День народного единства празднуют в России 4 ноября. История этого дня хорошо отражена в произведении Островского Александра Николаевича – Козьма Захарьич Минин, Сухорук (1866). Это драматическая хроника в пяти действиях. Всё произведение большое, но, чтобы понять и ознакомиться с сутью – можно прочесть краткую часть.
- Тогда станет ясно, почему День народного единства, это великий праздник, который даёт силу каждому и стремление к справедливому народному единству.
- Сначала историческая справка.
События в России перед и во время народного ополчения
- 13 апреля 1605 года, умер Борис Годунов и к власти на короткое время пришёл его сын Фёдор Борисович, свергнутый 1 июля 1605 года.
- К власти пришёл Лжедмитрий I, венчанный на царство 21 июля, ставленник польского короля Сигизмунда III, которому присягнула и Москва, и боярская дума.
- В ночь с 16 на 17 мая 1606 года был убит Лжедмитрий I и царём стал князь Василий Иванович Шуйский. 17 (27) июля народ, недовольный неудачами Шуйского, стал собираться под окнами царского дворца с криками «Ты нам больше не царь!». Воевода Захарий Ляпунов собрал своих людей на Лобном месте и поддержал эти требования. Заговорщики, собравшись в районе Серпуховских ворот, объявили себя Земским собором и низложили Василия Шуйского с престола, а затем насильно постригли его в монахи Чудова монастыря.
- Также произошло восстание под руководством Ивана Болотникова в 1606—1607 годах и Нападение Ногайской Орды в 1607—1608 годах.
- Россия оказалась охвачена восстанием Лжедмитрия II с 1607 года.
- Была в состоянии войны с Речью Посполитой с 1609 года из-за приглашения шведских войск на русскую территорию для борьбы с Лжедмитрием II во время идущей шведско-польской войны.
Семибоярщина
- Царь был свергнут, собрать Земский собор не представлялось возможным, тогда во главе государства встала Семибоярщина – правительство русского государства периода 1610—1612 годов, состоявшего из семи бояр.
Состав Семибоярщины:
- Князь Фёдор Иванович Мстиславский
- Князь Иван Михайлович Воротынский
- Князь Андрей Васильевич Трубецкой
- Князь Андрей Васильевич Голицын
- Князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский
- Боярин Иван Никитич Романов
- Боярин Фёдор Иванович Шереметев
- Причиной начала семибоярщины послужило поражение войск Василия Шуйского и приглашённых им по Выборгскому договору союзных шведских войск Якоба Делагарди, понесённое от войск Речи Посполитой в битве при Клушино 24 июня (4 июля) 1610 года и последовавшее за этим насильственное смещение царя Василия Шуйского.
- Боярская дума избрала польского королевича Владислава царём, но он не принял православие – принятие которого было непременным условием избрания на царство, и не прибыл на венчание на царствование.
- В это время гетман Жолкевский подошёл к Москве и встал у Хорошева, а Лжедмитрий II со своей стороны встал в Коломенском.
- В такой ситуации Семибоярщина из страха перед Самозванцем целовала крест 17 августа 1610 года сыну Сигизмунда королевичу Владиславу, на условиях его перехода в православную веру, а затем (в ночь на 21 сентября) тайно впустила в Кремль польско-литовский гарнизон. Лжедмитрий II 11 декабря 1610 года был убит своими приближёнными, его смерть всколыхнула всю Россию и объединила народ в борьбе против Речи Посполитой.
- В январе 1611 года князь Пожарский, в то время зарайский воевода, не признал решения московских бояр призвать на русский трон сына Сигизмунда III, королевича Владислава. Не признали решения Семибоярщины и нижегородцы.
- Утвердившись крестным целованием (клятвой) с жителями Балахны, они разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, Галич и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы «стати за…веру и за Московское государство заодин».
- Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много поволжских и сибирских городов.
Первое ополчение
- Первое ополчение первоначально одержало победу, захватив Белый город. Однако вражда между дворянами под предводительством Прокопия Ляпунова и казаками (бывшими тушинцами) под предводительством Ивана Заруцкого сыграла в его судьбе роковую роль. После убийства казаками Ляпунова, дворяне стали разбегаться, и ополчение фактически утратило боеспособность и распалось, хотя его остатки под руководством Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого по-прежнему стояли под Москвой.
- Иван Заруцкий пользуясь моментом провозгласил будущим Государём российским только что родившегося сына Марины Мнишек и Лжедмитрия — Ивана Ворёнок.
- В эти дни под натиском Сигизмунда пал Смоленск, Великий Новгород захватили шведы, а в Пскове объявился новый Самозванец Смутного времени — Лжедмитрий III.
- В государстве не было казны и войска, не было верховной власти, тяжелейший экономический и политический кризис.
Минин и Пожарский
- Кузьма Минин инициатор создания и один из руководителей Второго ополчения 1611—1612 годов, эпохи Смутного времени в Русском государстве, думный дворянин, соратник князя Д. М. Пожарского.
- Вождём ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского, лечившегося тогда от ран в нижегородском имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.
- И нижегородцы, и Пожарский сами участвовали в Первом ополчении, отбили большую часть Москвы.
- Затем из-за отсутствия осадной артиллерии и специалистов по осаде городов ничего не могли поделать с засевшими в Китай-городе и неприступном Московском Кремле поляками и малороссийскими казаками.
- Первыми пришли находившиеся недалеко от Нижнего Новгорода, в Арзамасе, смоленские стрельцы.
- Минин сумел положить даже рядовым военным специалистам очень высокое жалованье — от 30 до 50 рублей в год.
- К нему пришли многие люди из военных сословий — не только подданные Московского государства, но и множество наёмников из других стран — и с Востока, и с Запада.
Второе народное ополчение
- Второе народное ополчение — ополчение, возникшее в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами.
- Продолжало активно формироваться во время пути из Нижнего Новгорода в Москву, в основном в Ярославле в апреле — июле 1612 года.
- Состояло из отрядов служилых людей, горожан, крестьян центральных и северных районов Русского царства.
- Руководители — нижегородский купец и посадский староста Кузьма Минин и полководец Дмитрий Пожарский.
Московская битва 1612 г.
- Московская битва 1612, также известная как Битва на Девичьем поле — эпизод Смутного времени, в ходе которого польско-литовское войско великого гетмана литовского Ходкевича безуспешно пыталось деблокировать Кремль, в котором заперся польско-литовский гарнизон.
- В боях за Москву 22—24 августа (1—3 сентября н. ст.) 1612 г. Минин, командуя отрядом проявил находчивость и воинскую доблесть.
- Поражение гетмана Ходкевича на подступах к Москве предопределило падение польско-литовского гарнизона Кремля.
- Московская битва 1612 года стала поворотным событием Смутного времени.
- По словам польского посла и историка XVII века Станислава Кобержицкого:
«Поляки понесли такую значительную потерю, что её ничем уже нельзя было вознаградить. Колесо фортуны повернулось — надежда завладеть целым Московским государством рушилась невозвратно».
Совет всей земли
- В начале апреля 1612 года в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе.
- Кузьма вошёл в «Совет всей земли», созданный в Ярославле в середине 1612 года и до созыва Земского собора в 1613 году выполнявший функции высшего органа государственной власти.
- 7 апреля 1612 года Совет всей земли назвал Московское государство великой русской державой.
- Во многом благодаря усилию Минина земское войско, подошедшее в августе к Москве, отличалось хорошей организованностью и снабжением.
- Главными воеводами Второго ополчения были князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, князь Иван Андреевич Хованский-Большой и князь Дмитрий Пожарский-Лопата.
- В августе 1612 года с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения – Второе ополчение разбило польскую армию под Москвой.
- В октябре 1612 года — полностью освободило столицу от оккупации интервентами.
- День народного единства – состоялся.
А. Н. Островский. Козьма Захарьич Минин, Сухорук (1866). Кратко
- Драматическая хроника в пяти действиях.
- Главные герои:
- Козьма Захарьич Минин, Сухорук, земский староста Нижнего посада.
- Князь Дмитрий Михайлович Пожарский, воевода Нижегородской рати.
- 25 августа 1611 года Василий Лыткин (лет пятидесяти), богатый вдовый купец и Петр Аксенов, старик, богатый торговый человек – ведут разговор:
- А что Кузьма Захарьич?
- Земским делом
- Печалится один за всех
- Здоров ли?
- Бог милует. За здравие его
- Все молимся. Он твердо, неослабно
- За веру православную стоит;
- Разумными речами утверждает
- В народе крепость!
- Диво это, брат Василий,
- Вот так тебя слеза и прошибает,
- Все слушал бы, кажись, и не ушел бы.
- Вот какова его беседа!
- Что же
- Он говорит такое?
- Эх, брат Вася,
- Уж очень это дело-то велико!
- Ну, слушай, да язык-то за зубами
- Подерживай! Затеи-то велики,
- А что-то Бог пошлет, увидим после.
- Вот мы толкуем, как бы ополчиться
- Да либо помереть уж, либо Русь
- От иноземцев и воров очистить.
- Василий Семенов, дьяк, старый человек:
- Не ошибусь я в этом человеке.
- Кузьму я знаю вдоль и поперек:
- Он боек на язык, упрям и дерзок;
- В дела мешается, за всех заступник;
- А все-таки души он не продаст;
- Сгрубить – сгрубит, а смуты не затеет.
- Павлик (писчик), писарь Биркина:
- Москва зовет на царство
- И ждет к себе из Польши Владислава,
- А мужики кричат у нас по Волге:
- “Мы не хотим на царство иноземцев
- И выбранных казаками царей”.
Учи нас, вразумляй, Кузьма Захарьич!
- Минин:
- Одно вы помните и зарубите,
- Что мы клялись креста не целовать
- Ни Владиславу, никому другому
- Из иноземцев, – ждать, кого на царство
- Пошлет Господь и выберет земля.
- Нам государь – великий патриарх,
- Другого нет у нас. Что скажет – свято.
- Сегодня от него пришли гонцы.
- Мы грамоту прочтем и вам объявим
- Его приказ и земское решенье.
- Москва нам корень, прочим городам?
- А если корнем основанье крепко,
- Тогда стоит и древо неподвижно;
- А корени не будет – прилепиться
- К чему?
- Москва – кормилица, Москва нам мать!
- А разве дети могут мать покинуть
- В беде и горе?
- Осиротела Русь! Ни воеводы,
- Печальника о нас, сиротах бедных,
- Ни патриарха, ни царя. Как стадо
- Без пастыря, мы бродим, злому волку-
- Губителю добыча.
- Что есть у нас? Ни войска, ни казны,
- Ни воеводы. Прежде нужны деньги;
- Сберем казну, и люди соберутся,
- Стрельцы, казаки. Всякого народу
- По свету белому довольно бродит
- Без дела и без хлеба; рады будут
- Трудом себе копейку заработать.
- Не все же грабить! Надо душу вспомнить!
- А воеводу миром изберем.
- Казна всего нужнее.
- Где взять казны?
- Да много ли сберешь! На разговоры
- Все тороваты, а коснись до дела,
- Так и попрячутся. Не то что денег,
- И тех, что посулили, не найдешь.
- Марфа Борисовна, богатая вдова:
- Вот все, что есть, возьмите, коли нужно.
- Минин:
- Душа святая! О тебе нет речи!
- Твои достатки и тебя мы знаем.
- Ты все отдашь, и я отдам, и он, –
- Все будет мало. С чем тут приниматься!
- И только что обидим мы без пользы
- Самих себя, а делу не поможем.
- Кто нас послушает! В бедах и в горе
- Сердца окаменели. О себе
- Печется каждый, ближних забывая.
- Марфа Борисовна, богатая вдова:
- Так что же делать нам, Кузьма Захарьич?
- Минин:
- Себя забудь и дел своих не делай!
- Проси у Бога разума и слова,
- Сухим очам проси источник слез!
- На улицу, на площадь, на базары,
- Где есть народ, туда и ты иди!
- Высокая апостольская доля –
- Будить от сна своих уснувших братий
- И Божьим словом зажигать сердца!
- Когда увидишь, что сердца и народе
- Затеплятся, как свечи пред иконой,
- Тогда сбирать казну на помощь ратным!
Сбирать людей на выручку Москвы!
- Пора идти на воеводский двор,
- Сбирают нас и выборныих старост
- О грамоте подумать патриарха
- И рассудить, что делать, что начать.
- Не замолчу. На то мне дан язык,
- Чтоб говорить. И говорить я буду
- По улицам, на площади, в избе,
- И пробуждать, как колокол воскресный,
- Уснувшие сердца. Вы подождите,
- Я зазвоню не так. Не хочешь слушать,
- Я не неволю: не любо – не слушай;
- А замолчать меня заставить трудно.
- Я не свои вам речи говорил:
- Великий господин наш, патриарх,
- Велит нам быть в любви, соединенье
- И промышлять, как душу положить
- За веру. Нас с тобой Господь рассудит,
- Кто прав, кто виноват. Вы не хотели
- Послушаться; смотрите, не пришлось бы
- Вам каяться.
- И вправду. Нам теперь одна надежда –
- На Бога. Помощи откуда ждать!
Кто на Руси за правду ополчится?
- Кто чист пред Богом? Только чистый может
- Святое дело честно совершить.
- Народ страдает, кровь отмщенья просит,
- На небо вопиет. А кто подымет,
- Кто поведет народ? Он без вождя,
- Как стадо робкое, рассеян розно.
- Нет помощи земной – попросим чуда;
- И сотворит Господь по нашей вере.
- Молиться надо! В старину бывало,
- Что в годы тяжкие народных бедствий
- Бог воздвигал вождей и из народа.
- Возможно ли, чтоб попустил погибнуть
- Такому царству праведный Господь!
- Вон огоньки зажглись по берегам.
- Бурлаки, труд тяжелый забывая,
- Убогую себе готовят пищу.
- Вон песню затянули. Нет, не радость
- Сложила эту песню, а неволя,
- Неволя тяжкая и труд безмерный,
- Разгром войны, пожары деревень,
- Житье без кровли, ночи без ночлега,
- О, пойте! Громче пойте! Соберите
- Все слезы с матушки широкой Руси,
- Новогородские, псковские слезы,
- С Оки и с Клязьмы, с Дона и с Москвы,
- От Волхова и до широкой Камы.
- Пусть все они в одну сольются песню
- И рвут мне сердце, душу жгут огнем
- И слабый дух на подвиг утверждают.
- О Господи! Благослови меня!
- Я чувствую неведомые силы,
- Готов один поднять всю Русь на плечи,
- Готов орлом лететь на супостата,
- Забрать под крылья угнетенных братий
- И грудью в бой кровавый и последний.
- Час близок! Смерть злодеям! Трепещите!
- Из дальнего Кремля грозит вам Минин.
- А если Бог отступит от меня
- И за гордыню покарать захочет,
- Успеха гордым замыслам не даст,
- Чтоб я не мнил, что я его избранник, –
- Тогда я к вам приду, бурлаки-братья,
- И с вами запою по Волге песню,
- Печальную и длинную затянем,
- И зашумят ракитовы кусты,
- По берегам песчаным нагибаясь;
- И позабудет бросить сеть рыбак
- И в тихом плёсе на челне заплачет;
- И девка с ведрами на коромысле,
- Идя домой извилистой тропинкой,
- Оглянется с горы и станет слушать
- И, рукавами слезы утирая,
- Широкие измочит рукава;
- Бурлаки запоют ее под лямкой
- И балахонцы за своей работой
- Над новою расшивой, с топорами.
- И понесется песня, и прольется
- Из века в век, пока стоит земля.
- О Господи! Грешу я; мал я духом,
- Смел усомниться в благости твоей!
- Нет, прочь сомненья! Перст твой вижу ясно.
- Со всех сторон мне шепчут голоса:
- “Восстань за Русь, на, то есть воля Божья!”
- Сегодня поздней ночью,
- Уж к утру близко, сном я позабылся,
- Да и не помню хорошенько, спал я
- Или не спал. Вдруг вижу: образница
- Вся облилася светом; в изголовье
- Перед иконами явился муж
- В одежде схимника, весь в херувимах,
- Благословляющую поднял руку
- И рек:
- “Кузьма! иди спасать Москву!
- Буди уснувших!”
- Я вскочил от ложа,
- Виденья дивного как не бывало;
- Соборный благовест волной несется,
- Ночная темь колышется от звона,
- Оконницы чуть слышно дребезжат,
- Лампадки, догорая, чуть трепещут
- Неясным блеском, и святые лики
- То озарялися, то померкали,
- И только разливалось по покоям
- Благоуханье.
- Воевода:
- Кому ж стоять теперь за Русь святую,
- Кузьма Захарьев?
- Минин:
- Тем, кто больше терпит,
- Кто перед Богом не кривил душой.
- Когда народ за Русь святую встанет –
- И даст Господь победу над врагом.
- Нам дороги родные пепелища,
- Мы их не променяем ни на что.
- Нам вера православная да церковь
- Дороже всех сокровищ на земле.
- Позволь мне завтра кликнуть клич к народу;
- Что соберем, с тем и пойдем к Москве.
- По деньгам глядя, принаймем казаков.
- Душа дороже денег,
- Мы знаем твердо, ты не позабыл ли?
- Мы тем живем, что Бог в торгу пошлет;
- К поборам да к посулам не привыкли;
- Ты будь покоен, сам я не возьмусь
- Ни собирать, ни соблюдать казну:
- Мы старикам дадим на сбереженье,
- Уж только не тебе, ты не взыщи!
- Князья, и воеводы, и бояре,
- И все честные люди, посудите
- Своим умом и разумом великим
- Мою простую речь! Не обессудьте,
- Что я, помимо старших, затеваю
- Такое дело! Я слуга Господень.
- Сегодня ночью преподобный Сергий
- Мне, грешному, явился, и велел он
- Будить народ и поспешать к Москве.
- Когда я близким стал про это чудо
- Рассказывать, в тот самый час гонцы
- Явились с грамотой архимандрита.
- И мнится мне, что сам угодник Сергий
- Ее прислал. Бояре, воеводы!
- Я чудо Божье утаить не смел
- И вам поведал все как перед Богом,
- И слушать, и не слушать ваша воля;
- А мне одно: служить я буду Богу.
- Пока исполнится завет Господень,
- Пока кремлевские увижу стены.
- Воевода:
- Вы видели, как плакал весь народ,
- Вы слышали тяжелые рыданья!
- Какие слезы! Боже!
- Прав Кузьма:
- С таким народом можно дело делать
- Великое.
- Взгляните, эти слезы –
- Не хныканье старух и стариков;
- В них сила страшная; омывшись ими,
- Народ готов на подвиг. Хоть на битву
- Веди его, хоть в монастырь честной,
- Хоть на небо.
- Минин:
- Друзья и братья! Русь святая гибнет!
- Друзья и братья! Православной вере,
- В которой мы родились и крестились,
- Конечная погибель предстоит.
- Святители, молитвенники наши,
- О помощи взывают, молят слезно.
- Вы слышали их слезное прошенье!
- Поможем, братья, родине святой!
- Что ж! Разве в нас сердца окаменели?
- Не все ль мы дети матери одной?
- Не все ль мы братья от одной купели?
- Голоса:
- Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим
- Помочь Москве и вере православной.
- Минин:
- Что мешкать даром, время нас не ждет!
- Нет дела ратного без воеводы:
- Изыщем, братия, честного мужа,
- Которому то дело за обычай,
- Вести к Москве и земским делом править.
Кто воеводой будет?
- Голоса:
- Князь Димитрий
- Михайлович Пожарский! – Князь Пожарский!
- Другого нам не надо!
- Минин:
- Воля Божья!
- Пожарского избрали мы всем миром,
- Ему и править нами. Глас народа –
- Глас Божий. Выборных людей пошлем.
- Просить и кланяться, чтоб шел к нам наспех.
- Теперь, друзья, несите, кто что может,
- На дело земское, на помощь ратным.
- Я – Господи, благослови начало –
- Свои, копленые и трудовые,
- Все, до последнего рубля, кладу.
- Да из собора я послал Нефеда,
- Чтоб из дому несли, что подороже:
- Жены Татьяны поднизи и серьги,
- Весь жемчуг, перстни, ферязи цветные,
- Камку и бархат, соболь и лисицу;
- Да взяли б у святых икон взаймы,
- На время только, ризы золотые.
- Пошлет Господь, оправим их опять.
- Голоса:
- Всё отдадим! – Теперь не до нарядов!
- В нарядах суета мирская ходит!
- Татьяна Юрьевна:
- Вот, государь ты мой, Кузьма Захарьич,
- Ты приказал жене твоей, Татьяне,
- Прислать тебе жемчуг и ожерелья,
- И с камешками перстеньки, и всю
- Забаву нашу бабью. Я не знаю,
- На что тебе! Я все в ларец поклала,
- Не думавши, взяла и принесла.
- Ты дума крепкая, Кузьма Захарьич,
- Ты слово твердое, так что нам думать.
- Марфа Борисовна:
- Богатое наследство мне осталось
- От мужа моего и господина.
- Отцы и деды прежде накопили,
- А он, своим умом и счастьем, много
- К отцовскому наследию прибавил,
- И умер в ранних летах; не судил
- Ему Господь плоды трудов увидеть.
- Покрасоваться нажитым добром.
- Благословенья не было от Бога
- Мне на детей, – одним-одна осталась
- Хозяйкою несчетного добра.
- Добра чужого: я с собою мало
- В дом принесла. Искала я родных;
- Родни его ни близкой не осталось,
- Ни дальней. Вздумала я – догадалась
- Раздать казну за упокой души,
- И весело мне стало, что заботу
- Такую дорогую Бог послал.
- И вот, благословясь, я раздавала
- По храмам Божьим на помин души,
- И нищей братье по рукам, в раздачу,
- Убогим, и слепым, и прокаженным,
- Сиротам и в убогие дома,
- Колодникам и в тюрьмах заключенным,
- В обители: и в Киев, и в Ростов,
- В Москву и Углич, в Суздаль и Владимир,
- На Бело-озеро, и в Галич, и в Поморье,
- И в Грецию, и на святую Гору,
- И не могла раздать. Все прибавлялось –
- То долг несут, то кортому с угодий,
- И, не внуши вам Бог такого дела,
- Ни в жизнь бы мне не рассчитаться с долгом.
- Голоса:
- Вот наши деньги из квасного ряду! –
- Из рукавичного! – От ярославцев! –
- Костромичи собрали – принимайте! –
- Стрельцы Колзакова Баима сотни!
- Минин:
- Не явно ли благословенье Божье!
- Теперь у нас и войско, и казна,
- И полководец. Недалеко время,
- Когда, вооружась и окрылатев,
- Как непоборные орлы, помчимся.
- За нас молитвы целого народа,
- Детей, и жен, и старцев многолетних,
- И пенье иноков, и клир церковный,
- Елей лампад, курение кадил!
- За нас угодники и чудотворцы,
- И легионы грозных сил небесных,
- Полк ангелов и Божья благодать!
- Семенов:
- Кузьма Захарьич! ведомо тебе,
- Что мы всем миром посылали к князю
- Димитрию Михайловичу в Пурех
- Нижегородцев, выборных людей
- Из всех чинов, с великим челобитьем.
- Князь Дмитрий наше челобитье принял
- И приказал сказать всему народу,
- Что ради веры пострадать готов.
- У сбора же казны и у раздачи
- На жалованье ратным людям денег
- Приговорили кланяться тебе
- И звать к мирскому делу неотступно.
- Минин:
- Не бегал я от службы никогда,
- Для дела земского бросал заботы
- Свои домашние, семью, торговлю.
- Вот и недавно подняли мы дело,
- И малое начало положили
- Великому. Жалел ли я себя?
- И деньги и добро принес я первый.
- По-моему то, всем так подобает;
- А может, кто жалеет. Как тут быть!
- Как тут орудовать! Один и душу
- Рад заложить – другому жаль копейку.
- Стань принуждать, его обидишь кровно.
- И только грех, да брань, да уреканье!
- Послужишь Богу, так людей обидишь!
- Людям служить, так Богу согрешить!
- Кому служить-то: людям или правде?
- Голоса:
- Ты правде послужи, Кузьма Захарьич!
- Минин:
- Душа моя открыта перед Богом,
- Я рад служить, рад душу положить!
- Я к делу земскому рожден. Я вырос
- На площади, между народных сходок.
- Я рано плакал о народном горе,
- И, не по летам, тяжесть земской службы
- Я на плечах носил своей охотой.
- Теперь зовут меня, а я нейду;
- И не пойду служить, пока весь Нижний
- В моих руках не будет поголовно
- Со всем народом и со всем добром.
- Пожарский:
- Полно, друг!
- Грешно тебе! Ты видишь, я не прячусь.
- С утра дерусь, кольчуги не скидая,
- Москву-реку переходил два раза
- На помощь вам. Вы сами-то недружно
- Встречаете врага. Вы здесь, в остроге,
- С поляками деретесь целый день,
- А половина в таборах за пьянством,
- Играют в зернь у Яузских ворот.
- Минин Пожарскому:
- Прости меня, надежа, князь Димитрий
- Михайлович, за речь мою! Ты храбрый,
- Искусный вождь, а я простой мужик.
- Вот речь моя какая: с поляками
- Мы бьемся целый день с утра до ночи
- Лицом к лицу; они ловчее нас,
- Привычнее, и нам не состоять
- От напусков черкасов, угров, немцев.
- Мы попусту людей лишь только тратим
- И к ночи вовсе выбьемся из сил,
- А той порой они с запасом в город
- И подойдут – и нам Кремля не взять.
- Затянется опять осада на год.
- Пусти меня, я счастья попытаю,
- Попробую их сзади обойти,
- Отрезать им обратную дорогу,
- От Крымского двора зайти. Увидишь,
- Что гетман бросит сам свои обозы,
- В свой старый стан, к монастырю Донскому,
- Покинув все, спасаться побежит,
- А в ту пору всей ратью вы и гряньте.
- Коль силы нет, нам ум дает Господь.
- Пожарский:
- Благая мысль пришла Кузьме; я верю,
- Что Бог ему поможет. Он задумал
- Такое дело, что вождям искусным
- И в голову не приходило прежде.
- Пожарский:
- Враги бегут, покинувши обозы.
- Остановить погоню! С нас довольно
- На этот день одной победы. Можем
- Поспешностью испортить дело наше,
- И наша радость обратится в скорбь.
- Теперь Москва у нас в руках. С надеждой,
- Истомлены трудом, сиденьем долгим,
- Болезнями и хлебным оскуденьем,
- Голодные враги со стен глядели
- На гетмана и чаяли подмоги
- И ратными и коренным запасом.
- На их глазах мы гетмана разбили.
- В Кремле сидеть им долее нельзя,
- Иль умирай голодной смертью. Скоро
- Увидим мы московские соборы –
- И совершится очищенье Руси
- От недругов. И начал это дело,
- И совершил его не вождь искусный,
- Не силою, а смелым дерзновеньем
- И замыслом мясник нижегородский
- Кузьма Захарьев, Минин, Сухорук.
- Минин:
- И замысел, и силу исполненья
- Мне дал Господь, ему же подобает
- Хваление и присно, и вовеки.
- Мое одно – одна любовь святая
- К родной стране – я сын ее, любовью
- Сыновнею горит душа моя!
- Услышал я, что кровью и слезами
- Исходит Русь, что брат встает на брата,
- Что Бог забыт, что гаснет пламень веры,
- Оставлен храм, кощунством оскверненный,
- Что села жгут и грабят города,
- Покинуты дымящиеся домы,
- И человек в лесу таится зверем,
- Что стон и плач сирот и горьких вдов
- Как дымный столб к поднебесью восходит.
- И плакал я один за всю Россию,
- Всю скорбь ее на сердце износил.
- И плакал я, прося в слезах у Бога
- Не почести, не власти, нет! Просил я
- Сподобиться России быть слугою,
- Отдать ей все, отдать ей жизнь свою,
- От бед и зол и недругов очистить,
- Конец слезам увидеть, успокоить –
- И в ней Господне царство обновить.
- Нет, мало, нет, любовь моя хотела
- Увидеть Русь великою, богатой,
- Цветущею привольем на свободе,
- Работных чад в поту за тучной жатвой,
- И русла рек, покрытые судами,
- И правый суд по мирным городам,
- И грозный строй несокрушимой рати
- На страх врагам, завистливым и гордым,
- И на престоле царства милость.
- Но жизни срок короток, но дано
- Нам в этом мире полного блаженства.
- Мы видели начало избавленья,
- А остальное пусть увидят внуки.
- С утра в ряды мы стали боевые
- И кончили победой трудный день.
- Заходит солнце, главы золотые
- Горят огнем, открытые сердца
- Несутся в тишь благодарить Творца,
- Из наших душ несется гимн хвалебный,
- Идемте в таборы служить молебны!
Источник: По изд. А. Н. Островский. Собрание сочинений в 10 томах. Под общ. ред. Г. И. Владыкина, А. И. Ревякина, В. А. Филиппова. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. – Том 3.