Маяковский. Биография. Стихи. Письма.

«Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго ещё будет нас ждать.» — Марина Цветаева

Маяковский

Владимир Маяковский (1893—1930)

«У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет в ней! Мир огромив мощью голоса, иду — красивый, двадцатидвухлетний.» — Владимир Маяковский, — поэма «Облако в штанах»

Содержание скрыть
3 Детали и события биографии Маяковского
4 Письма к родным и документы

Стихи Маяковского

Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. – Владимир Маяковский

***

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? — Владимир Маяковский, — А вы могли бы? Впервые напечатали, без заглавия, с переставленными четверостишиями, — сб. «Требник троих», М., 1913 г.

***

  • Нефть не добудешь из воздуха и ветра.
  • Умей сочетать практику и разум.
  • Пролетарий, даешь земным недрам
  • новейшую технику и социалистический энтузиазм.
  • — В. В. Маяковский, — Лозунги для журнала «даешь». 1929 г.

***

Спросили раз меня: «Вы любите ли НЭП?» — «Люблю, — ответил я, — когда он не нелеп» — Маяковский В. В.

***

«Уходите, мысли, восвояси. Обнимись, души и моря глубь. Тот, кто постоянно ясен — тот, по-моему, просто глуп.» — Владимир Маяковский, — Домой! 1926 г.

***

«Жизнь прекрасна и удивительна. Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости.» — Владимир Маяковский, поэма «Хорошо», написана к десятой годовщине Октябрьской революции, — 1927 год.

***

«Я езжу по южному берегу Крыма, — не Крым, а копия древнего рая! Какая фауна, флора и климат! Пою, восторгаясь и озирая.» — Владимир Маяковский, — Земля наша обильна, — Впервые напечатана в газете «Комсомольская правда», М., 1928, 23 августа. – Завешает строками: «О, до чего же всего у нас много, и до чего же ж мало умеют!»

***

«Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят, — что ж, по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь.» — Владимир Маяковский. 

***

Я, товарищ, —  из России

  • Представьте: входит красавица в зал,
  • в меха и бусы оправленная.
  • Я эту красавицу взял и сказал:
  • правильно сказал или неправильно?
  • Я, товарищ, —  из России,
  • знаменит в своей стране я,
  • я видал девиц красивей,
  • я видал девиц стройнее.
  • Девушкам поэты любы.
  • Я ж умен и голосист,
  • заговариваю зубы –
  • только слушать, согласись.
  • Не поймать меня на дряни,
  • на прохожей паре чувств.
  • Я ж навек любовью ранен…
  • — Написано В. В. Маяковским во время его пребывания в Париже с 15 октября по 3 декабря 1928 года.

Стихи о разнице вкусов

  • Лошадь сказала, взглянув на верблюда:
  • «Какая гигантская лошадь-ублюдок».
  • Верблюд же вскричал: «Да лошадь разве ты?!
  • Tы просто-напросто — верблюд недоразвитый»
  • И знал лишь бог седобородый,
  • что это — животные разной породы.
  • — Владимир Маяковский, — Стихи о разнице вкусов. Впервые опубликованы в журнале «Чудак», М., 1929, № 2, январь.

Теоретики

  • С интеллигентским обличием редьки
  • Жили в России теоретики…
  • Ты хочешь носить ученое имя –
  • Работу щупай руками своими.
  • На книги одни — ученья не тратьте-ка,
  • Объединись, теория с практикой!
  • — Владимир Маяковский, — Теоретики. Впервые опубликовано в журнале «Красное студенчество», М. 1928/29 учебный год, № 9, январь. — Написано в связи с проводившейся журналом кампанией за непрерывную производственную практику студентов.

О Маяковском

  • Писатели и поэты, те для кого Маяковский значил многое.

Расул Гамзатов

  • «Жестоко ошибаются те, которые думают, что Маяковский сейчас уже отзвучал. Маяковский был, есть и будет. Сила воздействия его стихов растет с каждым днем. С каждым днем они приобретают все более глубокое значение и новое звучание. Поэзия Маяковского — это русло, по которому устремится вперед течение нашей поэзии.» — Расул Гамзатов

Марина Цветаева

  • «Во-первых, когда мы говорим о поэте — дай нам бог помнить о веке.
  • Второе и обратное, говоря о данном поэте, Маяковском, придется помнить не только о веке, нам непрестанно придется помнить на век вперед. Эта вакансия: первого в мире поэта масс — так-скоро-то не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед.» — Марина Цветаева

Максим Горький

  • «Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Вл. Маяковский. Поэт. Большой поэт.» — Максим Горький

Роберт Рождественский

  • «Я встречал людей, которые говорили мне, что они не любят Маяковского. И мне жаль их.
  • А я люблю Маяковского. Маяковского, который не кончился в день своей физической смерти… Маяковского, который продолжается.
  • Я люблю его за высочайшую человечность и яростную непримиримость.
  • Я люблю его за советскость каждой строки. Советскость до конца.» — Роберт Рождественский

Иван Кожедуб

  • «Он был огромным, безграничным, как небо.
  • Его стихи дарили нам ощущение полета — задолго до того, как мы поднялись в воздух. Наши крылья крепли, поддерживаемые его порывом. Я полюбил Маяковского еще с тех первых стихов, что написаны им об авиации и авиаторах.
  • Наверное, для каждого из нас поэзия Маяковского является чем-то особым, ярким, оставившим глубокий след в душе. Особенностью его поэзии было то, что он обращался не только к своим современникам, но и к тем, кто живет на земле сегодня. Он велик как поэт, революционер, гражданин, но, мне кажется, он был бы крупной личностью и в любом другом деле.
  • У меня, как у летчика, очевидно, свое, особое восприятие Маяковского. Читая его стихи, я вижу в них необъятность неба, красоту мира.
  • Маяковский всегда поражает меня своим размахом, он мыслит широко и ясно. Для многих людей моего поколения стихи Маяковского об авиации стали путевкой в небо. Я думаю, что если бы он был авиатором, то это был бы замечательный авиатор. Такие стихи, как «Итог», «Издевательство летчика», «Даешь мотор!», «О.Д.В.Ф.», мог написать только человек, по-настоящему любящий небо, самолеты. Для него это был мир, «все стены которого в ветрах развоздушены».
  • Он давал нам силы и там, на фронте. Мы брали его с собой в небо, в бой.
  • В этом поэте есть какая-то магическая сила. Она устремлена ввысь, к звездам.» — Иван Кожедуб

«Маяковский раздражал кое-кого, говорил Всеволод Мейерхольд…

  • Маяковский раздражал кое-кого потому, что он был великолепен, он раздражал потому, что он действительно был настоящим мастером и действительно владел стихией большого искусства, потому что он знал, что такое большая сила.
  • Он был человеком большой культуры, который превосходно владел языком, превосходно владел композицией, превосходно распоряжался сценическими законами; Маяковский знал, что такое театр. Он умел владеть театром. Он обращался не только к чувствам и к чувствицам.
  • Он был настоящим революционером. Он не обращался к тем, которых влекло в Мюзик-холл или к трафарету, он был человеком, насыщенным тем, что нас всех волнует.
  • Он волновал, потому что был человеком сегодняшнего дня, был передовым человеком, был человеком, который стоял на страже интересов восходящего класса.
  • Он не набрасывал на себя тогу с надписью «сегодня приличествует быть таковым», он был таковым с юности, это его подлинная природа. Это не грим, это не маска, а это его подлинная стихия борца-революционера не только в искусстве, но и в политике. Вот что ставило его в первый ряд. Конечно, это иных раздражало.
  • Грандиозные бои всегда бушевали вокруг него, его цукали со всех сторон, ему подбрасывали непонимающие реплики из зрительного зала. Правда, он ото всего от этого отбивался, но это создавало обстановку непризнания и временами почти что враждебности.
  • Я могу с уверенностью сказать и говорю это с полной ответственностью: Маяковский был подлинным драматургом, который не мог быть еще признан, потому что он перехватил на несколько лет вперед…
  • И я убежден, что если бы Маяковский остался в живых, то он был бы первым драматургом современности именно потому, что искусство сцены требует не только разрешения проблем сегодняшнего дня, но также и разрешения проблем того сегодняшнего дня, который весь пропитан будущим.» — Всеволод Мейерхольд

Дмитрий Шостакович — Маяковский с большим удовольствием слушает Шопена, Листа, Скрябина

  • «Я наивно думал, что Маяковский в жизни, в повседневном быту оставался трибуном, блестящим, остроумным оратором. Когда на одной из репетиций я познакомился с ним, он поразил меня своей мягкостью, обходительностью, просто воспитанностью. Он оказался приятным, внимательным человеком, любил больше слушать, чем говорить…
  • В последующем разговоре выяснилось, что Маяковский любит музыку, что он с большим удовольствием слушает Шопена, Листа, Скрябина…
  • Мне нравилось в Маяковском, что он не любил пышных фраз. Говоря о моей музыке к «Клопу» во второй части пьесы, он просил, чтобы она была простой, «простой, как мычание»., чтобы не было никаких особенных эмоций, как он выразился.
  • Не берусь судить, понравилась Маяковскому моя музыка или нет, он ее прослушал и кратко сказал: «В общем, подходит!» Эти слова я воспринял как одобрение, ибо Маяковский был человеком очень прямым и лицемерных комплиментов не делал.» — Дмитрий Шостакович

«Маяковский — Гений!

  • У гениальных людей не бывает легкой судьбы, потому что они в одиночку ворочают камни истории. Маяковский на развалинах старого мира, увидев образ нового и поверив в него, строил мост нового искусства, искусства Революции.
  • Он был поэтом Советской власти. И его поэзия, новаторская сама по себе, по своей социалистической сути, искала и находила новые русла, естественно обретая новаторскую форму.
  • Маяковский будет необходим всегда…
  • Вокруг Маяковского шли, идут и будут вспыхивать самые яростные споры, которые лишний раз доказывают его значимость, его гениальность. И, что бы мы сейчас ни решали в своем литературном деле (да только ли в литературном!), мы не можем обойтись без Маяковского, потому что он — как воздух, которым, хотим мы этого или не хотим, а дышать — надо!..
  • Маяковский был политическим поэтом, ясно знающим свою цель и место. Он был провидцем и, как никто, умел заглянуть в грядущее, увидеть «… за горами горя солнечный край непочатый». В его характере лежала не стихия, а математическая организованность. В этом, видимо, сказались опыт партийного подполья, школа Бутырской тюрьмы и полицейского надзора, о которой он вспомнил сам: «11 бутырских месяцев — важнейшее для меня время».
  • Он вышел из глубин народа и знал эти глубины.
  • Маяковский народен в том понимании высшего мастерства поэта, что его творчество, как в свое время стихи Пушкина или «Горе от ума» Грибоедова, разошлось в народном языке, вошло в его структуру, обогатив и расширив его…
  • Судьба Маяковского прекрасна. Гений Маяковского жив, потому что дело гения живет бесконечно долго и замены не требует.» — Михаил Дудин

Привет тебе, поэт, человек и пароход!

  • «По счастливому стечению обстоятельств мне выпала огромная честь познакомить с его стихами мою родину. Маяковский собирался посетить нашу страну, но ему выпала судьба попасть в нее совсем другим образом.
  • Это было в 1942 году. В Буэнос-Айрес пришел пароход «Владимир Маяковский», и я писала в нашей газете «Ла Ора»: «Владимир Маяковский», я знаю, в мирные времена ты был поэтом, теперь ты стал пароходом. Я тебя узнаю, узнаю твой величественный силуэт. Ты тоже любил море и открытые широкие просторы. Ты тоже шел при жизни против ветра и шторма и всегда с раскрытым знаменем. Чудесный корабль в каждом порту напоминает твое имя и воскрешает вечную славу первооткрывателя новых поэтических миров!
  • Я вижу величественную тень поэта, стоящую на капитанском мостике. Как невидимый часовой, он охраняет свой корабль.
  • Привет тебе, поэт, человек и пароход! Передай от нас привет бессмертному народу, который ты представляешь и который ты воспел в своих стихах!» — Лила Герреро, Аргентина.

Детали и события биографии Маяковского

Родился Володя Маяковский в День рождения своего отца 7 июля 1893 года.

  • Отец был лесничим имеретинского села Багдады близ Кутаиса, Грузия.

В 1902-1906 годах Володя учился в Кутаисской гимназии.

  • Здесь мальчик встретил первую русскую революцию. В двенадцать лет он познакомился с подпольной литературой и даже участвовал в революционных выступлениях и забастовках гимназистов, в частности, в демонстрации по поводу убийства Николая Баумана.

19 февраля 1906 года – отец умер. Продали все имущество и переехали в Москву – мама, Володя и две его сестры – Людмила и Ольга.

  • В Москве сняли трехкомнатную квартиру. Одну комнату стали сдавать, в двух жили сами. Удалось выхлопотать пенсию в 50 рублей. Сестры раскрашивали коробочки, шкатулки, пасхальные яйца. Владимир относил их и продавал в кустарный магазин на Неглинной.

В начале 1908 года будущий поэт вступил в РСДРП (б) и с согласия матери бросил гимназию.

  • Вскоре он стал членом Московского комитета РСДРП (б). Партийная кличка его была товарищ Константин.

В конце марта 1908 года Владимир был арестован за работу в подпольной типографии.

  • Чтобы не выдать товарищей, ему пришлось срочно съесть блокнот с адресами вместе с переплетом.
  • Маяковскому грозили восемь лет каторги. Следователи были поражены, когда стало известно, что он несовершеннолетний, поскольку внешне выглядел старше двадцатилетнего. Владимира отдали под особый надзор полиции по месту жительства.
  • Второй раз его арестовали 18 января 1909 года по доносу филера, но не смогли доказать вину и отпустили через полтора месяца.
  • Третий раз Маяковский был арестован 2 июля 1909 года по делу причастности к организации побега тринадцати политических каторжанок из московской Новинской тюрьмы. 11 месяцев он просидел в одиночной камере Бутырской тюрьмы и был освобожден в январе 1910 года как несовершеннолетний.
  • После освобождения из тюрьмы Владимир прервал партийную работу и решил «делать социалистическое искусство».

В 1911 году он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества – единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности.

  • Здесь Маяковский познакомился с Давидом Бурлюком, сыгравшим огромную роль в судьбе поэта.
  • 17 ноября 1912 года в артистическом кафе «Бродячая собака» состоялось первое публичное выступление Маяковского. А в декабре того же года он дебютировал как поэт в альманахе «Пощечина общественному вкусу», где напечатал стихотворения «Ночь» и «Утро».
  • С 1912 года Маяковский постоянно принимал участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи».

В мае 1915 года Маяковский выиграл в карты 65 рублей и уехал отдыхать в Куоккалу. Это знаменательный период в судьбе поэта.

  • О своей жизни в Куоккале Владимир Владимирович рассказал следующее: «Семизнакомая система. Установил семь обедающих знакомств.
  • В воскресенье “ем” Чуковского, понедельник – Евреинова и т.д. В четверг было хуже – ем репинские травки. Для футуриста ростом в сажень – это не дело. Домой Маяковский вернулся с лучшей своей дореволюционной поэмой «Облако в штанах». Горький помог ему издать второй сборник стихотворений под названием «Простое, как мычание».

В июле 1915 года Маяковский познакомился с Осипом Максимовичем и Лилей Юрьевной Бриками.

  • «Радостнейшая дата», – писал он об этом впоследствии. Владимир Владимирович влюбился в Лилю, которую называл «ослепительной царицей Сиона евреев».
  • Лиля Брик заняла центральное место в жизни поэта. Долгое время они пытались построить модель новой семьи – на троих, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины. С именем Брик связаны многие произведения Маяковского.

О Февральской революции 1917 года

  • Маяковский сделал такую запись: «Пошел с автомобилями к Думе. Влез в кабинет Родзянки. Осмотрел Милюкова. Молчит. Но мне почему-то кажется, что он заикается. Через час надоели. Ушел. Принял на несколько дней команду Автошколой. Гучковеет. Старое офицерье по-старому расхаживает в Думе. Для меня ясно – за этим неизбежно сейчас же социалисты. Большевики».

25 октября 1917 года Маяковский был в Смольном.

  • О социалистической революции сам он написал так: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». Необходимо отметить, что в революции поэт видел осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире!
  • После революции гений Маяковского развернулся во всю мощь.

  • Им были созданы такие выдающиеся произведения, как «Левый марш (Матросам)», «Мистерия-буфф», поэмы «150 000 000», «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо», «Люблю».
  • С 1918 года поэт увлекся кинематографом.

  • Им были написаны киносценарии «Не для денег родившийся» (по роману Джека Лондона «Мартин Иден»), «Барышня и хулиган», «Заколдованная фильмой». Сам Владимир Владимирович снимался в этих фильмах как актер.
  • В 1919 году Маяковский начал активно сотрудничать в РОСТА.

  • Российское телеграфное агентство, — как поэт и как художник он оформлял для агентства агитационно-сатирические плакаты – знаменитые «Окна РОСТА».
  • В 1922-1928 годах он руководил ЛЕФом.

Маяковский много ездил по стране и за рубеж

  • Побывал в Латвии, Франции, Германии, Испании, на Кубе, в Мексике и США.
  • В последние годы жизни большое место в его творчестве занимала драматургия. Поэтом были созданы сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929).

Все эти годы Владимир Владимирович оставался с Лилей Брик.

  • Брики жили преимущественно за его счет, финансировать их поэт считал своим долгом.
  • Однако однажды на вопрос Маяковского: в случае размолвки, с кем бы она осталась, – Лиля, не раздумывая, ответила: – С Осипом.

В судьбе Маяковского были еще три женщины, с кем у него складывались романтические отношения.

Кто они?

С мая 1927 года поэт ухаживал за Натальей Александровной Брюханенко, студенткой и работницей Госиздата.

  • Поэт звал ее Наталочкой. Они вместе ездили в Ялту.
  • Вскоре в Ялту пришло письмо от Лили Брик со словами: «Пожалуйста, не женись всерьез, а то меня все уверяют, что ты страшно влюблен и обязательно женишься!» На этом все кончилось.

В октябре 1928 года, будучи в Париже, Владимир Владимирович познакомился с Татьяной Алексеевной Яковлевой и, по словам очевидцев, с первого взгляда страстно в нее влюбился.

  • Любимой поэт посвятил два стихотворения – «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой».
  • Маяковский сделал Татьяне предложение, но с условием, что она поедет с ним в Москву. Девушка отказалась. Они переписывались до последних дней жизни поэта.
  • Связь поэта с эмигранткой испугала Бриков. Срочно были предприняты контрмеры.

Едва Маяковский вернулся из Парижа, Осип Брик познакомил его с Вероникой Витольдовной Полонской.

  • Она была дочерью известного актера немого кино и женой артиста МХАТа Михаила Яншина. Женщина была необыкновенно хороша собой, Владимир Владимирович стал встречаться с ней, но любовь к Яковлевой от этого не угасла.
  • Вероника Витольдовна Полонская вспоминала, что пил Маяковский виноградные вина, любил шампанское. Водки не пил совсем.

В последние годы у Маяковского неожиданно обнаружилась дочь.

  • В 1925 году, когда поэт был в США, он встретился с Элли Джонс.
  • Как складывались у них отношения, неизвестно.
  • Но в 1928 году Джонс, будучи во Франции, пригласила Владимира Владимировича в Ниццу для разговора.
  • Там она сообщила поэту, что у него родилась дочь, которую тоже назвали Элли.
  • Любопытно, что именно в день возвращения из Ниццы Маяковский познакомился с Татьяной Яковлевой.
  • В письменном столе поэта хранилась фотография маленькой Элли, он признал дочь в письме.

В феврале 1930 года Маяковский вступил в РАПП, по причине чего многие его литературные соратники порвали с ним отношения.

  • В те же дни открылась выставка «20 лет работы Маяковского», не имевшая успеха из-за намеренной изоляции поэта.
  • Трудной и неустроенной оставалась и его личная жизнь. Произошел окончательный разрыв с Яковлевой, но быстро стали продвигаться отношения с Полонской. Маяковский даже внес пай в кооператив на квартиру, рассчитывая съехаться с Вероникой, они даже договорились пожениться…
  • До последнего дня поэт строил планы на будущее.

Но вот наступило 14 апреля 1930 года.

  • Утром Маяковский заехал за Полонской, которой надо было на репетицию в театр. По дороге заглянули к нему домой. Там произошло резкое объяснение. Владимир Владимирович требовал, чтобы Вероника немедленно бросила сцену и в тот же день ушла от Яншина. Полонская отказалась.
  • Она вышла из комнаты, сделала несколько шагов по коридору, и вдруг раздался выстрел. Когда женщина вбежала в помещение, Владимир Владимирович лежал на ковре, широко раскинув руки. Он был еще жив, но через несколько мгновений умер.
  • Источник: Еремин Виктор Николаевич, — 100 великих поэтов.

Письма к родным и документы

  • Большая часть писем В. В. Маяковского к родным относится ко времени юности и первых лет творческой деятельности поэта. Письма, телеграммы, записки адресованы матери поэта Александре Алексеевне Маяковской и сестрам — Людмиле Владимировне и Ольге Владимировне Маяковским.
  • Текст писем воспроизводится по оригиналам, хранящимся в Государственном музее В. В. Маяковского. В тех случаях, когда на письме нет даты, оно датируется по почтовому штемпелю, телеграммы — по отметке телеграфа. Письма по 1917 год включительно датированы по старому стилю, письма 1918-1929 годов — по новому стилю.
  • Родился Владимир Маяковский 7 июля 1894 года (или 93 — мнения мамы и послужного списка отца расходятся. Во всяком случае не раньше). Родина — село Багдады, Кутаисская губерния, Грузия.

Кутаис, 1901 г. — Дорогая Люда!

  • Как ты поживаешь? Я здоров и учусь хорошо. Здесь снег растаял. Целую тебя. — Твой брат. Володя.

Кутаис, апрель 1902 г. — Деревья цветут

  • Дорогая Люда! Как ты поживаешь? Я здоров и учусь хорошо. Я, Нина Александровна и Оля ходили гулять на Архиерейскую гору и собрали немного фиалок. У нас сильный ветер, а деревья цветут. — Целую тебя, твой брат Володя.

Кутаис, 15 сентября 1904 г. — Я рисую

  • Дорогая Люда! Как ты поживаешь? Я здоров. Я рисую, и, слава богу, у нас теперь хороший учитель рисования. С французского языка мадам Коптева. Поздравляю тебя с днем твоего ангела. Покамест нечего было писать. Пиши. — Твой брат Володя.

Кутаис, ноябрь 1905 г. — Кутаис тоже вооружается, по улицам только и слышны звуки Марсельезы.

  • Дорогая Люда! Мы получили твое письмо 1-го и сейчас же все уселись писать. Пока в Кутаисе ничего страшного не было, хотя гимназия и реальное забастовали, да и было зачем бастовать: на гимназию были направлены пушки, а в реальном сделали еще лучше.
  • Пушки поставили во двор, сказав, что при первом возгласе камня не оставят на камне. Новая «блестящая победа» была совершена казаками в городе Тифлисе. Там шла процессия с портретом Николая и приказала гимназистам снять шапки.
  • На несогласие гимназистов казаки ответили пулями. Два дня продолжалось это избиение. Первая победа над царскими башибузуками была одержана в Гурии, этих собак там было убито около двухсот. Кутаис тоже вооружается, по улицам только и слышны звуки Марсельезы.
  • Здесь тоже пели «Вы жертвою пали», когда служили панихиду по Трубецком и по тифлисским рабочим. Пиши и мне тоже. Целую тебя крепко. — Твой брат Володя.

Москва, вторая половина января 1909 г. — Арестовали меня

  • Дорогая Люда! Арестовали меня в тот день, как я вышел из дому в 11 часов утра, на улице. Арестовали бог знает с чего, совершенно неожиданно схватили на улице, обыскали и отправили в участок.
  • Сижу опять в Сущевке, в камере нас 3 человека (всего политических 9). Кормят или, вернее, кормимся очень хорошо. Немедленно начну готовиться по предметам и, если позволят, то усиленно рисовать.
  • А пока прошу у тебя следующее: принеси мне подушку, одеяло, полотенце, что есть из белья, простыню, наволочку, зубной порошок, щеточку, зеркальце, гребень, платков носовых и черную рубаху; затем следующие книги (поройся у меня, найди, которые есть, а которых нет, спроси у Сережи, Владимира, Хози или у других товарищей). Алгебру и геометрию Давидова, Цезаря, грамматику латинскую Никифорова, немецкую грамматику Кейзера, немецкий словарь, маленькую книжицу на немецком языке Ибсена (она лежит у меня на полке), физику Краевича, историю русской литературы Саводника и программу для готовящихся на аттестат зрелости.
  • Из книг для чтения следующие: психологию Челпанова, логику Минто, историю новейшей русской литературы (чья — не помню, она лежит у меня на столе), «Введение в философию» Кюльпе, «Диалектические этюды» Унтермана и «Сущность головной работы человека» Дицгена.
  • Все эти книги ты найдешь у меня в комнате. Затем спроси, не найдется ли у Владимира или Сергея 1-го тома «Капитала» Маркса, «Введение в философию» Челпанова и сочинения Толстого или Достоевского. Все эти книги притащи сама или попроси кого-нибудь принести мне в Сущевку, приноси не все сразу, конечно, а понемногу.
  • Затем спроси у Сергея адрес Виктора Михайловича, которому я рисовал плакат, сходи туда, спроси денег (проси 8 рублей), а если понадобится что-нибудь дорисовать, то сделай это, пожалуйста. На полученные деньги купи акварельных красок в училище, обязательно с коробкой, затем пайку для рисования, но только, пожалуйста, отрывную, блокнотом, такую, какая у меня была раньше, средних размеров (в 1 р. 25 к.- 1 р. 75 к.), ее ты можешь достать на Петровке, в писчебумажном магазине, кажется, Гринблата, две резины, три карандаша и перочинный нож, он у меня на столе. Постарайся так, чтоб осталось рубля 3-5 и пришли их мне, деньги здесь понадобятся.
  • Обзаведусь хозяйством, да и заживем помаленьку. Сходи в охранку: тебе, маме, и Оле дадут свидание. Свидания здесь по четвергам и воскресеньям. — Ну, пока до свидания. Целую всех вас крепко, поцелуй за меня маму и Олю, за меня не беспокойтесь, т. к. по новому делу привлечь меня не могут, ибо невинен и чист аз есмь аки архангел. Поклон товарищам, пусть не забывают. — Володя.
  • Если найдешь (постарайся), то принеси Гнедича «Историю искусств», Мутера «Историю живописи в 19 столетии», если есть, то принеси от кого-нибудь другого, а если нет, то в крайнем случае те, которые лежат у меня в сундучке, только оберни в бумагу.
  • Сейчас говорил со смотрителем. Разрешил принести краски и рисовать, только чтобы все принадлежности были небольших размеров, а то неудобно. Да принеси еще и две кисточки. Ну, примусь за занятия, обстановка подходящая. Я сижу сейчас с студентом-технологом 4-го курса, знающим немецкий язык и немного рисующим.
  • Книги приноси обязательно понемногу, иначе не пропустят. Приноси по 4-7.

Симферополь, 1 января 1914 г. — С Новым годом и с праздниками!

  • Дорогие мамочка, Людочка и Олечка. С Новым годом и с праздниками! 
  • Как живете? Я здоров и весел, разъезжаю по Крыму, поплевываю в Черное море и почитываю стишки и лекции. Через неделю или через две буду в Москве.
  • Сегодня я в Симферополе, отсюда в Севастополь и дальше, пока не доеду до вас и тогда поцелую всех крепко. Я ваш сын, брат и проч. и проч. — Володя.

Allo! Кто говорит? Мама? Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца. Скажите сестрам, Люде и Оле, — ему уже некуда деться. — Владимир Маяковский, поэма «Облако в штанах» (1914 – 1915)

Петроград, первая половина 1915 г. — Пью, ем, сплю, одет и обут

  • Дорогие мамочка, Людочка, Олечка!
  • Спасибо за письма. Я живу ничего. Пью, ем, сплю, одет и обут. Что же касается моих дел, то пока я сам об этом ничего не знаю. Во всяком случае, пока все говорит за то, что я устроюсь хорошо. Приеду ли скоро в Москву, не знаю: как сложатся обстоятельства. Обо всем важном, конечно, немедленно же напишу вам. Вы меня не забывайте, пожалуйста.
  • Я ничего не пишу оттого, что у меня характер гнусный, письма же от вас жду с нетерпением. Целую вас всех крепко. — Ваш Володя.

Петроград, не ранее 8 октября 1915 г. — Я призван и взят в Петроградскую автомобильную школу

  • Дорогие мамочка, Людочка и Олечка! Только сейчас окончились мои мытарства по призыву, спешу вам написать и успокоить.
  • Я призван и взят в Петроградскую автомобильную школу, где меня определили в чертежную, как умелого и опытного чертежника.
  • Беспокоиться обо мне совершенно не следует. После работы в школе я могу вести все те занятия, какие вел и раньше. Адрес мой остается прежний. Напишите о себе. Как у вас? — Целую вас всех крепко. Володя. Пришлю свою «военную» карточку.

Петроград, 20 октября 1915 г. — приходится покупать форменную одежду

  • Дорогая Людочка! Большое тебе спасибо за доброе и нежное письмо. Я обмундировываюсь и устраиваюсь. На это уходит много времени и нервов. Устал порядочно. Милая Люда, ты в письме спрашивала меня, не нужны ли мне деньги. К сожалению, сейчас нужны и очень. Мне сейчас себе приходится покупать форменную одежду, делаю я это на свои деньги. Так нужно. Поэтому пока что запутался изрядно.
  • Исходя из оного, обращаюсь к тебе с громадной просьбой: пришли мне рублей 25-30. Если такую сумму тебе трудно, то сколько можешь. Извиняюсь за просьбу страшно, но ничего не поделаешь. В дальнейшем, очевидно, будет хорошо.
  • Адрес мой прежний: Пале — Рояль. Деньги прошу, если можно, прислать поскорее. Новостей пока нет никаких. Я послал вам мою новую книгу. Целую всех вас крепко.
  • Ваш Володя. Не забывайте.

Петроград, 21 октября 1915 г. — Я здоров, как гиппопотам

  • Дорогие мамочка, Людочка, Олечка!
  • Я здоров, как гиппопотам.
  • Работаю. Целую всех. — Ваш Володя. Пишите.

Петроград, 9 ноября 1915 г. — Переехал из Пале-Рояля

  • Дорогая мамочка. Здоров я по-прежнему хорошо. Работаю тоже по-прежнему.
  • Переехал из Пале-Рояля. Так что пишите мне сейчас по такому адресу: ул. Жуковского, д. № 7, кв. № 42, квартира Брик, для Маяковского.
  • Дорогая мамочка, у меня к Вам большущая просьба. Выкупите и пришлите мне зимнее пальто и, если можно, одну смену теплого белья и несколько платков. Если это Вам не очень трудно, то, пожалуйста, сделайте.
  • Пишите, мамочка, обязательно. Целую Людочку и Олечку. Целую вас всех крепко. — Ваш Володя.

Петроград, начало января 1916 г. – Соскучился очень

  • Дорогие мамочка, Людочка, Олечка! Вы мне пишете еще меньше, чем я Вам. Уже месяц от Вас ни строчки. Напишите мне скорее. Плюньте на меня (за то, что я такой молчаливый) и пишите. У меня новостей никаких, все тише воды и ниже травы.
  • Спасибо мамочке за посылку. Получил на новый год. Очень рад был. Праздники провел по обыкновенному. Служил. Потом кончил. Спал.
  • Страшно хочется всех Вас увидеть. Соскучился очень. Напишите мне № Вашего телефона и время, когда удобнее всего звонить. Я Вам позвоню из Петрограда как-нибудь. В Петрограде дрянь погода: то 30° мороза, то 5 тепла. Пишите. Пишите! Пишите! Целую всех Вас крепко крепко. Всегда Ваш Володя.

Петроград, ноябрь 1917 г. — Меня совершенно освободили от военной службы, так что я опять вольный человек

  • Дорогие мамочка, Людочка и Олечка! Ужасно рад, что все вы целы и здоровы. Все остальное по сравнению с этим ерунда.
  • Я уже писал вам (передавал письмо через знакомого). Теперь опять передаю через знакомого москвича; почте не очень сейчас доверяю.
  • Я здоров.
  • У меня большая и хорошая новость: меня совершенно освободили от военной службы, так что я опять вольный человек. Месяца 2-3 пробуду в Петрограде. Буду работать и лечить зубы и нос. Потом заеду в Москву, а после думаю ехать на юг для окончательного ремонта. Целую вас всех крепко. — Ваш Володя. Пишите!

Левашово, 15 июля 1918 г. – в Питере холера страшная

  • Милая и дорогая Олечка! Дуешься ты зря. Дело в следующем. Я живу не в Питере, а в деревне, за 50 верст. Когда я получил твое первое письмо, я потелефонил бриковской прислуге, чтоб она немедленно отослала тебе деньги, зная, что это к спеху, а значит, и не мог сам написать ничего на переводе при всем своем желании. При первой же оказии хотел послать вам письмо, но теперь от нас в город никто не ездит, не езжу и я, потому что в Питере холера страшная.
  • Сегодня случайно получил твое письмо (приехали ко мне на именины) и отвечаю сейчас же. Из всего из этого можно умозаключить, что свинья ты, а не я, потому что злишься ты. Поздравляю тебя, киса, с рождением и ангелом.
  • Желаю вам пожить на даче и отдохнуть. Я живу хорошо. Пишите про себя. Страшно целую мамочку, Людочку и тебя. – Ваш Володя. 15 июля 1918 г. Левашово.
  • Пишите на прежний адрес Брикам. Сюда письма совсем не доходят. Меня до того тут опаивают молоком (стаканов шесть ежедневно), что, если у меня вырастет вымя, скажи маме, чтоб не удивлялась.

Москва, начало 1920 г. — Беспокоюсь за мамочку

  • Дорогая Олечка! Я боялся, что после 4-х почтамт закроют, поэтому зашел и оставил 15 000. Страшно беспокоюсь за мамочку.
  • Звони ежедневно и вели мне делать все, что нужно.
  • Сейчас же пойди на Сухаревку и купи маме от меня: 2 ф. белого хлеба 2500; 1 ф. масла 2800; 2 ф. манной 2200. — Целую всех и милую, и дорогую мамочку особенно. Ваш Вол.

Москва, 29 октября 1920 г. — Шлю тебе пастилу, на всякий случай, немножко денег.

  • Дорогая и милая Людочка! Я только сегодня узнал о твоем нездоровье и совершенно не мог к тебе заехать, так как срочно еду в Питер дней на пять. (Когда мама хворала, я тоже валялся с инфлюэнцей-поэтому не заехал).
  • Шлю тебе пастилу, маме засахаренные фрукты, тете шоколад (запоздалое немного поздравление с днем тетиных торжеств), Оле мармелад. Поправляйся, детка, скорей.
  • По приезде буду сейчас же. — Целую тебя, маму и тетю. Твой Володя. Шлю тебе, на всякий случай, немножко денег.

Евпатория, 15 июля 1926 г. — Немного работаю — читаю лекции, пишу

  • Дорогая моя милая и родная мамочка. Видите, какой у Вас хороший сын: всем вообще не пишет, некоторым пишет, но на маленьких листочках, а Вам на большом и во весь разворот.
  • Меня очень беспокоит, что Вы летом без дачи и без отдыха. В Одессе я заходил к Мише Киселеву. Он просил Вам передать, что рад был бы видеть Вас и Олю, и Люду в Одессе. Как Вы смотрите на это дело? Не поехать ли Вам недели на две? В свою очередь у Миши будет отпуск к августу — сентябрю, и я его звал в Москву.
  • Я живу обыкновенно. Немного работаю — читаю лекции, пишу, а в промежутках стараюсь здороветь, загорать и полнеть, на радость моей милой и любимой мамочке. Надеюсь недели через две, через три быть в Москве, а то без меня дела, должно быть, никак не двигаются.
  • Дорогая мамочка, черкните мне — Ялта, гостиница «Россия». Целую очень Людочку и Олечку и поздравляю Олечку со всеми праздниками, которые приходятся на именинный и рожденный июль месяц. Целую Вас крепко, дорогая мамочка. Любящий Вас Ваш Володя.

Новочеркасск, 27 ноября 1927 г. — Рад, что еду в теплоту

  • Дорогая, милая и родная мамочка. Вы самая хорошая и добрая мама на целом свете, и поэтому, конечно, уже на меня не сердитесь за то, что я не сумел зайти перед отъездом. Я уехал страшно неожиданно, а так как было воскресенье, то нельзя было вызвать такси — все киоски по воскресеньям заперты.
  • Словом, я бежал на поезд прямо с лефовского заседания, прожевывая фразу по дороге. Должно быть, Лилечка уже была у Вас и в качестве полномочного представителя изложила Вам все это наизусть.
  • Сейчас пишу из Новочеркасска, через час еду в Ростов, а из Ростова рассчитываю на Кавказ — в Тифлис, а может быть, даже в Кутаис.
  • В Москву приеду в 20-х числах декабря, побреюсь и сразу прибуду к Вам. Рад, что еду в теплоту, — по возможности отдыхаю и насыщаюсь, чтоб предстать пред Ваши глаза красивым розовощеким юношей. Целую Вас, родная мамочка. Поцелуйте Люду и Олю. Ваш весь Вол.

Официальные заявления и другие документы

Москва, 14 января 1909 г. — Я нашел для себя возможным сдать экзамены

  • Его превосходительству г-ну директору Строгановского художественно-промышленного училища. Ученика 1-го класса Владимира Маяковского.
  • Прошение. Ознакомившись с программой Строгановского училища, я нашел для себя возможным сдать экзамены за 5 классов по общеобразовательным предметам, и поэтому покорнейше прошу ваше превосходительство <разрешить> сдать их в мае месяце. Дополнительные же предметы проходить наравне с остальными учениками училища. — Владимир Маяковский.

Москва, 7 октября 1909 г. — Его превосходительству г-ну московскому градоначальнику

  • От содержащегося при Центральной пересыльной тюрьме политического заключенного дворянина Владимира Владимировича Маяковского.
  • Имею честь покорнейше просить ваше превосходительство рассмотреть мое дело и исполнить нижеследующую просьбу: 2 июля сего года я пришел в квартиру Елены Алексеевны Тихомировой, дом Локтева, по Мещанской улице, кв. 9, для получения кое-какой работы по своей специальности, т. е. по рисовальной части, и был задержан чинами полиции, которые находились там по случаю ареста жильца, проживавшего в данной квартире.
  • При допросе в Охранном отделении я указал на цель прихода в вышеупомянутую квартиру и на то, каким образом были проведены дни, предшествующие аресту.
  • Все эти факты легко могут быть подтверждены и таким образом доказана моя полная неприкосновенность к предписываемому, но, несмотря на все это, л вот уже три месяца и пять дней нахожусь в заключении и этим поставлен в очень тяжелое положение.
  • Так как,
  • во-первых, пропустил экзамены в училище и, таким образом, потерял целый год:
  • во-вторых, каждый день дальнейшего пребывания в заключении ставит меня во все большую и большую необходимость совершенного ухода из училища, а значит, и потерю долгого и упорного труда предшествующих лет;
  • в-третьих, мной потеряна вся работа, дававшая мне хоть какой-нибудь заработок, и, наконец,
  • в-четвертых, мое здоровье начинает расшатываться и появившаяся неврастения и малокровие не позволяют мне вести никакой работы.
  • Ввиду всего изложенного, т. е. моей полной невиновности и тех следствий заключения, которые становятся с каждым днем все тяжелее и тяжелее, покорнейше прошу ваше превосходительство разобрать мое дело и отпустить меня на свободу. — Владимир Владимирович Маяковский.

Москва, 3 августа 1910 г. — Господину директору Училища живописи, ваяния и зодчества

  • От дворянина Владимира Владимировича Маяковского. Прошение.
  • Имею честь покорнейше просить о допущении меня к конкурсному экзамену для поступления вольным посетителем в начальный класс художественного отделения Училища.
  • При этом представляю метрическое свидетельство о рождении и три фотографические карточки.
  • Жительство имею: Москва, Новая Божедомка, дом Сергеевой, № 3, квартира № 11. — Владимир Владимирович Маяковский.

Петербург, 16 ноября 1913 г. – Союз молодежи

  • Я, нижеподписавшийся, передаю Обществу художников «Союз молодежи» свою трагедию «Владимир Маяковский» для постановки в Петербурге в сезон 1913- 1914.
  • Постановка ведется по моим указаниям и под моим личным наблюдением за всей художественной частью пьесы. (Срок моего наблюдения и размер вознаграждения за оное устанавливается в согласии с «Союзом молодежи».)
  • Плата поспектакльная 50 (пятьдесят) рублей за каждый вечер. — Владимир Маяковский.

Москва, 2 октября 1922 г. — В Производственное бюро Вхутемас тов. Равдель от В. Маяковского

  • Заявление. Ввиду, во-первых, повторного невыполнения пункта шестого договора и пункта третьего дополнения к договору и, во-вторых, ввиду полной небрежности в отношении печатания моих книг и в отношении выполнения заказов мой договор с Вхутемасом за № 1390 от 12/VI 1922 года и дополнение к договору от 12 сентября за № 1878 на основании пункта восьмого договора и пункта четвертого дополнения к договору считаю с сего дня аннулированными.
  • Тем более считаю необходимым сделать это, так как мною не только добросовестно выполнялись условия договора, но и был испрошен для Вхутемаса в Гизе заем в размере десяти миллиардов рублей, а также получены заказы на приобретение в наличный расчет четыре тысячи девятисот экземпляров моих сочинений, что совершенно облегчало работу Вхутемаса.
  • Так как Производственное бюро уплатило мне авторские, я, не желая вводить Бюро в материальные убытки, разрешаю ему продать 2-й том моих сочинений, сумма, вырученная от продажи за вычетом шести миллиардов неустойки согласно пункта четвертого дополнения к договору, не только целиком покроет расходы, но и даст известный излишек.

 Расчет: 10 000 экз. по 4 мил. 500 т. р.   45 000 000 000 р.

             скидка 35% магазину 15 750 000 000 р

                        Остается           29 250 000 000 р.

Мною получено за вычетом 6 миллиард. неустойки

 11 775 000 000 р

 Итого остается      17 475 000 000 р.

  • Прошу немедленно произвести расчет расходов по производству и разницу возвратить мне не позже четверга, т. к. в пятницу с. г. я уезжаю в служебную заграничную командировку. — Вл. Маяковский.

Москва, не позднее второй половины ноября 1923 г. – Записка об «Универсальной рекламе»

  • В Мосполиграф от В. Маяковского. Агит. реклам. Тов. Полякову.
  • Наряду с другими торговыми учреждениями и торг-отдел Мосполиграфа ведет рекламную работу. Реклама госорганов, конечно, должна носить главным образом агитационное значение, пропаганду выгоды для широких потребительских кругов именно государственной промышленности.
  • Но Мосполиграфу нужна и чистая реклама, т. к. именно в этой области имеется наличие некоторой нэповской конкуренции. Ведомая до сих пор Мосполиграфом рекламная работа не достигает цели: рекламная работа ведется вразброд, не фиксируя внимание какими-либо общими лозунговыми, или общими изобразительными, навязчивыми формами, однообразна (исключительно печатание в журналах), скучна, неинтересна читающему и, конечно, дорога (считая стоимость журнальной страницы в среднем сорок черв<онцев>).
  • Мною предлагается Мосполиграфу «Универсальная реклама»: 15 отдельных иллюстраций-плакатов, сделанные на веселый рекламный текст. При относительно большой затрате на эту рекламу сейчас (около 150 -160 червонцев) она должна дать в будущем экономию и прямую выгоду.
  • Реклама универсальна: а) используется плакатом любого формата и размера, b) клише для газет и журналов любого вида, с) печатается на блокнотах и тетрадях, d) делается этикетками для бутылей чернила и клея, e) фотографируется для волшебного фонаря (демонстрация в кино и театрах).
  • Реклама вечна, так как, состоя из отдельных плакатиков, она в случае новой рекламной линии обновляется простой переменой того или иного рисунка к двустишию.
  • Реклама наиболее действенна, так как легко запоминается и фиксирует внимание на постоянной форме.
  • Эта реклама дает экономию, уменьшая размер и количество объявлений за счет качества, и должна дать доход, сама собой являясь интересной демонстрацией для заказчиков объявлений на фонарях, получаемых Мосполиграфом из Германии.

Москва, 17 января 1925 г. – Заявление устроителям так называемого «совещания левого фронта искусств».

  • Внимательно прослушав и обдумав два бесцветных дня «совещания», должен заявить: никакого отношения ни к каким решениям и выводам из данного совещания не имею и иметь не хочу.
  • Если б я мог хоть на минуту предполагать, что это крикливое совещание, собранное под серьезным лозунгом «объединение», будет подразумевать (в наиболее «деятельной» части) под обсуждением организационных вопросов — организацию сплетни и будет стараться подменить боевую теорию и практику Лефа чужаковской модернизованной надсоновщиной, разумеется, я б ни минуты не потратил на сидение в заседаниях. — Вл. Маяковский. 17/1-25 г.

Москва, 25 июня 1928 г — содействие в деле моей командировки — кругосветное путешествие

  • Начальнику главного управления по делам искусств наркомпроса рсфср А. И. Свидерскому. В Главискусство Тов. Свидерскому.
  • Уважаемый товарищ! Прошу Вас оказать содействие в деле моей командировки (кругосветное путешествие по маршруту: Москва — Владивосток — Токио — Буэнос-Айрес — Нью-Йорк — Рим — Париж — Константинополь — Одесса) для корреспонденции, для освещения в газете «Комсомольская правда» быта и жизни молодежи и для продолжения серии моих работ о странах мира после революции и войны.
  • Прошу Главискусство: Поддержать ходатайство перед Валютным управлением о выдаче мне разрешения на вывоз 6000 рублей в иностранной валюте из расчета оплаты проездных билетов, 10 рублей суточных (6 месяцев) и 500 долларов для внесения залога при переезде границы САСШ.
  • Оказать содействие в деле возобновления полученного заграничного паспорта по упомянутому маршруту. Снестись с НКИД в деле облегчения получения иностранных виз.
  • Обратиться к ВОКСу с предложением о взаимной связи нашей работы, о поддержке моей поездки и об использовании ее в целях общекультурной информации об СССР (выступления, лекции) помощью культурных атташе «Общества».
  • Выдать мне необходимое в поездке командировочное удостоверение.
  • Прилагаю: 1) Командировку ЦК ВЛКСМ и «Комсомольской правды» от 14/VI-28 г. за № 576 (переданы т. Свидерскому).
  • Удостоверение (и копию) ЦК ВЛКСМ и «Комсомольской правды» на имя Валютного управления от 14/VI-28 г. за № 577. — Москва, 25/VI-28 г.
  • Источник: Маяковский В.В. Собрание сочинений в двенадцати томах. — Москва: Правда, 1978 г.

Музей Владимира Маяковского

  • Подробная биография на оф. сайте государственного музея В.В. Маяковского
  • muzeimayakovskogo.ru
  • Государственный музей Владимира Маяковского — музей Владимира Маяковского, основанный в 1937 году по инициативе Лили Брик как библиотека-музей. Изначально располагался в Гендриковом переулке, где поэт проживал вместе с Лилей и Осипом Бриками с 1926 по 1930 год

Статьи — карта сайта

Статьи и стихи Владимира Маяковского:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *