Авторитарная волна в Латинской Америке 1967 г.

Авторитарная волна в Латинской Америке и заключение «договора Тлателолко» 14 февраля 1967 г. 

Договор Тлателолко

 

Договор Тлателолко 14 февраля 1967 года

Поводом к заключению Договора Тлателолько стал Карибский кризис 1962 года, поэтому первоочередной целью этого договора явилось создание гарантии безопасности Латинской Америки от любых конфликтов между ядерными державами.

  • При переводе названия, иногда его называют — Договор Тлателолько.
  • Официально, это Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне.

Договор Тлателолко 14 февраля 1967 года — многосторонний международный акт о создании безъядерной зоны на территории Латинской Америки и Карибского бассейна.

  • Договор был подписан в районе города Мехико – Тлателолько.

 

Договор подписали 14 государств

  1. Боливия
  2. Венесуэла
  3. Гаити
  4. Гватемала
  5. Гондурас
  6. Колумбия
  7. Коста-Рика
  8. Мексика
  9. Панама
  10. Перу
  11. Сальвадор
  12. Уругвай
  13. Чили
  14. Эквадор

 

7 стран воздержались от подписания

  1. Аргентина
  2. Бразилия
  3. Доминиканская республика
  4. Никарагуа
  5. Парагвай
  6. Тринидад и Тобаго
  7. Ямайка.

 

  • Куба в данной встрече не участвовала.

22 апреля 1968 года договор официально вступил в силу.

Влияние на разные регионы планеты

  • Настрой сверхдержав на ограничение гонки вооружений и усиление настроений в пользу неприсоединения и нейтрализма оказывали влияние на разные регионы планеты, в том числе расположенные в Западном полушарии.
  • Латиноамериканские страны прагматично относились к связям с США. Они стремились получить от Вашингтона максимум экономической помощи, по возможности не втягиваясь в политику противостояния с Советским Союзом.

Создание администрацией Дж. Кеннеди программы Союза ради прогресса должно было предупредить повторение антидиктаторских восстаний вроде кубинской революции 1959 г.

  • Программа помощи по линии Союза предусматривала проведение в течение десяти лет комплекса мероприятий для обеспечения ежегодного прироста ВВП латиноамериканских стран в размере 2,5%.
  • На реализацию этой задачи предполагалось выделить 110 млрд долл., из которых 20 млрд должны были предоставить США, международные финансовые организации, страны Западной Европы и Япония, а 80 млрд долл. латиноамериканским странам предстояло изыскать из собственных ресурсов.

 

На что средства предстояло затратить?

на создание в странах Латинской Америки и Карибского бассейна

  • многоотраслевой экономики,
  • проведение индустриализации,
  • поддержку экономической интеграции латиноамериканских стран,
  • осуществление в них аграрных и налоговых реформ,
  • улучшение системы образования и здравоохранения,
  • на меры по демократизации общественной и политической жизни.

 

Реализация программы Союза столкнулась с трудностями

Запланированные ей экономические показатели к 1971 г. достигнуты не были.

Разработчики не учли специфики латиноамериканских стран, прежде всего иную, чем в США и Европе, трудовую этику латиноамериканцев.

  • Преобразования, проведенные в ряде государств, не обеспечили достаточного уровня сельскохозяйственного производства и не укрепили промышленный потенциал Латинской Америки.
  • В 1962-1971 гг. в странах региона наблюдался прирост ВВП, рост доходов на душу населения составил всего 1,7%, а внешний долг латиноамериканских стран возрос с 10 до 17,6 млрд долл. Масштабы жилищного строительства и меры в области просвещения и здравоохранения не поспевали за ростом населения.
  • Весьма своеобразно с точки зрения официально заявленных целей Союза выглядели политические результаты программы.
  • Формально одной из ее задач провозглашалась демократизация, которая должна была предупредить левые революции посредством своевременных и постепенных социально-политических и экономических реформ.

Программа Союза ради прогресса действительно способствовала нейтрализации угрозы распространения кубинского опыта на другие страны Латинской Америки.

  • Но эта цель была достигнута за счет установления в большинстве стран региона правых, а в Перу и Панаме – левых, — диктаторских режимов.
  • 60-е годы оказались в Латинской Америке началом эпохи правления военных, на 30 лет задержавшей утверждение в этой части мира демократии американского типа.
  • В ноябре 1961 г. произошел военный переворот в Эквадоре, в 1962 г. военные отстранили от власти демократические правительства Аргентины и Перу, в 1963 г. – Гватемалы и Доминиканской Республики.
  • Наибольшее влияние на ситуацию в Южной Америке оказала «апрельская революция» бразильских военных, осуществленная 31 марта – 1 апреля 1964 г.

Бразильские военные первыми в Западном полушарии смогли представить ясную и понятную программу националистической неконсервативной «контрреволюции». Именно она, а не демократизация, на практике оказалась альтернативой кубинскому революционному пути.

  • Вслед за Бразилией военные захватили власть в Боливии (1964), Аргентине (1966), Перу (1968), Панаме (1969), Уругвае (1972), Эквадоре (1972), Чили (1973) и снова Аргентине (1976).

Волна переворотов пошла на спад лишь к середине 80-х годов. Все они представляли собой варианты реализации доктрины национальной безопасности, разработанной в начале 60-х годов в недрах Высшей военной школы Бразилии.

Главным постулатом этой доктрины была идея о взаимосвязи безопасности и развития.

  • Основным инструментом обеспечения того и другого провозглашалось государство.
  • Права индивида и общества, равно, как и иностранного капитала, признавались вторичными по отношению к интересам безопасности государства.
  • На подобной платформе оказались и право авторитарные режимы Бразилии и Боливии, и лево авторитарные правительства Панамы и Перу. При этом бразильские военные были сторонниками панамериканизма и равнения на США, несмотря на противоречие их диктаторских устремлений постулатам либеральной демократии.

Важным, хотя побочным, следствием реализации программы Союза было торможение региональных интеграционных процессов, вызванное взаимным недоверием, которое стали испытывать друг к другу диктаторские режимы.

 

Мышление военных

привыкших видеть в соседних странах прежде всего потенциальных противников, негативно сказалось на судьбе латиноамериканских интеграционных проектов:

  1. Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, «договор Монтевидео» 1960,
  2. Лаплатской группы («договор Бразилиа», 1969)
  3. Андской группы («Картахенское соглашение», 1969).

По сравнению с Европой интеграция в Латинской Америке запаздывала приблизительно на 25-30 лет.

Соединенные Штаты не осуждали авторитаризм в Латинской Америке.

  • Критерием признания новых режимов была мера их дружественности к США и готовности создать благоприятные условия для американского капитала.
  • Но диктаторские правительства не во всем следовали в фарватере политики США.
  • Во второй половине 60-х годов военное правительство Бразилии отошло от ориентации на Вашингтон, национализм во внешней политике начал перевешивать антикоммунизм.
  • В 1968 г. Бразилия не последовала рекомендации США и отказалась присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия под тем предлогом, что он мешает развитию её ядерной энергетики.
  • Ратифицировав одной из первых «договор Тлателолко», Бразилия также не сделала полагавшегося заявления о его вступлении для нее в силу.
  • Американские спецслужбы полагали, что Бразилия начала работу по созданию собственного ядерного оружия.
  • Тенденции к проведению «патриотического», национально-ориентированного курса стали проявляться в политике других стран региона – как авторитарных, так и уцелевших демократических.

Стремление самостоятельно, отлично от США, осмыслить задачи развития, политического реформирования, обеспечения безопасности и прав человека выливалось в попытки проведения курса, независимого от США, но скоординированного на латиноамериканской основе.

Авторитарная волна в Латинской Америке 

Первым важным шагом стран Латинской Америки к выработке коллективной дипломатии стало подписание ими 14 февраля 1967 г. в Мехико, в одном из городских районов, который носит название Тлателолко, Договора о создании безъядерной зоны в Латинской Америке («договор Тлателолко»).

  • Он явился первой попыткой закрепить в международно-правовом порядке статус безъядерной зоны в обширном и густонаселенном районе земного шара.
  • Страны региона стремились оградить себя от вовлечения в глобальное противоборство сверхдержав.
  • Авторитарная волна в Латинской Америке. Договор обязывал его участников запретить на своей территории испытания, использование, производство или приобретение, получение, хранение, установку, размещение ядерного оружия или любую форму владения им.
  • Авторитарная волна к концу 70-х годов 20 века — все ядерные державы признали статус безъядерной зоны в Латинской Америке.

список статей по алфавиту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *