Финансовые индикаторы безопасности. Кризис российской экономики в 1990 г — 1998 годах. Монополисты после 1993 года. Золотой запас России и других стран 1991 — 1998 гг.
Финансовая безопасность служит залогом проведения самостоятельной финансовой и экономической политики страны.
Финансовая безопасность
- Финансовая безопасность проявляется в предотвращении крупных утечек капитала за границу, предупреждении конфликтов между государственными органами различных уровней по распределению ресурсов национальной бюджетной системы, ослаблении воздействия мировых кризисов, обеспечении устойчивости финансовых и экономических параметров.
- Финансовая безопасность подразумевает предотвращение преступлений в сфере финансов.
Бывает два типа угроз финансовой безопасности государства
- Внутренние угрозы и внешние угрозы.
- К внешним угрозам относится рост мировой финансовой системы из-за вхождения в мировую экономику стран, которые развиваются, также относится нарастание массы капиталов.
- К внутренним угрозам можно отнести некорректное проведение финансовой и экономической политики, ошибки органов управления и злоупотребления в руководстве финансовой системы государства.
Финансовые индикаторы безопасности
- Финансовые индикаторы безопасности характеризуют сложившиеся тенденции в развитии финансовой и денежно-кредитной системы государства с точки зрения ее соответствия требованиям экономической безопасности государства.
- Завышение ставок процента за кредит по сравнению с нормой прибыли, снижение доли долгосрочных кредитов в кредитных вложениях в экономику, снижение уровня рентабельности продукции являются финансовыми индикаторами нарушения принципа эффективности производства.
- Темпы инфляции и рост задолженности по заработной плате, социальным трансфертам, перекосы в уровнях рентабельности и индексов цен производителей по отраслям являются финансовыми индикаторами нарушения принципа справедливости распределения благ.
- Главным сигналом угрозы финансового краха государства служит рост государственного долга на фоне спада производства и снижения производственных инвестиций. Это означает, что правительство обеспечивает текущие потребности в деньгах под заклад несуществующих будущих доходов, что в конечном счете ведет к развалу единой финансовой и денежно-кредитной системы государства, к банкротству всех органов власти и резидентов государства.
Бюджетный дефицит — Финансовые индикаторы безопасности
Наличие бюджетного дефицита всегда служит индикатором расстройства финансовой системы, это также — финансовые индикаторы безопасности.
Если же в стране наблюдается спад производства и снижение доли производственных инвестиций в общем объеме расходов федерального бюджета, то бюджетный дефицит становится индикатором фискальных, а не народнохозяйственных целей финансовой политики, то есть того, что налоги собираются не для создания государством эффективных «точек роста», а для текущего «проедания» национального богатства в счет будущих поколений.
- До 1991 г. страна имела положительный прирост ВВП и превышение доходов над расходами в федеральном бюджете РФ.
- Начиная с 1991 г. государственный бюджет РФ утверждается с дефицитом, а страна приобретает отрицательные темпы экономического роста и снижение инвестиционной активности.
- В течение периода 1991-1994 гг. дефицит бюджета устойчиво возрастает с 2,7% от ВВП до 10% от ВВП.
- В проекте бюджета на 1998 г. закладывается дефицит на уровне 4,7% объема ВВП, хотя в президентском послании на 1998 г. ставится задача достижения сбалансированного бюджета в 1999 г.
Несмотря на снижение бюджетного дефицита в утверждаемых проектах бюджета на 1995, 1996 и 1997 гг., неуклонно возрастает неисполнение федерального бюджета.
Причины неисполнения бюджета кроятся как в отсутствии контроля за доходами, так и в грубых расхождениях между прогнозом и реальным развитием экономики.
- В январе-мае 1997 г. дефицит федерального бюджета на 46,7% был покрыт за счет роста внутреннего государственного долга и на 53,3% — за счет внешних источников.
Налоги — финансовые индикаторы безопасности
При этом осталась сложной ситуация со сбором налогов и других обязательных платежей.
- Задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет выросла по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. в 1,4 раза.
- По данным исполнения федерального бюджета, за январь-декабрь 1997 г. доходы были собраны лишь в объеме 65%, а расходы профинансированы в размере 80% от утвержденных.
- Самыми простыми способами уклонения от налогов остаются бартер (по нему проходит до 30% сделок) и расчеты «налом», которые не отражаются в бухучете.
- Недопоступление около 40% налоговых доходов и недополучение в доход федерального бюджета около 40 трлн. руб. за первое полугодие 1996 г. вынудило правительство недофинансировать (в 2-3 раза) народное хозяйство.
- К ноябрю 1996 г. недоимки составили 73 трлн. руб.
- 40% задолженности числится за крупнейшими сырьевыми концернами, которые с помощью неплатежей перераспределяют ВВП в свою пользу, в ответ на попытки властей регулировать цены на их продукцию.
Бюджет и экономические тенденции
Финансовые индикаторы безопасности. Серьезные расхождения между прогнозом и бюджетом, с одной стороны, и реальными экономическими тенденциями — с другой, ведут к грубому секвестированию бюджетных расходов и невыполнению государственных обязательств. Поступления от продажи госпредприятий (приватизации) едва хватают для текущих выплат по зарплате, пенсиям и для погашения обязательств по ОВВЗ и ГКО.
- В первую очередь сокращаются капвложения в производство (3% от годового плана) на финансирование АПК — 17,5%.
- За 5 лет бюджетного кризиса и постоянного снижения расходов бюджетная сфера пришла в глубокий упадок.
- По итогам девяти месяцев 1997 г. дефицит даже секвестрованного федерального бюджета составил 8,2%.
Источниками покрытия дефицита являются эмиссия денег, поступления от реализации ценных бумаг и внешнее финансирование.
Если эмиссия денег прямо увеличивает инфляцию, то выплаты процентов по ценным бумагам, представляющим собой правительственные обязательства, увеличивают нагрузку на бюджеты следующих лет и порождают финансовые «пирамиды», отвлекающие деньги с потребностей реального сектора на спекулятивные финансовые рынки, что в конечном счете опять вызывает эмиссию денег и обесценение национальной валюты.
Покрытие дефицита внешними займами означает увеличение нагрузки на платежный баланс страны и ухудшает финансовое положение государства в мировом сообществе.
Федеральный бюджет 1998 года
Аналогично предыдущим годам рыночных преобразований федеральный бюджет 1998 г. не является сбалансированным.
В проекте федерального бюджета на 1998 г. планировался дефицит федерального бюджета примерно 132,4 трлн. руб., или 4,7% ВВП.
- На покрытие дефицита планируется направить источники внутреннего финансирования в общей сумме 105,8 трлн. руб. и источники внешнего финансирования — в общей сумме 26,5 трлн. руб.
- Общий объем процентных расходов по обслуживанию государственного долга составит 4,38% к ВВП, т.е. новые заимствования практически используются для погашения долгов по старым.
Доля расходов в ВВП на обслуживание государственного долга возрастет с 4,15 до 4,38% в 1997 г.
Эмиссия бумажных денег для покрытия дефицита
Эмиссия бумажных денег для покрытия дефицита и увеличения кредитных ресурсов ведет к обесценению наличных денег, функционирующих на потребительском рынке как средство обращения, росту цен и к снижению благосостояния тех социальных слоев, чьи доходы не успевают расти вслед за ростом цен.
Кризис российской экономики в 1990 г — 1998 годах
Глубокий кризис, охвативший российскую экономику в 1990 г., сопровождался вначале скрытой инфляцией, для которой было характерно вымывание товаров с потребительского рынка и оседание неудовлетворенного платежеспособного спроса в растущих сбережениях населения.
- Галопирующая инфляция 1992 г. (потребительские цены в декабре 1992 г. выросли в 26,1 раза по отношению к декабрю 1991 г.) привела в соответствие спрос и предложение на потребительском рынке за счет резкого обесценения трудовых сбережений.
- После 1993 г темпы инфляции устойчиво снижаются. Она приобрела хроническую форму с медленным обесценением наличных денег.
- Темпы прироста потребительских цен устойчиво снижались и достигли 1,2% в июне 1996 г. против 6,7% в июне 1995 г.
- Более всего подорожали тарифы на услуги связи и проезд на отдельных видах транспорта.
Дефицит дохода граждан
Дефицит дохода (сумма денежных средств, необходимых для повышения доходов малоимущих граждан до уровня прожиточного минимума) за I полугодие 1996 г. составил 22,8 трлн. руб., или 3,5% совокупного объема денежных доходов.
Граждане, конвертируя свои зарплаты, пенсии и стипендии в валюту, ускоряют рост курса доллара и опосредованно способствуют дополнительной эмиссии рублей, а значит и их обесценению.
- В силу потери доверия к национальной валюте, доля расходов населения на приобретение иностранной валюты до 1997 г. неуклонно возрастала.
- Если в 1992 г. удельный вес расходов в денежных доходах населения на приобретение валюты составлял 0,5%, то в I полугодии 1996 г. — 16%, в декабре 1996 г.— 21,8%, а в 1997 г. — 19,9%
По оценкам Центрального банка, масса наличных долларов в России и долларов, вложенных на вклады в российских коммерческих банках, в пересчете на текущий курс почти равна рублевой массе.
- Главная задача — переломить тенденцию долларизации, укрепить доверие к национальной валюте.
- Однако обесценение рубля по «потребительской корзине» идет гораздо быстрее, чем предусмотрено валютным коридором.
Условия медленной инфляции. Финансовые индикаторы безопасности.
В условиях медленной инфляции денежное обращение всегда колеблется между двумя рифами — дефляции и инфляции.
Когда последствия инфляции воспринимаются МВФ как опасные, проводятся рестриктивные денежно-кредитные меры.
- Диктуемые МВФ условия финансовой стабилизации запрещают правительству даже незначительное увеличение денежной массы как для покрытия дефицита, так и для увеличения кредитных ресурсов, так как при этом сразу в два раза увеличиваются недельные показатели инфляции.
Рост задолженности по заработной плате
В условиях запрета дополнительной денежной эмиссии банки компенсируют свои потери из-за роста кредиторской задолженности посредством привлечения бюджетных средств для кредитования, что, наряду с уклонениями от налогов задерживает выплаты из бюджета. Индикаторами дефицита наличных рублей являются рост задолженности по заработной плате и по социальным трансфертам.
- Задолженность по заработной плате в отраслях производственной сферы в первой половине 1997 г. увеличилась на 13% с начала года, в отраслях социальной сферы — на 16%.
- Искусственное уменьшение платежеспособного спроса населения уменьшает сбыт продукции и дополнительно увеличивает спад производства.
Обороты между предприятиями
В оборотах между предприятиями деньги в силу преобладания кредитной системы функционируют, главным образом, как безналичные кредитные деньги.
- Здесь деньги выполняют в основном функцию средства платежа в отличие от наличных денег, реализующих функцию средства обращения на потребительском рынке.
- Инфляция издержек означает отсутствие контроля за ценами в высокомонополизированных отраслях.
Монополисты после 1993 года
После 1993 г. тон инфляции задают действия господствующего монополиста — ТЭК, направленные на изменение соотношения между ценами производителей, заработной платой и прибылью, получаемых в различных отраслях экономики, для сохранения своей высокой нормы прибыли.
Задающий тон монополистического капитала проявляется в опережающем росте цен производителей по сравнению с ростом потребительских цен в 1993-1995 гг.
- В 1996 г. наблюдается примерно равная их динамика.
- В 1997 г. опять индекс потребительских цен, составивший к декабрю 1997 г. 111 % по отношению к декабрю 1997 г., начинает опережать индекс цен предприятий-производителей на промышленные товары, составивший 106,8% по отношению к декабрю 1996 г.
О нарушении паритета цен свидетельствуют данные таблицы об изменении цен производителей (в среднем за год; в разах к предыдущему году).
- Ценовые диспропорции предопределяют завышенную прибыльность сырьевых экпортоориентированных отраслей и заниженную рентабельность отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, что влечет за собой неплатежеспособность и банкротство предприятий.
- Организация фондовых рынков такова, что процедура банкротства предприятий не ведет к эффективной смене собственности и, следовательно, усиливает спад отечественного производства и деградацию его структуры.
- Сырьевая ориентация российской экономики и нарушение в связи с этим паритета цен никогда не позволят правительству нейтрализовать факторы, препятствующие стабилизации финансового положения основных отраслей экономики.
- Для ослабления кризиса неплатежей в 1997 г. более широкое применение получает вексельное обращение, что в свою очередь усложняет проблему сбора налогов и развивает инфляцию.
Таблица. Изменение цен производителей с 1991 по 1994 год
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | |
Индекс цен производителей промышленной продукции | 2,4 | 20,5 | 9,9 | 5,1 |
В том числе по отраслям: электроэнергетика | 2,0 | 27,6 | 14,1 | 7,8 |
топливная промышленность | 2,2 | 34,2 | 15,7 | 4,6 |
машиностроение | 2,2 | 18,4 | 9,4 | 5,3 |
легкая промышленность | 3,1 | 9,7 | 7,1 | 4,1 |
пищевая промышленность | 2,6 | 18,2 | 11,5. | 4,8 |
индекс цен реализации продукции сельскохозяйственными предприятиями | 1,6 | 9,4 | 8,1 | 3,0 |
Выручка от реализации и отсутствие оборотных средств
Без выручки от реализации и почти без оборотных средств (для нормальной оплаты поставок и выдачи заработной платы), без минимально необходимых ресурсов для поддержания в работоспособном состоянии станков, машин, оборудования и заказов на изготавливаемую продукцию предприятия не могут работать.
- Расходы на погашение кредитов и займов отраслями превышают расходы на развитие и совершенствование производства.
- На фоне роста общей задолженности резко возрастает просроченная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность промышленных предприятий.
- Объем просроченных кредитов и процентов достиг в сентябре 1996 г. почти 40 трлн. руб., что более чем в 3 раза превысило объем банковских резервов.
Дебиторская и кредиторская задолженность на начало 1998 года
Дебиторская задолженность предприятий промышленности на 1 февраля 1998 г. составила 570 млрд. деноминированных руб., из нее — 52,4% просроченная. На 1 января 1998 г. она составляла 51,9%.
Кредиторская задолженность предприятий промышленности на 1 февраля 1998 г. достигла 907,2 млрд. деноминированных руб., просроченная — 57,9%. На 1 января 1998 г. она составляла 58,8%.
Рентабельность. Финансовые индикаторы безопасности
Уменьшается масса прибыли и рентабельность индустрии.
- Затраты на рубль продукции выросли в 1995 г. с 79,5 коп. до 90,6 коп.
- Доля убыточных предприятий в промышленности в январе 1998 г. составила 45,1% в общем числе предприятий.
Учетная ставка Банка России с 1991 по 1998 гг.
Учетная ставка Банка России по централизованным кредитам выросла в связи с инфляцией с 20% в 1991 г. до 210% в 1993 г.
- Высокий уровень процентной ставки объясняется большой кредиторской задолженностью (то есть в банки возвращается значительно меньше выданных ими кредитных ресурсов).
- Превышение процента за кредиты в несколько раз нормы прибыли в реальном секторе экономики порождает переток прироста денежных ресурсов на спекулятивные рынки с немедленным давлением на повышение инфляции.
С 1994г. наметилось снижение учетной ставки из-за инфляции.
Однако даже снижение учетной ставки до 60% с 21 октября 1996 г. не делает цену кредита ниже уровня рентабельности в реальном секторе и, следовательно, не увеличит инвестиции. Почти все свободные финансовые ресурсы на рынке оттягиваются ГКО с помощью искусственно завышенной их доходности, делая невозможным банковские инвестиции в реальный сектор.
Низкие темпы инфляции позволили снизить ставки рефинансирования к середине 1997 г. вдвое (по сравнению с началом года до 24%), ставки по межбанковским кредитам до 16-18% годовых и доходность государственных ценных бумаг, но не создали условий предпочтительности инвестирования производства сбережениям.
Международный финансовый кризис 1997-1998 гг. нарушил тенденцию снижения учетной ставки. Для спасения рубля от девальвации Центральный банк резко взвинтил учетную ставку в феврале 1998 г. до 42% и ужесточил нормативы обязательного резервирования до 11 % для рублевых и валютных депозитов. После чего наметилось некоторое снижение ставки рефинансирования, а в мае 1998 г. опять резко ее увеличил до 150%. Девальвация рубля становится неизбежной.
Государственные долги и заимствования
Финансовые индикаторы безопасности. Внутренний государственный долги внешние заимствования для покрытия дефицита федерального бюджета устойчиво растут, что увеличивает расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга и соответственно снижает социальные расходы.
Основным инструментом заимствований является ГКО, с помощью которых власти погашают подавляющую часть долгов по зарплате, госзаказу, расходов на Чечню и т.д.
В I полугодии 1997 г. внутренний государственный долг вырос по ГКО — ОФЗ на 31,3%.
По итогам девяти месяцев 1997 г. общий объем госдолга достиг 46% ВВП и стал самой крупной статьей федеральных расходов.
- Падение цен на нефть, неплатежи, увеличивающиеся до 1-3% в месяц заставляют правительство вновь и вновь обращаться к заимствованиям на внутреннем и внешнем рынках и перекладывать фискальное бремя на самых беззащитных.
- Наращивание внутреннего государственного долга в условиях спада производства и снижения инвестиционной активности означает попадание государства в «долговую ловушку», когда для погашения старого долга государство вынуждено вновь занимать по принципу «финансовой пирамиды».
- При этом происходит автоматическое лавинообразное увеличение краткосрочной задолженности, величина которой приближается к объему денежной массы.
- Взвинчивание доходности облигаций в связи постоянным их наращиванием для предотвращения девальвации рубля и заинтересованность в этом значительных сил, в свою очередь, влияют на рост расходов и увеличение бюджетного дефицита.
- Уменьшение доходности ГКО, ставших главным источником для поддержания ликвидности банков (с прежних 360-400% годовых), позволяет выжить лишь крупным банкам, имеющим доход даже на малой марже за счет массы прибыли.
- Каждый четвертый банк работает с убытками.
- К 1 августа 1996 г. у 161 кредитного института (против 150 в 1995 г.) были отобраны лицензии.
Если выручки от продажи гособлигаций и реструктуризации их рынка не хватает для оплаты сверхвысоких процентов государственных обязательств и зарплаты бюджетникам, то Центробанк осуществляет дополнительную эмиссию рублей для покупки ГКО у Минфина.
Мобилизуемые Минфином деньги с помощью ГКО — ОФЗ, вливаясь в социальную сферу для зарплаты бюджетникам и под оплату сверхвысоких процентов облигаций, увеличивают инфляцию и отвлекают свободный капитал из возможных инвестиций.
Инвестиции и экономика 1997 года
В 1997 г. в бюджете предусматривались инвестиции лишь на сумму в 25 трлн. руб., половина из которых пойдет на погашение кредиторской задолженности прошлых лет.
В связи с конвертацией гражданами зарплаты и пенсий в валюту происходит дальнейший рост курса доллара.
Приток рублей с рынка ГКО — ОФЗ на валютный рынок, в свою очередь, увеличивает рост доходности по госбумагам.
Поддержка валютного курса и доходности по госбумагам уменьшает резервные денежные фонды государства и увеличивает внешний долг России.
В 1997 г. фактически большая часть экономики перешла на бартер, занимающий 45-80% всех неденежных расчетов в зависимости от отрасли.
Рост количества сделок по бартеру, рост взаимозачетов и денежных суррогатов, усиление долларизации экономики — все это означает кризис ликвидности и потерю эмиссионного дохода государства, который присваивается казначейством США (в части обращения долларов), эмитентами денежных суррогатов и предприятиями-неплательщиками.
Наибольший ущерб казне наносят предприятия, обналичивающие деньги без уплаты налогов. Потеря государством контроля за доходами компенсируется контролем криминальных группировок.
Регионы массово уклоняются от налогов в федеральную казну. Среди крупнейших недоимщиков выступают как самые депрессивные регионы, так и те, где расположены крупнейшие сырьевые монополии.
Всю ответственность за хозяйственные трудности регионы возлагают на правительство. Территории-доноры не желают финансировать дотационные субъекты Федерации.
Если уровень официальной монетизации ВВП (т.е. соотношение денежной массы и ВВП, его обеспеченность рублями) составляет всего 3-5% против нормальных 20-25%, существующих в развитых странах, то остальное занимают денежные суррогаты, учета которых никто не ведет.
Массовый эмиссионный характер без ограничений принял в России выпуск векселей, что создало условия для построения вексельных «пирамид», неконтролируемого роста денежной массы и развития инфляции, вывода прибыли из-под налогообложения и подделки векселей.
Причина массового выпуска векселей
- Финансовые индикаторы безопасности.
Причина массового выпуска векселей — «простить» просроченную и безнадежную задолженность предприятиям, подлежащим банкротству.
По данным Банка России, коммерческими банками в 1995 г. было выпущено векселей на сумму 114 трлн. руб.
Субъектами Российской Федерации — на сумму 50 трлн. руб..
По векселям, выпущенным предприятиями, оценку получить невозможно.
Набирает силу создание в регионах не подконтрольных Центру денежных систем в виде зачетных рублей, векселей, чеков и других платежных средств. К эмиссии договорных денег прибегают и хозяйственные и административные субъекты в лице всех органов власти.
Появление в провинции самостоятельных эмиссионных центров, выпускающих денежные суррогаты, означает начало развала единого государства.
Некоторые области и республики создают даже свои золотые запасы, сумев выбить из центра разрешение использовать часть драгметалла, добываемого на их территории, для залоговых фондов.
Ряд субъектов Федерации уже установили в ближнем и дальнем зарубежье свои представительства. МИД открыл в 18 регионах свои консульства, 75 территорий имеют официальных представителей в МИДе.
В условиях спада производства и опережающего прироста денежной базы над приростом потребительских цен (прирост денежной базы за январь — апрель 1997 г. составил 11,3%, а рост потребительских цен — 6,4%) плавное регулирование
Банком России официального курса доллара по отношению к отечественной валюте может достигаться лишь за счет роста внешней задолженности и исчерпания золотых и инвалютных резервов, что ведет государство к банкротству.
Золотой запас России и других стран 1991 — 1998 гг.
За период 1991-1996 гг. государственный запас золота уменьшился с 484,6 т до 278 т.
- Однако данные о росте внешней задолженности в связи с регулированием курса доллара в Итогах социально-экономического развития РФ за январь-июнь 1997 г. не содержатся.
Таким образом, стабильность национальной валюты поддерживается искусственно. Воздействие международного финансового кризиса сократило золотовалютные запасы страны и к марту 1998 г. они составили около 16 млрд. долл.
Золотой запас России, составлявший 2049 т в 1953 г. и 850 т в 1989 г., сократился до 278 т в 1995 г., что делает его несопоставимым с запасами золота других стран:
- США (8141 т)
- ФРГ (3701 т)
- Франции (3182 т)
- Италии (2592 т)
- Швейцарии (2590 т)
- Голландия (1532 т)
- Бельгия (974 т).
По следам мирового финансового кризиса отток иностранных капиталов из России составляет примерно 1,8 млрд. долл. в месяц, что не компенсирует приток, оцениваемый в 1,2 млрд. долл.
Внешняя задолженность России 1996 — 1998 гг.
- На начало 1996 г. внешняя задолженность России составила почти 130 млрд. долл., что в 4,6 раза больше, чем в 1985 г. и вдвое больше задолженности бывшего СССР. России должны 145 млрд. долл.
- В 1997 г. внешняя задолженность России составила 140 млрд. долл., а общая задолженность с учетом внутреннего государственного долга составила 250млрд. долл.
Внешние займы идут не на инвестирование производства, а на финансирование бюджетного дефицита, погашение долгов по зарплате и пенсиям, на поддержку валютного курса и доходности по госбумагам и способствуют вовлечению высвобождающегося внутреннего капитала в сферу валютных спекуляций и вывозу его за рубеж.
Так, для финансирования бюджетного дефицита Россия рассчитывает получить 3-летний расширенный кредит МВФ в сумме 10 млрд. долл., из которого 4 млрд. долл. приходится на 1996 г.
- На погашение долгов по зарплате российское правительство получило кредит 4 млрд. марок от банков ФРГ, 2 млрд. франков от Франции, три целевых кредита по 500 млн. долл. каждый от Мирового банка.
- На поддержание валютного курса Банк России израсходовал в апреле 2 млн. долл., что превышает объем кредитов ФРГ, Франции и транша МВФ.
11 апреля 1998 г. было подписано совместное заявление нового и.о. премьер-министра и Банка России об экономической политике на 1998 г., рассчитывая получить 3 млрд. долл. до 2000 г. от МВФ.
- Выгода Запада от предоставления внешних займов России состоит в получении Западом гораздо большего дохода от легально вложенных в иностранные госбумаги валютных резервов Центробанка, нелегально вывезенных и инвестированных в различные активы российскими физическими и юридическими лицами, от налогов на землю и недвижимость за границей, размеры которых в России не учитываются.
Вывоз капитала в 1993 — 1995 гг.
Отсутствие наложенной системы эффективного валютного и таможенного контроля отражается на размерах операций, связанных с вывозом капитала.
Статья «ошибки и пропуски» в платежном балансе, составлявшая в 1993 г. 2,3 млрд. долл., а в 1995 г. 3,3 млрд. долл. свидетельствует о значительном объеме сделок, являющихся фактически незаконными и отражающих масштабы не перевода выручки от экспорта и авансовых платежей под фиктивные контракты по импорту.
Обслуживание государственного долга в 1998 году
Обслуживание государственного долга в 1998 г. составит 124,1 млрд. новых рублей — 1/4 всей расходной части.
Оно осуществляется с учетом возможностей российского бюджета и реструктуризации долгов кредиторами. Рост внешней задолженности на фоне спада производства и ухудшения отраслевой структуры означает рост зависимости экономической политики государства от интересов государств-кредиторов. Россия, увязшая в долгах, не может противостоять расширению НАТО.
В Давосе правительство заявило о желании привлечения иностранных инвестиций на уровне 20 млрд. долл. Однако азиатский кризис перетянул на себя основные ресурсы мирового финансового сообщества. По мнению рыночников правительство должно и дальше продолжать политику сокращения госрасходов с увеличением налоговой нагрузки.
Ухудшается валютно-финансовое положение СНГ в мировом сообществе. Растет внешний долг стран СНГ. В странах СНГ созданы свои денежные системы. Необходимость развития интеграции хозяйственных связей внутри СНГ ставит проблему создания единого платежного союза СНГ, чтобы защитить интересы сообщества от обесценивающихся долларов и других резервных валют.
Таким образом, все финансовые индикаторы указывают на несоответствие финансовой и денежно-кредитной системы государства требованиям его экономической безопасности.
Финансовые индикаторы безопасности — итоги.
- Анализ финансовых индикаторов выявил следующие негативные тенденции социально-экономического развития России: хронический характер дефицита федерального бюджета и высокий уровень его неисполнения; хронический характер инфляции с увеличением доли расходов населения на приобретение иностранной валюты; рост задолженности по заработной плате и по социальным трансфертам, рост взаимных неплатежей; общей, просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности промышленных предприятий; возрастают затраты на рубль продукции; увеличивается эмиссия не подконтрольных Центру договорных денег и растет ущерб казне от обналичивания денег без уплаты налогов; растет внутренний и внешний государственный долг, уменьшаются золотовалютные запасы России.
- В ряде субъектов Федерации появились самостоятельные эмиссионные центры, имеющие свои золотые запасы и выпускающие денежные суррогаты. Открылись представительства регионов в ближнем и дальнем зарубежье, что означает начало развала единого государства.
- Растет курс доллара по отношению к национальной валюте и доход Запада от предоставления внешних займов России, как от легально вложенных в иностранные госбумаги валютных резервов Центробанка, так и от роста нелегально вывезенных и инвестированных в различные активы миллиарды долларов российских физических и юридических лиц, от налогов на землю и недвижимость за границей.
- Растет объем сделок, являющихся фактически незаконными и отражающих масштабы неперевода выручки от экспорта и авансовых платежей под фиктивные контракты по импорту.
- Ухудшается валютно-финансовое положение России и стран СНГ в мировом сообществе.
- Основными причинами ухудшения социальных индикаторов являются несоответствие финансовой и денежно-кредитной системы государства потребностям развития реального сектора экономики; грубые расхождения между прогнозом и реальным развитием экономики; рост уклонений от налогов из-за отсутствия контроля за доходами и роста неплатежей в народном хозяйстве; отсутствие контроля за ценами в высокомонополизированных отраслях, из-за чего тон инфляции задают действия господствующего монополиста ТЭК; превышение процента за кредит в несколько раз нормы прибыли в реальном секторе экономики из-за инфляции и искусственно завышенной доходности ГКО, что делает невозможным банковские инвестиции в реальный сектор; сырьевая ориентация экономики, расслоившая регионы на бедных и богатых, не желающих финансировать дотационные субъекты Федерации и компенсирующих нехватку денег выпуском собственных денежных суррогатов; рост государственного долга не для целей инвестирования производства, а на текущие расходы; бесконтрольность вывоза капиталов в огромных размерах.