День народного единства

День народного единства празднуют в России 4 ноября. История этого дня хорошо отражена в произведении Островского Александра Николаевича – Козьма Захарьич Минин, Сухорук (1866). Это драматическая хроника в пяти действиях. Всё произведение большое, но, чтобы понять и ознакомиться с сутью – можно прочесть краткую часть.

День народного единства

К 400-летию восстановления единства Российского государства. Марка 2012 год

  • Тогда станет ясно, почему День народного единства, это великий праздник, который даёт силу каждому и стремление к справедливому народному единству.
  • Сначала историческая справка.

 

События в России перед и во время народного ополчения

  • 13 апреля 1605 года, умер Борис Годунов и к власти на короткое время пришёл его сын Фёдор Борисович, свергнутый 1 июля 1605 года.
  • К власти пришёл Лжедмитрий I, венчанный на царство 21 июля, ставленник польского короля Сигизмунда III, которому присягнула и Москва, и боярская дума.
  • В ночь с 16 на 17 мая 1606 года был убит Лжедмитрий I и царём стал князь Василий Иванович Шуйский. 17 (27) июля народ, недовольный неудачами Шуйского, стал собираться под окнами царского дворца с криками «Ты нам больше не царь!». Воевода Захарий Ляпунов собрал своих людей на Лобном месте и поддержал эти требования. Заговорщики, собравшись в районе Серпуховских ворот, объявили себя Земским собором и низложили Василия Шуйского с престола, а затем насильно постригли его в монахи Чудова монастыря.
  • Также произошло восстание под руководством Ивана Болотникова в 1606—1607 годах и Нападение Ногайской Орды в 1607—1608 годах.
  • Россия оказалась охвачена восстанием Лжедмитрия II с 1607 года.
  • Была в состоянии войны с Речью Посполитой с 1609 года из-за приглашения шведских войск на русскую территорию для борьбы с Лжедмитрием II во время идущей шведско-польской войны.

 

Семибоярщина

  • Царь был свергнут, собрать Земский собор не представлялось возможным, тогда во главе государства встала Семибоярщина – правительство русского государства периода 1610—1612 годов, состоявшего из семи бояр.

 

Состав Семибоярщины:

  1. Князь Фёдор Иванович Мстиславский
  2. Князь Иван Михайлович Воротынский
  3. Князь Андрей Васильевич Трубецкой
  4. Князь Андрей Васильевич Голицын
  5. Князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский
  6. Боярин Иван Никитич Романов
  7. Боярин Фёдор Иванович Шереметев

 

  • Причиной начала семибоярщины послужило поражение войск Василия Шуйского и приглашённых им по Выборгскому договору союзных шведских войск Якоба Делагарди, понесённое от войск Речи Посполитой в битве при Клушино 24 июня (4 июля) 1610 года и последовавшее за этим насильственное смещение царя Василия Шуйского.
  • Боярская дума избрала польского королевича Владислава царём, но он не принял православие – принятие которого было непременным условием избрания на царство, и не прибыл на венчание на царствование.
  • В это время гетман Жолкевский подошёл к Москве и встал у Хорошева, а Лжедмитрий II со своей стороны встал в Коломенском.
  • В такой ситуации Семибоярщина из страха перед Самозванцем целовала крест 17 августа 1610 года сыну Сигизмунда королевичу Владиславу, на условиях его перехода в православную веру, а затем (в ночь на 21 сентября) тайно впустила в Кремль польско-литовский гарнизон. Лжедмитрий II 11 декабря 1610 года был убит своими приближёнными, его смерть всколыхнула всю Россию и объединила народ в борьбе против Речи Посполитой.

 

  • В январе 1611 года князь Пожарский, в то время зарайский воевода, не признал решения московских бояр призвать на русский трон сына Сигизмунда III, королевича Владислава. Не признали решения Семибоярщины и нижегородцы.
  • Утвердившись крестным целованием (клятвой) с жителями Балахны, они разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, Галич и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы «стати за…веру и за Московское государство заодин».
  • Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много поволжских и сибирских городов.

 

Первое ополчение

  • Первое ополчение первоначально одержало победу, захватив Белый город. Однако вражда между дворянами под предводительством Прокопия Ляпунова и казаками (бывшими тушинцами) под предводительством Ивана Заруцкого сыграла в его судьбе роковую роль. После убийства казаками Ляпунова, дворяне стали разбегаться, и ополчение фактически утратило боеспособность и распалось, хотя его остатки под руководством Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого по-прежнему стояли под Москвой.
  • Иван Заруцкий пользуясь моментом провозгласил будущим Государём российским только что родившегося сына Марины Мнишек и Лжедмитрия — Ивана Ворёнок.
  • В эти дни под натиском Сигизмунда пал Смоленск, Великий Новгород захватили шведы, а в Пскове объявился новый Самозванец Смутного времени — Лжедмитрий III.
  • В государстве не было казны и войска, не было верховной власти, тяжелейший экономический и политический кризис.

 

Минин и Пожарский

  • Кузьма Минин инициатор создания и один из руководителей Второго ополчения 1611—1612 годов, эпохи Смутного времени в Русском государстве, думный дворянин, соратник князя Д. М. Пожарского.
  • Вождём ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского, лечившегося тогда от ран в нижегородском имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.
  • И нижегородцы, и Пожарский сами участвовали в Первом ополчении, отбили большую часть Москвы.
  • Затем из-за отсутствия осадной артиллерии и специалистов по осаде городов ничего не могли поделать с засевшими в Китай-городе и неприступном Московском Кремле поляками и малороссийскими казаками.
  • Первыми пришли находившиеся недалеко от Нижнего Новгорода, в Арзамасе, смоленские стрельцы.
  • Минин сумел положить даже рядовым военным специалистам очень высокое жалованье — от 30 до 50 рублей в год.
  • К нему пришли многие люди из военных сословий — не только подданные Московского государства, но и множество наёмников из других стран — и с Востока, и с Запада.

 

Второе народное ополчение

  • Второе народное ополчение — ополчение, возникшее в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами.
  • Продолжало активно формироваться во время пути из Нижнего Новгорода в Москву, в основном в Ярославле в апреле — июле 1612 года.
  • Состояло из отрядов служилых людей, горожан, крестьян центральных и северных районов Русского царства.
  • Руководители — нижегородский купец и посадский староста Кузьма Минин и полководец Дмитрий Пожарский.

 

Московская битва 1612 г.

  • Московская битва 1612, также известная как Битва на Девичьем поле — эпизод Смутного времени, в ходе которого польско-литовское войско великого гетмана литовского Ходкевича безуспешно пыталось деблокировать Кремль, в котором заперся польско-литовский гарнизон.
  • В боях за Москву 22—24 августа (1—3 сентября н. ст.) 1612 г. Минин, командуя отрядом проявил находчивость и воинскую доблесть.
  • Поражение гетмана Ходкевича на подступах к Москве предопределило падение польско-литовского гарнизона Кремля.
  • Московская битва 1612 года стала поворотным событием Смутного времени.
  • По словам польского посла и историка XVII века Станислава Кобержицкого:

«Поляки понесли такую значительную потерю, что её ничем уже нельзя было вознаградить. Колесо фортуны повернулось — надежда завладеть целым Московским государством рушилась невозвратно».

 

Совет всей земли

  • В начале апреля 1612 года в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе.
  • Кузьма вошёл в «Совет всей земли», созданный в Ярославле в середине 1612 года и до созыва Земского собора в 1613 году выполнявший функции высшего органа государственной власти.
  • 7 апреля 1612 года Совет всей земли назвал Московское государство великой русской державой.
  • Во многом благодаря усилию Минина земское войско, подошедшее в августе к Москве, отличалось хорошей организованностью и снабжением.
  • Главными воеводами Второго ополчения были князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, князь Иван Андреевич Хованский-Большой и князь Дмитрий Пожарский-Лопата.

 

  • В августе 1612 года с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения – Второе ополчение разбило польскую армию под Москвой.
  • В октябре 1612 года — полностью освободило столицу от оккупации интервентами.
  • День народного единства – состоялся.

 

А. Н. Островский. Козьма Захарьич Минин, Сухорук (1866). Кратко

  • Драматическая хроника в пяти действиях.

 

  • Главные герои:
  • Козьма Захарьич Минин, Сухорук, земский староста Нижнего посада.
  • Князь Дмитрий Михайлович Пожарский, воевода Нижегородской рати.

 

  • 25 августа 1611 года Василий Лыткин (лет пятидесяти), богатый вдовый купец и Петр Аксенов, старик, богатый торговый человек – ведут разговор:

 

  • А что Кузьма Захарьич?
  • Земским делом
  • Печалится один за всех

 

  • Здоров ли?
  • Бог милует. За здравие его
  • Все молимся. Он твердо, неослабно
  • За веру православную стоит;
  • Разумными речами утверждает
  • В народе крепость!

 

  • Диво это, брат Василий,
  • Вот так тебя слеза и прошибает,
  • Все слушал бы, кажись, и не ушел бы.
  • Вот какова его беседа!

 

  • Что же
  • Он говорит такое?

 

  • Эх, брат Вася,
  • Уж очень это дело-то велико!
  • Ну, слушай, да язык-то за зубами
  • Подерживай! Затеи-то велики,
  • А что-то Бог пошлет, увидим после.
  • Вот мы толкуем, как бы ополчиться
  • Да либо помереть уж, либо Русь
  • От иноземцев и воров очистить.

 

  • Василий Семенов, дьяк, старый человек:
  • Не ошибусь я в этом человеке.
  • Кузьму я знаю вдоль и поперек:
  • Он боек на язык, упрям и дерзок;
  • В дела мешается, за всех заступник;
  • А все-таки души он не продаст;
  • Сгрубить – сгрубит, а смуты не затеет.

 

  • Павлик (писчик), писарь Биркина:
  • Москва зовет на царство
  • И ждет к себе из Польши Владислава,
  • А мужики кричат у нас по Волге:
  • “Мы не хотим на царство иноземцев
  • И выбранных казаками царей”.

 

Учи нас, вразумляй, Кузьма Захарьич!

 

  • Минин:
  • Одно вы помните и зарубите,
  • Что мы клялись креста не целовать
  • Ни Владиславу, никому другому
  • Из иноземцев, – ждать, кого на царство
  • Пошлет Господь и выберет земля.
  • Нам государь – великий патриарх,
  • Другого нет у нас. Что скажет – свято.
  • Сегодня от него пришли гонцы.
  • Мы грамоту прочтем и вам объявим
  • Его приказ и земское решенье.

 

  • Москва нам корень, прочим городам?
  • А если корнем основанье крепко,
  • Тогда стоит и древо неподвижно;
  • А корени не будет – прилепиться
  • К чему?
  • Москва – кормилица, Москва нам мать!
  • А разве дети могут мать покинуть
  • В беде и горе?

 

  • Осиротела Русь! Ни воеводы,
  • Печальника о нас, сиротах бедных,
  • Ни патриарха, ни царя. Как стадо
  • Без пастыря, мы бродим, злому волку-
  • Губителю добыча.

 

  • Что есть у нас? Ни войска, ни казны,
  • Ни воеводы. Прежде нужны деньги;
  • Сберем казну, и люди соберутся,
  • Стрельцы, казаки. Всякого народу
  • По свету белому довольно бродит
  • Без дела и без хлеба; рады будут
  • Трудом себе копейку заработать.
  • Не все же грабить! Надо душу вспомнить!
  • А воеводу миром изберем.

 

  • Казна всего нужнее.
  • Где взять казны?
  • Да много ли сберешь! На разговоры
  • Все тороваты, а коснись до дела,
  • Так и попрячутся. Не то что денег,
  • И тех, что посулили, не найдешь.

 

  • Марфа Борисовна, богатая вдова:
  • Вот все, что есть, возьмите, коли нужно.

 

  • Минин:
  • Душа святая! О тебе нет речи!
  • Твои достатки и тебя мы знаем.
  • Ты все отдашь, и я отдам, и он, –
  • Все будет мало. С чем тут приниматься!
  • И только что обидим мы без пользы
  • Самих себя, а делу не поможем.
  • Кто нас послушает! В бедах и в горе
  • Сердца окаменели. О себе
  • Печется каждый, ближних забывая.

 

  • Марфа Борисовна, богатая вдова:
  • Так что же делать нам, Кузьма Захарьич?

 

  • Минин:
  • Себя забудь и дел своих не делай!
  • Проси у Бога разума и слова,
  • Сухим очам проси источник слез!
  • На улицу, на площадь, на базары,
  • Где есть народ, туда и ты иди!
  • Высокая апостольская доля –
  • Будить от сна своих уснувших братий
  • И Божьим словом зажигать сердца!
  • Когда увидишь, что сердца и народе
  • Затеплятся, как свечи пред иконой,
  • Тогда сбирать казну на помощь ратным!

Сбирать людей на выручку Москвы!

  • Пора идти на воеводский двор,
  • Сбирают нас и выборныих старост
  • О грамоте подумать патриарха
  • И рассудить, что делать, что начать.

 

  • Не замолчу. На то мне дан язык,
  • Чтоб говорить. И говорить я буду
  • По улицам, на площади, в избе,
  • И пробуждать, как колокол воскресный,
  • Уснувшие сердца. Вы подождите,
  • Я зазвоню не так. Не хочешь слушать,
  • Я не неволю: не любо – не слушай;
  • А замолчать меня заставить трудно.
  • Я не свои вам речи говорил:
  • Великий господин наш, патриарх,
  • Велит нам быть в любви, соединенье
  • И промышлять, как душу положить
  • За веру. Нас с тобой Господь рассудит,
  • Кто прав, кто виноват. Вы не хотели
  • Послушаться; смотрите, не пришлось бы
  • Вам каяться.
  • И вправду. Нам теперь одна надежда –
  • На Бога. Помощи откуда ждать!

 

Кто на Руси за правду ополчится?

  • Кто чист пред Богом? Только чистый может
  • Святое дело честно совершить.
  • Народ страдает, кровь отмщенья просит,
  • На небо вопиет. А кто подымет,
  • Кто поведет народ? Он без вождя,
  • Как стадо робкое, рассеян розно.
  • Нет помощи земной – попросим чуда;
  • И сотворит Господь по нашей вере.
  • Молиться надо! В старину бывало,
  • Что в годы тяжкие народных бедствий
  • Бог воздвигал вождей и из народа.
  • Возможно ли, чтоб попустил погибнуть
  • Такому царству праведный Господь!
  • Вон огоньки зажглись по берегам.
  • Бурлаки, труд тяжелый забывая,
  • Убогую себе готовят пищу.
  • Вон песню затянули. Нет, не радость
  • Сложила эту песню, а неволя,
  • Неволя тяжкая и труд безмерный,
  • Разгром войны, пожары деревень,
  • Житье без кровли, ночи без ночлега,
  • О, пойте! Громче пойте! Соберите
  • Все слезы с матушки широкой Руси,
  • Новогородские, псковские слезы,
  • С Оки и с Клязьмы, с Дона и с Москвы,
  • От Волхова и до широкой Камы.
  • Пусть все они в одну сольются песню
  • И рвут мне сердце, душу жгут огнем
  • И слабый дух на подвиг утверждают.
  • О Господи! Благослови меня!
  • Я чувствую неведомые силы,

 

  • Готов один поднять всю Русь на плечи,
  • Готов орлом лететь на супостата,
  • Забрать под крылья угнетенных братий
  • И грудью в бой кровавый и последний.
  • Час близок! Смерть злодеям! Трепещите!
  • Из дальнего Кремля грозит вам Минин.
  • А если Бог отступит от меня
  • И за гордыню покарать захочет,
  • Успеха гордым замыслам не даст,
  • Чтоб я не мнил, что я его избранник, –
  • Тогда я к вам приду, бурлаки-братья,
  • И с вами запою по Волге песню,
  • Печальную и длинную затянем,
  • И зашумят ракитовы кусты,
  • По берегам песчаным нагибаясь;
  • И позабудет бросить сеть рыбак
  • И в тихом плёсе на челне заплачет;
  • И девка с ведрами на коромысле,
  • Идя домой извилистой тропинкой,
  • Оглянется с горы и станет слушать
  • И, рукавами слезы утирая,
  • Широкие измочит рукава;
  • Бурлаки запоют ее под лямкой
  • И балахонцы за своей работой
  • Над новою расшивой, с топорами.
  • И понесется песня, и прольется
  • Из века в век, пока стоит земля.
  • О Господи! Грешу я; мал я духом,
  • Смел усомниться в благости твоей!
  • Нет, прочь сомненья! Перст твой вижу ясно.
  • Со всех сторон мне шепчут голоса:
  • “Восстань за Русь, на, то есть воля Божья!”

 

  •   Сегодня поздней ночью,
  •    Уж к утру близко, сном я позабылся,
  •    Да и не помню хорошенько, спал я
  •    Или не спал. Вдруг вижу: образница
  •    Вся облилася светом; в изголовье
  •    Перед иконами явился муж
  •    В одежде схимника, весь в херувимах,
  •    Благословляющую поднял руку
  •    И рек:
  • “Кузьма! иди спасать Москву!
  •    Буди уснувших!”
  •   Я вскочил от ложа,
  •    Виденья дивного как не бывало;
  •    Соборный благовест волной несется,
  •    Ночная темь колышется от звона,
  •    Оконницы чуть слышно дребезжат,
  •    Лампадки, догорая, чуть трепещут
  •    Неясным блеском, и святые лики
  •    То озарялися, то померкали,
  •    И только разливалось по покоям
  •    Благоуханье.

 

  • Воевода:
  • Кому ж стоять теперь за Русь святую,
  • Кузьма Захарьев?

 

  • Минин:
  •   Тем, кто больше терпит,
  •    Кто перед Богом не кривил душой.
  •    Когда народ за Русь святую встанет –
  •    И даст Господь победу над врагом.
  •    Нам дороги родные пепелища,
  •    Мы их не променяем ни на что.
  •    Нам вера православная да церковь
  •    Дороже всех сокровищ на земле.

 

  • Позволь мне завтра кликнуть клич к народу;
  • Что соберем, с тем и пойдем к Москве.
  • По деньгам глядя, принаймем казаков.

 

  •   Душа дороже денег,
  •    Мы знаем твердо, ты не позабыл ли?
  •    Мы тем живем, что Бог в торгу пошлет;
  •    К поборам да к посулам не привыкли;
  •    Ты будь покоен, сам я не возьмусь
  •    Ни собирать, ни соблюдать казну:
  •    Мы старикам дадим на сбереженье,
  •    Уж только не тебе, ты не взыщи!

 

  •    Князья, и воеводы, и бояре,
  •    И все честные люди, посудите
  •    Своим умом и разумом великим
  •    Мою простую речь! Не обессудьте,
  •    Что я, помимо старших, затеваю
  •    Такое дело! Я слуга Господень.
  •    Сегодня ночью преподобный Сергий
  •    Мне, грешному, явился, и велел он
  •    Будить народ и поспешать к Москве.
  •    Когда я близким стал про это чудо
  •    Рассказывать, в тот самый час гонцы
  •    Явились с грамотой архимандрита.
  •    И мнится мне, что сам угодник Сергий
  •    Ее прислал. Бояре, воеводы!
  •    Я чудо Божье утаить не смел
  •    И вам поведал все как перед Богом,
  •    И слушать, и не слушать ваша воля;
  •    А мне одно: служить я буду Богу.
  •    Пока исполнится завет Господень,
  •    Пока кремлевские увижу стены.

 

  • Воевода:
  • Вы видели, как плакал весь народ,
  • Вы слышали тяжелые рыданья!
  • Какие слезы! Боже!
  • Прав Кузьма:
  • С таким народом можно дело делать
  • Великое.
  • Взгляните, эти слезы –
  • Не хныканье старух и стариков;
  • В них сила страшная; омывшись ими,
  • Народ готов на подвиг. Хоть на битву
  • Веди его, хоть в монастырь честной,
  • Хоть на небо.

 

  • Минин:
  •    Друзья и братья! Русь святая гибнет!
  •    Друзья и братья! Православной вере,
  •    В которой мы родились и крестились,
  •    Конечная погибель предстоит.
  •    Святители, молитвенники наши,
  •    О помощи взывают, молят слезно.
  •    Вы слышали их слезное прошенье!
  •    Поможем, братья, родине святой!
  •    Что ж! Разве в нас сердца окаменели?
  •    Не все ль мы дети матери одной?
  •    Не все ль мы братья от одной купели?

 

  • Голоса:
  • Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим
  • Помочь Москве и вере православной.

 

  • Минин:
  •   Что мешкать даром, время нас не ждет!
  •    Нет дела ратного без воеводы:
  •    Изыщем, братия, честного мужа,
  •    Которому то дело за обычай,
  •    Вести к Москве и земским делом править.

   Кто воеводой будет?

  • Голоса:
  • Князь Димитрий
  • Михайлович Пожарский! – Князь Пожарский!
  • Другого нам не надо!

 

  • Минин:
  •    Воля Божья!
  •    Пожарского избрали мы всем миром,
  •    Ему и править нами. Глас народа –
  •    Глас Божий. Выборных людей пошлем.
  •    Просить и кланяться, чтоб шел к нам наспех.
  •    Теперь, друзья, несите, кто что может,
  •    На дело земское, на помощь ратным.
  •    Я – Господи, благослови начало –
  •    Свои, копленые и трудовые,
  •    Все, до последнего рубля, кладу.

 

  •    Да из собора я послал Нефеда,
  •    Чтоб из дому несли, что подороже:
  •    Жены Татьяны поднизи и серьги,
  •    Весь жемчуг, перстни, ферязи цветные,
  •    Камку и бархат, соболь и лисицу;
  •    Да взяли б у святых икон взаймы,
  •    На время только, ризы золотые.
  •    Пошлет Господь, оправим их опять.

 

  • Голоса:
  • Всё отдадим! – Теперь не до нарядов!
  • В нарядах суета мирская ходит!

 

  • Татьяна Юрьевна:
  •    Вот, государь ты мой, Кузьма Захарьич,
  •    Ты приказал жене твоей, Татьяне,
  •    Прислать тебе жемчуг и ожерелья,
  •    И с камешками перстеньки, и всю
  •    Забаву нашу бабью. Я не знаю,
  •    На что тебе! Я все в ларец поклала,
  •    Не думавши, взяла и принесла.
  •    Ты дума крепкая, Кузьма Захарьич,
  •    Ты слово твердое, так что нам думать.

 

  • Марфа Борисовна:
  •   Богатое наследство мне осталось
  •    От мужа моего и господина.
  •    Отцы и деды прежде накопили,
  •    А он, своим умом и счастьем, много
  •    К отцовскому наследию прибавил,
  •    И умер в ранних летах; не судил
  •    Ему Господь плоды трудов увидеть.
  •    Покрасоваться нажитым добром.
  •    Благословенья не было от Бога
  •    Мне на детей, – одним-одна осталась
  •    Хозяйкою несчетного добра.
  •    Добра чужого: я с собою мало
  •    В дом принесла. Искала я родных;
  •    Родни его ни близкой не осталось,
  •    Ни дальней. Вздумала я – догадалась
  •    Раздать казну за упокой души,
  •    И весело мне стало, что заботу
  •    Такую дорогую Бог послал.
  •    И вот, благословясь, я раздавала
  •    По храмам Божьим на помин души,
  •    И нищей братье по рукам, в раздачу,
  •    Убогим, и слепым, и прокаженным,
  •    Сиротам и в убогие дома,
  •    Колодникам и в тюрьмах заключенным,
  •    В обители: и в Киев, и в Ростов,
  •    В Москву и Углич, в Суздаль и Владимир,
  •    На Бело-озеро, и в Галич, и в Поморье,
  •    И в Грецию, и на святую Гору,
  •    И не могла раздать. Все прибавлялось –
  •    То долг несут, то кортому с угодий,
  •    И, не внуши вам Бог такого дела,
  •    Ни в жизнь бы мне не рассчитаться с долгом.

 

  • Голоса:
  • Вот наши деньги из квасного ряду! –
  • Из рукавичного! – От ярославцев! –
  • Костромичи собрали – принимайте! –
  • Стрельцы Колзакова Баима сотни!

 

  • Минин:
  •   Не явно ли благословенье Божье!
  •    Теперь у нас и войско, и казна,
  •    И полководец. Недалеко время,
  •    Когда, вооружась и окрылатев,
  •    Как непоборные орлы, помчимся.
  •    За нас молитвы целого народа,
  •    Детей, и жен, и старцев многолетних,
  •    И пенье иноков, и клир церковный,
  •    Елей лампад, курение кадил!
  •    За нас угодники и чудотворцы,
  •    И легионы грозных сил небесных,
  •    Полк ангелов и Божья благодать!

 

  • Семенов:
  •    Кузьма Захарьич! ведомо тебе,
  •    Что мы всем миром посылали к князю
  •    Димитрию Михайловичу в Пурех
  •    Нижегородцев, выборных людей
  •    Из всех чинов, с великим челобитьем.
  •    Князь Дмитрий наше челобитье принял
  •    И приказал сказать всему народу,
  •    Что ради веры пострадать готов.
  •    У сбора же казны и у раздачи
  •    На жалованье ратным людям денег
  •    Приговорили кланяться тебе
  •    И звать к мирскому делу неотступно.

 

  • Минин:
  •   Не бегал я от службы никогда,
  •    Для дела земского бросал заботы
  •    Свои домашние, семью, торговлю.
  •    Вот и недавно подняли мы дело,
  •    И малое начало положили
  •    Великому. Жалел ли я себя?
  •    И деньги и добро принес я первый.
  •    По-моему то, всем так подобает;
  •    А может, кто жалеет. Как тут быть!
  •    Как тут орудовать! Один и душу
  •    Рад заложить – другому жаль копейку.
  •    Стань принуждать, его обидишь кровно.
  •    И только грех, да брань, да уреканье!
  •    Послужишь Богу, так людей обидишь!
  •    Людям служить, так Богу согрешить!
  •    Кому служить-то: людям или правде?

 

  • Голоса:
  • Ты правде послужи, Кузьма Захарьич!

 

  • Минин:
  •    Душа моя открыта перед Богом,
  •    Я рад служить, рад душу положить!
  •    Я к делу земскому рожден. Я вырос
  •    На площади, между народных сходок.
  •    Я рано плакал о народном горе,
  •    И, не по летам, тяжесть земской службы
  •    Я на плечах носил своей охотой.
  •    Теперь зовут меня, а я нейду;
  •    И не пойду служить, пока весь Нижний
  •    В моих руках не будет поголовно
  •    Со всем народом и со всем добром.

 

  • Пожарский:
  •   Полно, друг!
  •    Грешно тебе! Ты видишь, я не прячусь.
  •    С утра дерусь, кольчуги не скидая,
  •    Москву-реку переходил два раза
  •    На помощь вам. Вы сами-то недружно
  •    Встречаете врага. Вы здесь, в остроге,
  •    С поляками деретесь целый день,
  •    А половина в таборах за пьянством,
  •    Играют в зернь у Яузских ворот.

 

  • Минин Пожарскому:
  •   Прости меня, надежа, князь Димитрий
  •    Михайлович, за речь мою! Ты храбрый,
  •    Искусный вождь, а я простой мужик.
  •    Вот речь моя какая: с поляками
  •    Мы бьемся целый день с утра до ночи
  •    Лицом к лицу; они ловчее нас,
  •    Привычнее, и нам не состоять
  •    От напусков черкасов, угров, немцев.
  •    Мы попусту людей лишь только тратим
  •    И к ночи вовсе выбьемся из сил,
  •    А той порой они с запасом в город
  •    И подойдут – и нам Кремля не взять.
  •    Затянется опять осада на год.
  •    Пусти меня, я счастья попытаю,
  •    Попробую их сзади обойти,
  •    Отрезать им обратную дорогу,
  •    От Крымского двора зайти. Увидишь,
  •    Что гетман бросит сам свои обозы,
  •    В свой старый стан, к монастырю Донскому,
  •    Покинув все, спасаться побежит,
  •    А в ту пору всей ратью вы и гряньте.
  •    Коль силы нет, нам ум дает Господь.

 

  • Пожарский:
  • Благая мысль пришла Кузьме; я верю,
  • Что Бог ему поможет. Он задумал
  • Такое дело, что вождям искусным
  •  И в голову не приходило прежде.

 

  • Пожарский:
  •    Враги бегут, покинувши обозы.
  •    Остановить погоню! С нас довольно
  •    На этот день одной победы. Можем
  •    Поспешностью испортить дело наше,
  •    И наша радость обратится в скорбь.
  •    Теперь Москва у нас в руках. С надеждой,
  •    Истомлены трудом, сиденьем долгим,
  •    Болезнями и хлебным оскуденьем,
  •    Голодные враги со стен глядели
  •    На гетмана и чаяли подмоги
  •    И ратными и коренным запасом.
  •    На их глазах мы гетмана разбили.
  •    В Кремле сидеть им долее нельзя,
  •    Иль умирай голодной смертью. Скоро
  •    Увидим мы московские соборы –
  •    И совершится очищенье Руси
  •    От недругов. И начал это дело,
  •    И совершил его не вождь искусный,
  •    Не силою, а смелым дерзновеньем
  •    И замыслом мясник нижегородский
  •    Кузьма Захарьев, Минин, Сухорук.

 

  • Минин:
  •   И замысел, и силу исполненья
  •    Мне дал Господь, ему же подобает
  •    Хваление и присно, и вовеки.
  •    Мое одно – одна любовь святая
  •    К родной стране – я сын ее, любовью
  •    Сыновнею горит душа моя!
  •    Услышал я, что кровью и слезами
  •    Исходит Русь, что брат встает на брата,
  •    Что Бог забыт, что гаснет пламень веры,
  •    Оставлен храм, кощунством оскверненный,
  •    Что села жгут и грабят города,
  •    Покинуты дымящиеся домы,
  •    И человек в лесу таится зверем,
  •    Что стон и плач сирот и горьких вдов
  •    Как дымный столб к поднебесью восходит.
  •    И плакал я один за всю Россию,
  •    Всю скорбь ее на сердце износил.
  •    И плакал я, прося в слезах у Бога
  •    Не почести, не власти, нет! Просил я
  •    Сподобиться России быть слугою,
  •    Отдать ей все, отдать ей жизнь свою,
  •    От бед и зол и недругов очистить,
  •    Конец слезам увидеть, успокоить –
  •    И в ней Господне царство обновить.
  •    Нет, мало, нет, любовь моя хотела
  •    Увидеть Русь великою, богатой,
  •    Цветущею привольем на свободе,
  •    Работных чад в поту за тучной жатвой,
  •    И русла рек, покрытые судами,
  •    И правый суд по мирным городам,
  •    И грозный строй несокрушимой рати
  •    На страх врагам, завистливым и гордым,
  •    И на престоле царства милость.
  •    Но жизни срок короток, но дано
  •    Нам в этом мире полного блаженства.
  •    Мы видели начало избавленья,
  •    А остальное пусть увидят внуки.
  •    С утра в ряды мы стали боевые
  •    И кончили победой трудный день.
  •    Заходит солнце, главы золотые
  •    Горят огнем, открытые сердца
  •    Несутся в тишь благодарить Творца,
  •    Из наших душ несется гимн хвалебный,
  •    Идемте в таборы служить молебны!

 

Источник: По изд. А. Н. Островский. Собрание сочинений в 10 томах. Под общ. ред. Г. И. Владыкина, А. И. Ревякина, В. А. Филиппова. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. – Том 3.

Все статьи diphis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *