Авиценна, это известное имя Ибн Сина. Авиценна, жил в период с 980 по 1037год. Он известен как аль-Шейх аль-Раис — лидер среди мудрецов, этот титул ему дали его ученики. На Западе он также известен как «Принц врачей».
- Велика роль и значение научного наследия Абу Али ибн Сино (Авиценны). Научное наследие Ибн Сины можно условно разделить на 4 части: философскую, естественную, литературную и медицинскую области,
Авиценна — биография
- Авиценна, его полное имя – Абу Али аль-Хусейн ибн-Абдаллах Ибн-Сина. Ибн Сина родился 18 июня 980 года в селении Афшона близ Бухары. В 985 году в Афшане родился его брат – Махмуд. Ибн Сина жил в Афшане до пяти лет, затем его семья переехала в Бухару.
- Афшона, это древнее поселение. Теперь Афшаны находится на территории Пешкунского района Бухарской области Республики Узбекистан, в 30 километрах к северо-востоку от Бухары.
Авиценна: «Я был лучшим из задающих вопросы»
- Бухара расположена на одном из главных торговых путей Шелкового пути между Самаркандом и Марвом, была экономически и культурно активна. Отец узнает, что в Бухару приезжает известный ученый того времени Патолли, тут же едет к нему и уговаривает поселиться в его доме. Он обещает кормить его, хорошо содержать и вдобавок платить ему жалованье с условием, что ученый станет заниматься с мальчиком.
- Патолли согласился, и занятия начались. Очень точно сказал о годах своей учебы сам Авиценна: «Я был лучшим из задающих вопросы». Довольно скоро ученик стал задавать учителю такие вопросы, на которые тот ответить не мог. А вскоре Патолли сам стал обращаться к Авиценне за разъяснениями самых трудных мест из Евклида и Птолемея, и они уже вместе искали ответы.
Ибн Сина – стремление к знаниям
- В десять лет он знал Коран наизусть.
- Ибн Сина начал изучать медицину в возрасте тринадцати лет.
- Стал выдающимся врачом, и его медицинские знания привлекли к нему внимание султана Бухары, которого он успешно вылечил. В награду Ибн Сина просил только, чтобы ему дали разрешение пользоваться султанской библиотекой и её редкими рукописями, что позволило бы ему продолжить свои исследования.
- У Авиценны было превосходное образование по всем предметам, но он подробно останавливается в «Автобиографии» на своем изучении интеллектуальных наук, то есть философской программы, применявшейся на практике в греческих высших учебных заведениях поздней античности, особенно в Александрии. К ним относились логика как инструмент философии. Он изучал физику, арифметику, геометрию, астрономию и даже музыку.
- Его интересовала этика, экономия, политика.
Авиценна подчеркивает, что он изучал эти предметы самостоятельно, именно в таком порядке, на возрастающих уровнях сложности, и что он достиг мастерства к восемнадцати годам.
- Море слов сокровенного смысла полно,
- Этот смысл я читать научился давно.
- Но когда размышляю о тайнах Вселенной,
- Понимаю, что мне их прочесть не дано.
- Ибн Сина (Авиценна)
В 15 лет юноша стал учиться сам. Книга Аристотеля «Метафизика»
- Его озадачила книга Аристотеля «Метафизика», которая была переведена на несколько языков и неоднократно прокомментирована. Авиценна рассказывает, что он не мог постичь эту книгу, хотя, читая много раз, почти выучил ее наизусть.
- Судя по его рассказам, чтение и письмо были главными занятиями его жизни, и он наслаждался ими.
- Об аристотелевском сочинении юноша узнал совершенно случайно. Однажды на базаре, рассказывает сам Авиценна, когда он бережно перебирал свитки, книги, рукописи, книготорговец вдруг сказал ему: «Возьми вот это замечательное произведение, комментарии к “Метафизике” Аристотеля некоего Фараби, восточного мыслителя, философа. Увидишь, какое это сокровище». Мальчик схватил эту книжку, это было то, что он подсознательно хотел найти. Авиценна был поражен, ему открылось то, над чем он сам тщетно бился. Тогда-то он и назвал Аристотеля своим учителем, проникся его представлениями о мире, мыслью о единстве и целостности бытия, сознания и духа, воспринял аристотелевские идеи о форме нашей земли, ее устройстве.
Возможно, мысль Аристотеля о единстве материального, телесного и духовного оказалась для Авиценны определяющей, настолько важной, что привела его к делу всей жизни.
- К шестнадцати годам он освоил физику, математику, логику и метафизику и начал изучать и практиковать медицину.
- С 18 лет Авиценна совершенно осознанно посвящает свою жизнь занятиям наукой. Он много пишет, и слава о нем крепнет.
- В 20 лет его приглашают на постоянную службу к хорезмшаху Мамуну II в Хорезм. Мамун II был одним из лучших представителей сильных мира сего и, безусловно, лучший из тех, кого на своем пути встречал Авиценна. Он собирал при дворе выдающихся людей, приглашал их отовсюду и не скупился в деньгах, считая развитие культуры и науки важным делом.
- В возрасте двадцати одного года он написал свой знаменитый Канон медицины, который в течение нескольких столетий оставался главным источником в медицинских школах Европы и Азии.
Авиценна и его знаменитые работы
- Ибн Сина составил «Китаб аш-шифа» («Книга исцеления»), обширную философскую и научную энциклопедию, и «Аль-Канун фи ат-тибб» («Канон медицины») или её называют «Канон врачебной науки», которая является одной из самых известных книг в истории медицины.
«Медицина, это наука, с помощью которой мы изучаем различные состояния человеческого тела, в здоровом и нездоровом состоянии, о том, каким образом здоровье может быть утрачено, а когда оно утрачено, оно может быть восстановлено». — Ибн Сина, Канон медицины
Канон медицины Авицена
На протяжении многих столетий «Канон врачебной науки» Авицены был главным учебником по медицине во всех учебных заведениях мира, включая известнейшие университеты Европы.
Первая книга состоит из четырёх частей, где излагается теоретическая медицина
- в первой части даётся определение медицины,
- во второй речь идёт о болезнях — их причинах и проявлениях,
- в третьей — о сохранении здоровья,
- в четвёртой о способах лечения.
Вторая книга
- Даётся описание «простых» лекарств. Авиценна приводит названия 785 средств растительного, животного и минерального происхождения. Многие из них не были известны учёным в древности.
Третья книга
- Тщательно рассматриваются отдельные болезни и способы их лечения.
Четвертая книга
- Описываются общие болезни тела, лечение различных лихорадок, вопросы, связанные с хирургией.
Пятая книга содержит описания различных лекарств.
- В еде не будь до всякой пищи падок,
- Знай точно время, место и порядок.
- Спокойно, не спеша, без суеты
- В день раз иль два питаться должен ты.
- В дни жаркие, считаю, будет мудрым,
- Горячей пищей насыщаться утром.
- Питайся, если голод ощутил,
- Еда нужна для поддержанья сил.
- Ибн Сина (Авиценна)
Дальнейший путь Ибн Сина
- Со временем Авицена оказался в Западном Иране. На новом месте Авиценна начал писать свой величайший труд «Канон врачебной науки». Жил он в купленном для него доме – казалось бы, вот оно, счастье! Но жажда к перемене мест, страсть к путешествиям, к новизне гнала его всю жизнь с мест насиженных и спокойных. Вечный странник! Он опять уходит, снова странствует.
- Около 1023 года Ибн Сина останавливается в Хамадане на территории Центрального Ирана. Излечив очередного эмира от желудочного заболевания, он получает гонорар. Его назначают визирем, министром-советником. Кажется, о чём ещё можно мечтать! Среди придворных плетутся интриги. Вспыхивает зависть и злоба – ведь врач всегда так близок к правителю!
Каков был уход Авиценны из жизни?
- Умер Авиценна в военном походе, сопровождая эмира и благодетеля своего Алла Аддаула. Как врач, он знал, что его организм исчерпал себя, хотя ему было около 57 лет. Раньше он неоднократно лечил себя и излечивал. На этот раз Авиценна знал, что умирает, и потому сказал ученикам: «Лечить бесполезно». Похоронен он в Хамадане, там сохранилась его гробница.
Слова Авиценны перед смертью, переданные нам, потомкам, его учениками: «Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали».
В Хамадане есть мавзолей Ибн Сина
Авиценна умер 16 августа 1037 года в возрасте 57 лет. Ученый похоронен в Хамадане.
- Мавзолей Авиценны — усыпальница ученого, государственного деятеля, музыканта, математика и поэта Ибн Сины (Авиценны). Находится в центре города Хамадан в Иране и представляет собой прямоугольное строение с несколькими залами с возвышающейся над ним веретенообразной башней-конусом высотой 23 метра. Мавзолей занесен в Реестр национального культурного наследия Ирана 11 мая 1997 года.
- Могила древнего мыслителя с мраморным надгробием огорожена и находится в центре одной из круглых комнат. На стенах развешаны гербарии, которые Ибн Сина использовал во врачебной практике. Потолок подпирают колонны.
- С левой стороны галереи расположена могила Абу Саида Дахдука, близкого друга Ибн Сины, дом которого находился на месте, где сейчас стоит мавзолей.
- Недалеко от входа во дворике находится могила иранского поэта начала XX века Арефа Казвини.
- В других помещениях комплекса расположена библиотека с около 8000 книг и есть небольшой музей, рассказывающий о жизни древнего мыслителя. Выставлены его труды, в том числе и на русском языке, изданные в СССР.
- В одном из залов представлены как рукописи Ибн Сины, так и различные артефакты, найденные в регионе, в том числе глиняные сосуды, возраст которых доходит до трех тысяч лет, монеты. С крыши музея открывается интересный вид на город и гору Алванд.
- Здесь можно приобрести травы и лекарства, приготовленные по рецептам Ибн Сины.
- Во дворе с многочисленными деревьями на высоком постаменте стоит мраморная статуя ученого с книгой в руках.
- Комплекс зданий с парком занимает площадь 3090 м², из которых строение с усыпальницей — 1972 м²
Признание заслуг Авиценны в разных отраслях знаний запечатлено символично — 12 устремившихся ввысь колонн, соединенных вверху куполом. Они символизируют 12 основных отраслей знаний того времени, которыми в совершенстве владел великий ученый.
Авиценна оставил потомкам богатейшее творческое наследие: более 450 трудов, из которых сохранилось около 240. Философским, мировоззренческим посвящено 150 книг; из них 40 — медицине, 50 — другим наукам.
Литература: Басовская Наталия Ивановна, — Авиценна. Целитель, мудрец, странник