Диоген Синопский

Диоген Синопский, удивительный философ, оставивший потомкам мудрые, умные, хлёсткие выражения, истории и притчи.

Содержание скрыть

Диоген Синопский, когда и где родился, когда и где умер? Биография

  • Диоген Синопский (Diogenes of Sinope) родился так давно, что историки не могут с достоверностью и уверенностью назвать его точную дату рождения. Диоген родился возможно в 412 году или в 404 году до Рождества Христова — Before Christ (BC), ещё эти года называют – до нашей эры (до н. э)
  • Диоген Синопский родился в греческой колонии Синопа на южном побережье Черного моря. Современный Синоп, это Турция.
  • Умер Диоген в Коринфе 10 июня 323 года до н. э.

Я — собака Диоген

  • Когда Диогена спрашивали, почему его зовут «собакой», он отвечал так: «Потому что тем, кто мне подает, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а прочих – кусаю».

 «Я — собака Диоген. Я прижимаюсь к добру, лаю на жадных и кусаю негодяев». — Диоген Синопский

  • Когда философ завтракал на площади, зеваки столпились вокруг него, крича: «Собака!» — «Это вы собаки», – сказал Диоген, – потому что толпитесь вокруг моего завтрака».

Диоген Синопский был очень интересным человеком. Он имел своё неординарное суждение почти по каждому поводу.

  1. Диоген спал в большом керамическом сосуде на рынке. Есть современное изречение, что Диоген жил в бочке, но бочек в нашем понимании, при жизни Диогена ещё не было, это был большой глиняный сосуд, скорее всего из-под вина.
  2. Диоген ходил с лампой днём – в поисках честного человека. Поэтому, когда говорят – «Днём с огнём не сыщешь», это означает, что вы зря стараетесь, даже с лампой вы не найдёте того, кого нет или чего нет.
  3. Диоген был удивлён изречению философа Платона, что человек — это животное с двумя ногами, без перьев. В качестве аргумента, Диоген ощипал петуха и спросил, что ощипанный петух с двумя ногами и без перьев стал человеком? Диоген принёс ощипанного петуха в Академию и сказал: «Вот человек Платона».

Кем был отец Диогена?

  • Отец Диогена был менялой, а ещё — фальшивомонетчиком, об этом рассказал другой Диоген — Диоген Лаэртский – в “Vitae philosophorum”, этот труд «Жизнь и мнения прославленных философов» появился около 220 г. до н. э.
  • Отца Диогена посадили в тюрьму, там он умер. 
  • Диоген долго колебался – продолжать или нет опасное занятие отца? Но как-то на храме Аполлона он прочел изречение: «Лучше подделывать монеты, чем истину», после чего отбросил все сомнения и занялся ремеслом отца.
  • Диогена уличили в преступлении и изгнали из города.

«Когда кто-то напомнил ему, что жители Синопа приговорили его к изгнанию, он сказал: «И я приговорил их оставаться дома». – Диоген Синопский.

  • Кто-то пожалел Диогена за его изгнание. «Несчастный, – ответил он, – ведь благодаря изгнанию я стал философом».

Диоген направился в Афины изучать философию

  • Диоген прибыл в Афины примерно в 380 году до нашей эры, когда Афины были центром философии.
  • Там он познакомился с самыми знаменитыми философами Греции: Платоном, Демосфеном, Евклидом, а вскоре, когда Греция оказалась под властью македонских царей, с царями Филиппом и Александром.

Кинизм, как философия Диогена Синопского

  • Диоген Синопский стал учиться у основателя школы кинизма Антисфена – ученика Сократа.
  • Школа киников представляла собой течение в греческой философии, исповедующее отрицание богатства, удовольствий.
  • Название «киник» происходит от греческого слова кион, в переводе, это собака. Поэтому Диоген, дал себе прозвище — Собака.
  • Антисфен признавал не государство вообще, но только государство, состоящее из хороших людей: «государства, погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных».
  • О тех, кто проповедовал кинизм, говорили, что они киники. Это люди, которые предпочитали умеренность в жизни и ратовали за то, чтобы законы были не на благо только богатых, но и для всех, и бедных тоже. Поэтому, кинизм, это философия и образ жизни.
  • После смерти Антисфена Диоген Синопский развил взгляды школы киников и вскоре даже критиковал своего учителя за излишнюю мягкость, сравнивая его с трубой, потому что хотя она громко звучит, но себя не слышит.
  • Диоген был сторонником такого стиля жизни. Даже его учитель Антисфен, основоположник философии, был менее склонен к крайностям.
  • На вопрос о том, что в людях самое хорошее, Диоген ответил: «Свобода речи». Он считал, что добродетель достигается посредством разума, но прежде всего – трудом (ponos) и упражнением (askesis). Добродетель ведет к самодостаточности (autarkeia), дает свободу и независимость от страстей и внешнего мира.
  • Диоген и его последователи – странствующие наставники истины – проповедовали довольство малым. Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, философ выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчик превзошел меня простотой жизни».
  • Диоген просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, философ ответил: «Чтобы приучить себя к отказам».
  • Он просил милостыню у скряги, тот колебался. «Почтенный, – сказал Диоген, – я же у тебя прошу на хлеб, а не на склеп!»
  • На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, Диоген ответил: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами – никогда».
  • Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, он ответил: «Если ты богат, то, когда захочешь, если беден, то, когда можешь».

О чём говорили Александр Македонский и Диоген?

  • Диогену многое причисляют, но эта встреча была с большой долей вероятности.
  • Александр и Диоген жили в одно время и оба умерли в один год. Это был 323 год до нашей эры.
  • Они оба умерли в июне: Диоген умер 10 июня, а Александр возможно 10 или 13 июня.

Кто был Александр Македонский?

  • В 334 году до н. э. Александр Македонский начал войну с Персидской державой.
  • При Гранике он разгромил сатрапов, а при Иссе — царя Дария III, после чего подчинил Сирию, Палестину и Египет.
  • Александр Македонский завоевал Малую Азию (Фригию, Лидию, Финикию, Сирию, Египет, Мидию (Иран), Парфию, Вавилон (Ирак), Персию (Иран)), страны Средней Азии (Бактрию, Согдиану, Гандхару (Пакистан)), а также северную Индию до реки Инд.
  • Александр Македонский был великим полководцем.
  • Всё что он завоевал, после смерти быстро было утрачено.
  • Александр Македонский умер в 33 года 10 или 13 июня 323 года до Рождества Христова, родился в июле 356 года до н.э.

Встреча Александра Македонского с Диогеном

  • Предполагается, что в Коринфе, где жил Диоген, состоялась встреча Александра Македонского и Диогена. В рассказах Плутарха и Диогена Лаэртиуса говорится, что они обменялись лишь несколькими словами.
  • Пока Диоген расслаблялся на солнце утром, Александр, взволнованный встречей со знаменитым философом, спросил, может ли он сделать для него какую-нибудь услугу. Диоген ответил: «Да, держись подальше от моего солнечного света».
  • Затем Александр заявил: «Если бы я не был Александром, то я хотел бы быть Диогеном», на что Диоген ответил: «Если бы я не был Диогеном, я бы тоже хотел быть Диогеном».

Диоген Синопский цитаты

 «Чтобы найти мудрого, нужен мудрый человек». — Диоген Синопский

  • «Философ по имени Аристипп, который довольно охотно подлизывался к Дионису, богу виноделия и вдохновения, и завоевал себе место при его дворе, видел, как Диоген готовил чечевицу для еды. «Если бы вы только научились хвалить Диониса, вам бы не пришлось жить на чечевице». Диоген ответил: «Но, если бы вы научились жить только на чечевице, вам не пришлось бы льстить Дионису». — Диоген Синопский

«Основа каждого государства — образование молодежи». — Диоген Синопский

  • «Однажды он увидел, как чиновники храма уводят кого-то, кто украл чашу, принадлежащую казначеям, и сказал: «Великие воры уводят маленького воришки». — Диоген Синопский

«В целях самосохранения человеку нужны хорошие друзья или яростные враги, потому что первые наставляют его, а вторые заставляют его действовать». — Диоген Синопский

  • «Если я получил что-то от философии, так это то, что, по крайней мере, я хорошо подготовлен к любым изменениям в судьбе». — Диоген Синопский

«Оскорбление бесчестит того, кто его делает, а не того, кто его получает». — Диоген Синопский

Притча Диогена

  • Владелец несметных богатств созвал на пир гостей со всех земель, всех народов и языков, всякого звания, пола и возраста.
  • Будучи щедрым, он выставил перед гостями обильные угощения и каждого оделил тем, что ему всего полезнее.
  • Приглашенные наслаждались и благодарили хозяина.
  • Но вот нашелся среди них один, кому показалось мало того, что назначалось ему, и он стал захватывать то, что назначалось для его соседей, даже не подумав, что отнимает, в том числе, у слабых и больных, а также у маленьких детей. И стал он отнятое пихать себе в рот до тех пор, пока желудок не извергнул все это обратно!

«Так вот, щедрый владелец богатств – это природа, гости на её пиру – все люди и народы мира, а алчный – это богатей, который отнимает у всех, кто слабее их!» — Диоген Синопский, притча.

Диоген захваченный пиратами

  • Однажды Диоген плыл на корабле, как вдруг около острова Крит на судно напали пираты. Философ вместе с другими в качестве раба попал на невольничий рынок. 

Почему Диоген с улыбкой уселся на песок

  • Хотя Диоген изнывал от зноя, он весело улыбался. Потом без разрешения хозяина уселся на песок.
  • – Куда! – зарычал на него работорговец. – Кто тебя, сидячего, здесь увидит?!
  • – Почему же? – возразил философ. – Рыба лежит, а своего покупателя находит!
  • Работорговец удивленно захохотал и позволил пленнику сидеть.

Эй люди — Вы что же носы повесили?

  • Диоген, приободряя заморенных жарой невольников, закричал на весь базар: «Эй, люди! Вы что же носы повесили?.. Уж не потому ли, что не в силах дольше слушать голодное урчанье собственного чрева? Ничего, это дело поправимое!»
  • И, обращаясь к работорговцам, продолжал: «Граждане наши хозяева! Послушайтесь голоса разума! Ведь овец и поросят вы откармливаете на совесть, как и подобает делать рачительным владельцам, не так ли? Так не глупо ли тогда человека, самого дорогого из животных, морить на продаже голодом?!»
  • В толпе послышался смех рабов и их хозяев, потому что шутку любят все. И подобревшие работорговцы сказали: «А ведь, пожалуй, их и в самом деле не мешает покормить!»

А что ты умеешь делать Диоген? — Властвовать над людьми!

«Искусство быть рабом — управлять своим господином». — Диоген Синопский

  • Утолив слегка голод и жажду, повеселевшие невольники со всех сторон благодарили сидящего Диогена. Тогда его хозяин, снисходя к такому необычному рабу, спросил:
  • – А что ты умеешь делать, старик?
  • – Я? – переспросил Диоген, отправляя в рот остатки поданных ему оливок. – Властвовать над людьми!
  • Торговец захохотал: – Ты, конечно, шутишь?
  • – Нисколько.
  • – Да кто же купит раба, который корчит из себя господина?
  • – Как раз такого-то купят всех быстрей, – ответил Диоген. – Ведь обычный раб не в диковинку. Впрочем, ты можешь сам в этом убедиться, стоит только тебе объявить обо мне.
  • – Нет уж! Если хочешь, сам о себе объявляй. А я погляжу, что из этого выйдет!
  • Диоген поднялся и громко закричал на весь базар: – Кто хочет купить себе хозяина?! Кто хочет купить хозяина, спешите сюда!
  • Все вокруг потешались, но тут к чудаку приблизился какой-то пожилой человек и смеясь спросил: – Уж не ты ли и есть хозяин, продающий себя?
  • – Представь себе, это я! – гордо ответил Диоген.
  • – А я, – вмешался здесь работорговец, – хозяин этого «хозяина»! Беру за него три мины!
  • Покупатель в сомнении покачал головой, собираясь отойти, но чудак задержал его:
  • – Это совсем недорого, клянусь богами! Ведь три мины – стоимость рабочей лошади, а я с умом скакун!
  • Улыбнувшись, покупатель сказал: – Прекрасно!

«И куда же скачет твой ум? — В просторы философии, милейший!», — ответил Диоген.

Диоген, ты изучаешь явления космоса? Я изучаю – Диалектику души.

«Диалектика мертвой материи меня не занимает. Диалектика души – вот предмет моих занятий!» — Диоген

  • – Что ж, в таком случае ты сгодишься моим сыновьям как воспитатель. Согласен?
  • – Согласен, – сказал Диоген, – но с одним условием…
  • Вокруг рассмеялись, а хозяин Диогена насмешливо сказал: – Этот тип еще смеет условия ставить!
  • – Да, ставлю условие, – упрямо кивнул Диоген.
  • – Какое? – спросил покупатель.
  • – Следовать за мной и делать только то, что я тебе скажу…
  • И снова в толпе рассмеялись, а покупатель, желая намекнуть на пословицу, что яйца курицу не учат, насмешливо продекламировал: – Вспять потекли источники рек!
  • – Ты прекрасно знаешь Еврипида, господин хороший, – угадав, чей это стих, сказал Диоген. – Но позволь тебя спросить, если ты нанял, к примеру, врача, а он предупредил тебя, что нужно следовать его советам, ведь ты не стал бы упрекать его изречениями Еврипида?
  • И, пристально вглядевшись в Диогена, покупатель сказал: – Я беру этого человека! – И, отсчитав положенную сумму работорговцу, добавил: – А вот тебе еще одна мина к запрошенным!
  • Когда работорговец ушел, Диоген спросил нового хозяина: – На какую кличку ты отзываешься? – Я торговец Ксениад.
  • – А моя кличка – Собака. Не удивляйся, это мое прозвище, а звать меня Диоген, что значит богорожденный! – И он с шутливым величием поднял вверх палец. – Так куда мы отправляемся? – Ко мне домой, в Коринф.
  • – Прекрасно! – одобрил Диоген. – Я всю Элладу обошел, а быть в знаменитом Коринфе мне до сих пор не довелось».

Чему обучил Диоген сыновей Ксениада

  • Диоген обучал их, кроме всех прочих наук, ездить верхом, стрелять из лука, владеть пращой, метать дротики; а потом, в палестре, он велел наставнику закалять их не так, как борцов, но лишь настолько, чтобы они отличались здоровьем и румянцем.
  • Он учил, чтобы дома ребята сами о себе заботились, чтобы ели простую пищу, коротко стриглись, не надевали украшений, не носили ни хитонов, ни сандалий, а по улицам ходили молча и потупив взгляд.
  • Дети запоминали наизусть многие отрывки из творений поэтов, историков и самого Диогена; все начальные сведения он излагал им для удобства запоминания кратко.
  • Обучал он их также и охоте.
  • Ученики в свою очередь тоже заботились о наставнике и заступались за него перед родителями. Рассказывают, что у Ксениада философ жил до глубокой старости.

Почему умер Диоген?

  • Умер философ 13 июня 323 года, съев сырого осьминога и заболев холерой; но есть и другая версия: смерть наступила «от задержки дыхания». Сыновья Ксениада похоронили Диогена в Коринфе с большой пышностью.
  • Соотечественники воздвигли ему много памятников и на одном из них, на родине философа в городе Синопе, вырезали эпитафию:

Время точит и камень, и бронзу, но слова твои, Диоген, жить будут вечно! Ведь ты учил нас благу довольствоваться малым и наметил пути продвижения к счастливой жизни! — эпитафия на памятнике Диогену.

Антон Павлович Чехов о Диогене

«Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой суете мира – вот два блага, которых никогда не знал человек. И вы можете обладать ими, хотя бы вы жили за тремя решетками. Диоген жил в бочке, однако же был счастливее всех царей земных». — Антон Павлович Чехов о Диогене.

Антон Павлович Чехов о Диогене, Палата №6

  • «Между тёплым, уютным кабинетом и этою палатой нет никакой разницы, — сказал Андрей Ефимыч. — Покой и довольство человека не вне его, а в нём самом. — То есть как? — Обыкновенный человек ждёт хорошего или дурного извне, то есть от коляски и кабинета, а мыслящий — от самого себя. — Идите проповедуйте эту философию в Греции, где тепло и пахнет померанцем; а здесь она не по климату.
  • С кем это я говорил о Диогене? С вами, что ли? — Да, вчера со мной. — Диоген не нуждался в кабинете и тёплом помещении; там и без того жарко. Лежи себе в бочке да кушай апельсины и оливки. А доведись ему в России жить, так он не то что в декабре, а в мае запросился бы в комнату. Небось скрючило бы от холода. — Нет. Холод, как и вообще всякую боль, можно не чувствовать. Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтоб изменить это представление, откинь его, перестань жаловаться, и эта боль исчезнет». Это справедливо. Мудрец или попросту мыслящий, вдумчивый человек отличается именно тем, что презирает страдание; он всегда доволен и ничему не удивляется.» — А.П.Чехов, Палата №6

Источники:

  • Энциклопедия по философии
  • Савченко Виктор Анатольевич, 100 знаменитых анархистов и революционеров.
  • Скляренко Валентина Марковна, 50 знаменитых чудаков.

Карта сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *