Трехстороннее партнерство AUKUS

Трехстороннее партнерство AUKUS в составе Австралии, Великобритании и США было создано 15 сентября 2021 года.

  • Название AUKUS состоит из названия стран участников партнёрства: Australia, United Kingdom, United States.

AUKUS

«Передача ядерных материалов в контексте AUKUS и применение к этой инициативе во всех ее аспектах гарантий в соответствии с ДНЯО», Вена, 26 ноября 2021 года

  • Выступление Управляющего от Российской Федерации, Постоянного Представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова по п.5 повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ «Передача ядерных материалов в контексте AUKUS и применение к этой инициативе во всех ее аспектах гарантий в соответствии с ДНЯО», Вена, 26 ноября 2021 года
  • Уважаемый господин Председатель,
  • Признательны нашим китайским друзьям за инициативу о включении в повестку дня текущей сессии Совета управляющих отдельного пункта о передаче ядерных материалов в рамках AUKUS и применении к этой инициативе во всех ее аспектах гарантий в соответствии с ДНЯО.
  • Считаем, что глубокая и профессиональная дискуссия по всему комплексу вопросов, связанных с AUKUS, очень востребована на площадке МАГАТЭ. Рассчитываем, что данный пункт будет автоматически включаться в повестку дня последующих сессий Совета управляющих. Эта тема того заслуживает.
  • Россия продолжает тщательно отслеживать ситуацию вокруг создания Австралией, Великобританией и США трехстороннего партнёрства AUKUS. Наши подходы к этой теме находятся в стадии формирования и будут эволюционировать по мере появления дополнительных деталей. К текущей сессии Совета управляющих мы распространили неофициальный документ «Российская позиция относительно трехстороннего партнёрства AUKUS и последствий его реализации». Он отражает наше восприятие трехстороннего партнерства на данном этапе.
  • Содержание инициативы и возможные последствия ее реализации вызывают серьёзную озабоченность. Уже сейчас очевидно, что:

«Формирование AUKUS несет в себе значительные риски для международной безопасности, провоцируя дополнительную напряженность в АТР и шире, а также плохо стыкуется с обязательствами участников партнерства в сфере ядерного нераспространения. Планы создания в рамках AUKUS атомных подводных лодок для ВМС Австралии при содействии США и Великобритании оказывают дестабилизирующее влияние на режим ДНЯО, как раз накануне Конференции по рассмотрению действия Договора.» — М.И.Ульянов, Постоянный Представитель Российской Федерации при международных организациях в Вене. 26 ноября 2021 года. Источник: mid.ru

  • Уважаемый господин Председатель,
  • Мы обеспокоены тем, что по прошествии более двух месяцев с момента объявления о создании AUKUS 15 сентября 2021 года вокруг инициативы сохраняются информационный вакуум и полное отсутствие транспарентности. Не добавляет ясности и недавно появившийся в открытом доступе текст трехстороннего соглашения об обмене информацией в отношении проекта по атомным подводным лодкам. Понимаем, что подобные договорённости – это нормальная практика. Однако, из содержания документа явно следует, что в отношении проекта будет применяться повышенный уровень секретности.
  • Мы все ещё ждем внятного ответа относительно того, какое топливо будет использоваться в силовых ядерных установках субмарин. Если речь идет о высокообогащенном уране, который применяется в большинстве современных ядерных силовых установок атомных подводных лодок, вне регулярных проверок МАГАТЭ окажется порядка двух тонн ВОУ.
  • У нас есть сомнения, что в таком случае в будущем можно будет говорить о подтверждении имеющегося у Австралии расширенного заключения о том, что весь ядерный материал на её территории или под её юрисдикцией остается в мирной деятельности.
  • В равной степени вызывает вопросы то, как это соотносится с идеей минимизации использования ВОУ в мирной ядерной деятельности, столь настойчиво продвигавшейся последние десятилетия США и Австралией. Очевидно, что имеет место крутой разворот в позиции США по этому вопросу. Многие эксперты уже квалифицировали это как распространение ВОУ.

В отношении ядерного материала и установок, которые будут передаваться Австралии, должны быть обеспечены полноценный контроль и целостность знаний

  • Уважаемый господин Председатель,
  • Принципиально важно, чтобы при любых обстоятельствах обеспечивалось полное соблюдение Соглашения о гарантиях между Австралией и МАГАТЭ и Дополнительного протокола к нему. В отношении ядерного материала и установок, которые будут передаваться Австралии, должны быть обеспечены полноценный контроль и целостность знаний, в том числе путем предоставления всего необходимого доступа инспекторам Агентства.
  • Исходим из того, что любые договоренности по проверочной деятельности, которые будут достигнуты между Агентством и партнерством AUKUS, должны в обязательном порядке получить одобрение Совета управляющих МАГАТЭ.
  • На сегодняшний день обоснованные сомнения вызывает ситуация с выполнением Австралией требований модифицированного Кода 3.1, который предусматривает информирование Агентства о планах сооружения новых ядерных установок не позднее того, как принято соответствующее решение. Насколько мы понимаем, исходя из заявления лидеров стран AUKUS, такое решение уже имеется. Если так, то мы имеем дело с грубым нарушением Австралией своих обязательств по модифицированному Коду 3.1.
  • В неофициальном документе, распространённом участниками Партнёрства 23 ноября 2021 года, указывается на то, что такого решения якобы нет. Мы не можем принять это утверждение.
  • Из совместного заявления лидеров трех стран от 15 сентября 2021 года со всей очевидностью следует, что решение принято, и что участники партнёрства подтверждают приверженность его осуществлению. Более того, как мы отметили ранее, для его выполнения уже разработано и принято трехстороннее соглашение об обмене информацией в отношении реализации проекта.

С точки зрения гарантий Австралия и Иран абсолютно равны

  • Напомним, что, когда в 2018 году власти Исламской Республики Иран публично упомянули о возможном производстве ядерного топлива для морских ядерных силовых установок, США, Великобритания, а также другие страны жёстко потребовали от Тегерана в Совете управляющих МАГАТЭ предоставить подробную информацию в отношении проекта. Теперь, находясь в аналогичном положении,
  • Австралия должна сделать это, не дожидаясь, когда Секретариату Агентства придется направить Канберре письменное напоминание о необходимости выполнения модифицированного Кода 3.1. Секретариат в свою очередь должен держать данный вопрос на контроле и, если ничего не изменится, направить Австралии письменный запрос, как это было сделано в 2018 году применительно к Ирану.
  • С точки зрения гарантий Австралия и Иран абсолютно равны.

Последствия формирования AUKUS заслуживают самого пристального внимания

  • Уважаемый господин Председатель,
  • Последствия формирования AUKUS заслуживают самого пристального внимания и в более широком контексте в сфере нераспространения и контроля над вооружениями.
  • С озабоченностью отфиксировали высказывания официальных представителей Австралии о готовности в рамках AUKUS принимать любые типы американских боевых самолетов.
  • Напоминаем в этой связи, что действующий ДСНВ запрещает базирование стратегических бомбардировщиков за пределами национальных территорий.
  • Помимо этого, участники AUKUS заявляют, что в рамках партнерства ядерное оружие передаваться не будет.
  • Однако нарушающая ДНЯО практика т.н. «совместных ядерных миссий» НАТО вынуждает нас учитывать опасность распространения таких действий и на Австралию.
  • Вызывает вопросы и добросовестность Канберры как участника Договора о создании зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО), в Южной части Тихого океана (Договор Раротонга).
  • Размещение военнослужащих, инфраструктуры и вооружений ядерных государств на территории Австралии поставит под сомнение оправданность предоставления этой стране гарантий безопасности как государству-участнику ЗСЯО.
  • Действия Канберры фактически подрывают доверие к самой идее создания ЗСЯО.

О необходимости свернуть реализацию проекта AUKUS по атомным подводным лодкам с учётом мнения международного сообщества

  • Уважаемый господин Председатель,

«Рассчитываем, что в конечном счете здравый смысл возобладает, и по окончании 18 месяцев, которые участники AUKUS сами себе отвели на дополнительную проработку, они придут к выводу о необходимости свернуть реализацию проекта по атомным подводным лодкам с учётом мнения международного сообщества.» — М.И.Ульянов, Постоянный Представитель Российской Федерации при международных организациях в Вене. 26 ноября 2021 года. Источник: mid.ru

  • Тем временем считаем принципиально важным, чтобы Гендиректор МАГАТЭ регулярно информировал Совет управляющих – наверно, с помощью докладов, – о том, как разворачивается взаимодействие Агентства с «тройкой».
  • Необходимо обеспечить максимальную транспарентность и подотчетность. Государства-члены имеют право получать полную картину происходящего.
  • Мы выступаем за сохранение данного вопроса в повестке дня Совета управляющих.
  • Благодарю Вас, господин Председатель.
  • Источник: mid.ru

Индийские партнёры чётко дистанцировались от военно-технологического блока под названием AUKUS. — 6 декабря 2021 года.

  • Вопрос: Вы упомянули трёхсторонний союз AUKUS и американскую Индо-Тихоокеанскую концепцию. Россия, судя по всему, расценивает эти два элемента как угрозу. Разделяют ли индийские партнёры эту оценку? Как Россия планирует нейтрализовывать эти угрозы?
  • С.В.Лавров: Индийские партнёры чётко дистанцировались от военно-технологического блока под названием AUKUS. Они участвуют в группе, которая называется QUAD (Индия-Япония-Австралия-США). Всячески акцентируют свою заинтересованность в экономических, транспортных, инфраструктурных проектах по линии этой группировки.
  • Считаю, что в значительной степени таким подходом Индия объясняет то, что военный компонент американских стратегий был сдвинут в формат AUKUS (сейчас его будут пытаться расширять, уже были заявления, что Япония и Южная Корея должны присоединиться). У меня есть серьёзные сомнения, что это будет помогать делу мира и стабильности. Возникают угрозы.
  • Уже назвал те риски, которые создаются для режима нераспространения ядерного оружия. Когда мы с Госсекретарем США Э.Блинкеном виделись на днях в Стокгольме «на полях» Министерской встречи ОБСЕ, американцы нам обещали подробно рассказать, как они видят соблюдения норм режима распространения ядерного оружия в рамках реализации «австралийского проекта». У нас опять совпадение позиций с индийскими коллегами. Будем всячески препятствовать тому, чтобы планы Индо-Тихоокеанских стратегий,
  • AUKUS и прочие неоткрытые форматы (блоковые) пытались «подминать» под себя АСЕАН и асеаноцентричные структуры, которые были здесь созданы в течение последних десятилетий, прежде всего, механизм асеановского регионального форума по безопасности. Это встречи между министрами обороны АСЕАН и министрами обороны стран партнёров АСЕАН. Венчает всю эту архитектуру важная форма сотрудничества – Восточноазиатский саммит.
  • Попытки изменить устоявшиеся правила во всех этих форматах уже наблюдаются. Договорились с нашими индийскими коллегами, что будем бережно относиться к тому, что уже было создано. Будем поддерживать асеаноцентричный, устраивающий всех без исключения формат архитектуры безопасности и сотрудничества в этом регионе. – Лавров Сергей Викторович. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации в ходе пресс-конференции по итогам переговоров глав внешнеполитических и оборонных ведомств России и Индии в формате «два плюс два», Нью-Дели, 6 декабря 2021 года. Источник: mid.ru

Мнение Лаврова по AUKUS 14 марта 2023 года

  • «Англосаксонский мир с созданием блоковых структур типа AUKUS, с продвижением натовской военной инфраструктуры в Азию делает серьёзную заявку на конфронтацию на долгие годы. Не представляю, как великие азиатские цивилизации просто возьмут «под козырёк» (как, к огромному сожалению, взял Европейский союз), и будут послушно выполнять замыслы Вашингтона и других англосаксонских «коллег». — Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на открытии учредительного конгресса Международного движения русофилов, Москва, 14 марта 2023 года. Источник: mid.ru/ru/foreign_policy/news/1857933/

План по AUKUS озвученный 13 марта 2023 года 

  • «В сентябре 2021 года Австралия, Великобритания и США объявили об AUKUS — новом партнерстве в области безопасности, которое будет способствовать свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону, который будет безопасным и стабильным.
  • Первой крупной инициативой AUKUS было наше историческое трехстороннее решение поддержать Австралию в приобретении атомных подводных лодок (SSN) с обычным вооружением. Сегодня мы объявляем о нашем пути к достижению этой важной возможности.
  • Вместе мы поставим SSN-AUKUS — подводную лодку трехсторонней разработки, основанную на конструкции нового поколения Соединенного Королевства, которая включает в себя технологии всех трех стран, в том числе передовые технологии подводных лодок США. Австралия и Великобритания будут эксплуатировать SSN-AUKUS как свою подводную лодку будущего. Австралия и Великобритания начнут работы по строительству ПЛА-АУКУС на своих отечественных верфях в течение этого десятилетия.
  • Чтобы в кратчайшие сроки доставить в Австралию атомные подводные лодки с обычным вооружением, мы намерены придерживаться следующего поэтапного подхода, проходя каждый этап на основе взаимных обязательств каждой страны:
  • Начиная с 2023 года австралийский военный и гражданский персонал будет размещен в ВМС США, Королевском флоте, а также на промышленных базах подводных лодок США и Великобритании для ускорения обучения австралийского персонала. Соединенные Штаты планируют увеличить количество посещений портов SSN в Австралию, начиная с 2023 года, когда австралийские моряки присоединятся к американским экипажам для обучения и развития; Соединенное Королевство увеличит количество посещений Австралии, начиная с 2026 года.
  • Уже в 2027 году Соединенные Штаты и Великобритания планируют начать передовую ротацию ПЛА в Австралию, чтобы ускорить развитие австралийского военно-морского персонала, рабочей силы, инфраструктуры и системы регулирования, необходимых для создания суверенных возможностей ПЛА.
  • Начиная с начала 2030-х годов, в ожидании одобрения Конгресса, Соединенные Штаты намерены продать Австралии три подводные лодки класса «Вирджиния» с возможностью продажи еще двух, если потребуется. Этот шаг будет систематически наращивать суверенные возможности SSN Австралии и возможности поддержки.
  • В конце 2030-х годов Великобритания поставит свою первую ПЛА-AUKUS Королевскому флоту. Австралия поставит первую SSN-AUKUS, построенную в Австралии, ВМС Австралии в начале 2040-х годов.
  • Этот план предназначен для поддержки развития в Австралии инфраструктуры, технических возможностей, промышленности и человеческого капитала, необходимых для производства, обслуживания, эксплуатации и управления суверенным флотом атомных подводных лодок с обычным вооружением. Австралия полностью привержена ответственному управлению военно-морскими ядерными силовыми установками.
  • Когда мы объявили о партнерстве с AUKUS в сентябре 2021 года, мы обязались установить самые высокие стандарты ядерного нераспространения. План, который мы объявляем сегодня, соответствует этому обязательству и отражает наше давнее лидерство и уважение к глобальному режиму ядерного нераспространения. Мы продолжаем консультации с Международным агентством по атомной энергии для разработки подхода к нераспространению, который создаст сильнейший прецедент для приобретения подводных лодок с ядерной энергетической установкой.
  • Наш план повышает промышленный потенциал всех трех стран по производству и эксплуатации совместимых атомных подводных лодок на десятилетия вперед, расширяет наше индивидуальное и коллективное подводное присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе и способствует глобальной безопасности и стабильности. В этих результатах AUKUS отражает принцип, согласно которому совместные действия, предпринимаемые в партнерстве, могут принести пользу всем.
  • Внедрение AUKUS также потребует надежного, инновационного обмена информацией и технологического сотрудничества. Наши страны привержены дальнейшему трехстороннему сотрудничеству, которое укрепит наши совместные возможности, улучшит обмен информацией и технологиями, а также интегрирует наши промышленные базы и цепочки поставок, укрепляя при этом режимы безопасности каждой страны.
  • Более века наши три страны стояли плечом к плечу вместе с другими союзниками и партнерами, помогая поддерживать мир, стабильность и процветание во всем мире, в том числе в Индо-Тихоокеанском регионе. Мы верим в мир, который защищает свободу и уважает права человека, верховенство закона, независимость суверенных государств и международный порядок, основанный на правилах. Шаги, о которых мы объявляем сегодня, помогут нам в достижении этих взаимовыгодных целей в предстоящие десятилетия.»
  • Источник: официальный сайт Белого дома whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/03/13/joint-leaders-statement-on-aukus-2/

История Международных отношений

Карта сайта