартированной в Воскрессенске артиллерийской батареи.
У Маевского, свидетельствует М. П. Чехов, «были очаровательные дети — Аня, Соня и Алеша, с которыми сдружился мой брат Антон Павлович и описал их в рассказе «Детвора».