Лондонская конференция (февраль — март 1921 г.)
Некоторое время Симонс не решался опубликовать свои контрпредложения.
Союзникам он вручил их только 1 марта, спустя неделю после того, как началась новая Лондонская конференция (21 февраля — 14 марта 1921 г.), на которой выявились разногласия между Францией и Англией по ближневосточному вопросу.
Репарации и ближневосточный вопрос оказались тесно связанными. Судьба одной проблемы в известной мере зависела от другой.
На Лондонской конференции представлены были Англия, Франция, Италия, Япония, Германия, Греция и две турецкие делегации — одна от анкарского правительства во главе с Бекир-Сами-беем и другая от константинопольского — с великим визирем Тевфик-пашой. Последний, однако, никакой роли не играл; выдвигался он только для того, чтобы оказать влияние на анкарское представительство.
На Лондонской конференции французский генерал Гуро, докладывая о военном положении в Турции, отметил, что турецкие войска сильнее греческих.
Но греческие представители, выступившие на конференции, заявили, что будут продолжать войну до конца и что они решительно возражают против пересмотра Севрского договора.
Обе турецкие делегации 25 февраля 1921 г. выступили с согласованными декларациями.
Они требовали:
1) восстановить Турцию в границах 1913 г.;
2) очистить Смирну от греческих войск и вернуть её туркам;
3) гарантировать безопасность и суверенитет Турции при установлении свободы проливов;
4) уничтожить режим капитуляций;
5) предоставить Турции право иметь военно-морские силы, достаточные для защиты её берегов и территории.
Началась длительная дискуссия.
Итальянские делегаты поддерживали пересмотр Севрского договора и настаивали на соглашении с кемалистами.
Бриан занимал более умеренную позицию, но и он высказывался за частичное изменение Севрского договора.
За кулисами Бриан довольно недвусмысленно давал понять кемалистам, что стоит за полное соглашение с Анкарой.
Было очевидно, что французская дипломатия ведёт интригу против Англии и одновременно силится отдалить кемамистов от Советской России.
Английская дипломатия в свою очередь пыталась в частных переговорах договориться с Турцией. Турок явно хотели толкнуть против Советской страны.
Ллойд Джордж имел беседу с главой турецкой делегации Бекир-Сами-беем, который недавно побывал в Москве.
Задав ему несколько вопросов о положении в Советской России, Ллойд Джордж в конце беседы сделал турку прямое предложение взять под протекторат Турции Закавказье вместе с бакинскими нефтяными источниками.
По позднейшему свидетельству Мустафа-Кемаль-паши, об этих переговорах не знали прочие участники турецкой делегации. Но беседа Ллойд Джорджа была застенографирована.
Копия стенограммы среди других бумаг была послана Бекир-Сами-бею, который имел обыкновение просматривать почту вместе с членами делегации.
Увидев английский текст стенограммы, Бекир-Сами-бей решил, что имеет дело с обычными материалами конференции, поэтому он приказал переводчику тут же перевести документ на турецкий язык.
Переводчик в присутствии других членов делегации стал читать документ вслух. В результате сведения о переговорах Ллойд Джорджа с Бекир-Сами-беем проникли в печать.
Позже турецкое правительство объявило, что Бекир-Сами-бей вёл разговоры с английским министром по частной инициативе.
Одновременно турки вели за кулисами конференции переговоры и с Италией и Францией; с ними заключены были соглашения о прекращении военных действий и урегулировании экономических вопросов.
Убедившись, что соглашение с турками не состоится, Англия добилась от Франции поддержки своей позиции, обещая со своей стороны поддержать французов в репарационном вопросе.
Французы отказались от своих обещаний туркам.
11 марта Бриан и глава итальянской делегации Сфорца сообщили туркам, а Ллойд Джордж и Керзон грекам, что союзники предлагают принять следующие решения:
1) эвакуацию союзных войск из Константинополя;
2) участие турок в союзническом финансово-контрольном комитете в Турции;
3) сохранение турецкого суверенитета в Смирне, но оставление в городе греческого гарнизона;
4) независимость Армении.
Ни турок, ни греков не удовлетворили эти предложения.
Лондонская конференция кончилась провалом.
Греция продолжала войну, а Турция вступила в переговоры с Советским правительством, которые закончились подписанием договора 16 марта 1921 г.
Лондонская конференция (февраль — март 1921 г.) и другие статьи на тему:
Первые трещины в системе Версаля (1920-1921 гг.)