Становление СНГ и вопрос обеспечения без­опасности на его пространстве

Становление СНГ и вопрос обеспечения без­опасности на его пространстве с декабря 1991 года по 1999 год.

Становление СНГ – начало

  • 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате восемь республик бывшего СССР подписали протокол об их присоединении к Беловежским соглашениям.
  • Сначала подписали – Россия, Украина и Белоруссия.

В Содружество Независимых Государств (СНГ) официально вошло 11 государств: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. Вне СНГ остались страны Прибалтики и Грузия.

  • Вскоре после этого, в начале 1992 г., в Азербайджане было свергнуто руководство компартии во главе с Аязом Муталибовым.
  • К власти пришел Народный фронт Азербайджана под руководством Абульфаза Эльчибея.
  • Азербайджанские представители принимали участие в работе органов СНГ лишь в качестве наблюдателей.
  • Таким положение оставалось до 1993 года, когда в Баку произошла смена власти.

Руководство страны во главе с Гейдаром Алиевым осуществило необходимые шаги для вступления в СНГ.

Столицей Содружества был провозглашен Минск

  • Становление СНГ. Оно заместило СССР, но не заменило его. Новое образование было не государством, а международной организацией.
  • Распад Советского Союза поставил под вопрос законность власти правительств всех бывших советских республик.

 

Почему возникли споры и противоречия?

  • Азербайджан и Армения находились в состоянии войны друг с другом.
  • Политические противоречия существовали между Россией и Украиной.
  • В Молдавии, ввиду роста настроений в пользу объединения с Румынией, возник гражданский конфликт из-за статуса Приднестровья, в котором Кишинев, с одной стороны, и Москва и Киев, с другой, оказались в состоянии полуоткрытого противоборства.
  • В Таджикистане началась борьба между территориальными кланами. 

Задача состояла в стабилизации обстановки на пространстве бывшего СССР, замораживании возникших конфликтов и предупреждении новых.

Устав Содружества

22 января 1993 года на саммите 10 стран СНГ в Минске удалось согласовать и принять устав Содружества.

  • Решение о принятии Устава Содружества было подписано главами семи государств – Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.
  • Безоговорочно устав одобрили только Россия и Казахстан.
  • Белоруссия сделала оговорки, не пожелав связывать себя обязательствами направлять вооруженные силы для урегулирования конфликтов, в которых она непосредственно не участвует.
  • Узбекистан зафиксировал возражения по поводу некоторых из включенных в текст устава трактовок прав человека.
  • Украина, Молдавия и Туркмения подписывать устав вообще отказались.
  • Азербайджан, поглощенный войной с Арменией, на встрече представлен не был, и подписал устав только в конце 1993 г.

Тем не менее, ратифицированный семью странами СНГ устав вступил в силу в январе 1994 г.

Члены Содружества

Официально членами Содружества стали Азербайджан с 1993 года, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

  • В конце 1993 года к ним присоединилась Грузия, которая после прихода к власти в Тбилиси нового руководства во главе с Эдуардом Шеварднадзе подписала протокол о присоединении к СНГ и его устав.
  • В апреле 1994 года устав подписала Молдавия, сделав оговорки относительно недействительности для нее положений, касающихся обороны и военно-политического сотрудничества стран СНГ.
  • Решение о присоединении к уставу не было ратифицировано молдавским парламентом.
  • Туркмения и Украина не присоединились к уставу ни в какой форме.

Попыткой преодолеть наметившиеся в связи с этим противоречия является работа по пересмотру отдельных положений устава, начатая в 2003 г. в связи с десятилетием со дня его подписания.

  • Украина, Молдавия и Туркмения полноправными членами СНГ так и не стали, но продолжали принимать участие в его деятельности.

Стремясь предупредить появление на территориях бывших республик СССР иностранных баз и сохранить свои собственные, российское руководство предприняло попытку найти новые организационные формы военно-политического сотрудничества на постсоветском пространстве.

Договор о коллективной безопасности

  • 15 мая 1992 года в Ташкенте – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности сроком на пять лет с возможностью последующего автоматического продления. Так шло становление СНГ.

Договор вступил в силу в апреле 1994 г.

  • Азербайджан и Грузия присоединились к договору в 1993 г.
  • Молдавия и Туркмения его не подписали – Молдавия из-за противоречий с Украиной и Россией из-за Приднестровья, а Туркмения – ввиду провозглашения им статуса нейтрального государства.
  • Украина тоже не подписала договор, но добилась для себя в его рамках статуса наблюдателя.

Ташкентский договор не мог служить основой эффективной военно-политической организации на пространстве СНГ ввиду противоречий между присоединившимися к нему странами.

  • Армения и Таджикистан вступили в него с серьезными намерениями, добиваясь военной помощи от России.
  • Армения – опасаясь войны с Азербайджаном и союзной ему Турцией.
  • Таджикистан – из страха перед возможным вмешательством со стороны Узбекистана и интервенцией исламских экстремистов с территории Афганистана.
  • В отличие от них Азербайджан рассчитывал всего лишь использовать участие в Ташкентском договоре для нормализации отношений с Арменией посредством умиротворяющего коллективного воздействия на нее в вопросе о Карабахе.
  • Грузия надеялась, что Россия окажет ей поддержку в восстановлении контроля над Абхазией и Южной Осетией.
  • Узбекистан присоединился к договору отчасти ввиду неопределенности ситуации в соседнем Таджикистане.
  • В случае захвата власти в этой стране исламистами волна экстремизма из Таджикистана могла хлынуть в Узбекистан, и ему понадобилась бы военная помощь, источником которой могла быть в начале 90-х годов 20 века только Россия.

Представления о военных угрозах у каждой из стран были разными.

  • Становление СНГ продолжалось.

В ст. 4 договора говорилось о том, что нападение на одну из стран-участниц будет рассматриваться как агрессия против них всех.

  • Но в договоре не пояснялось, применимо ли это положение к любому нападению или же только нападению извне, то есть со стороны государств, не являющихся участниками договора.
  • Поэтому Таджикистану, например, не было ясно, должны ли страны Ташкентского договора оказывать ему помощь в случае его конфликта с Узбекистаном.
  • В таком же положении ощущал себя Азербайджан ввиду его конфликта с Арменией.

В договоре не был описан механизм принятия решений об оказании военной помощи, что делало его похожим на декларацию.

Конфликты на территории Содружества показали невысокую эффективность Ташкентского договора с тем кругом участников, которые к нему присоединились и с точки зрения тех целей, которые были в нем официально заявлены.

Договор создал юридическую базу для формирования многонациональных миротворческих сил СНГ, ядро которых составляли контингенты России.

  • Многонациональные силы в некоторых случаях оказывали сдерживающее влияние на региональные конфликты.

Миротворчество облегчало России сотрудничество со странами СНГ в охране внешних границ Содружества, что позволяло Москве частично сохранять контроль над ситуацией у дальних подступов к границам России.

 

Охрана внешних границ государств СНГ

В первой половине 1990-х годов российские пограничники продолжали обеспечивать охрану внешних границ государств СНГ, о чем были заключены специальные соглашения.

  • Процесс становления СНГ продолжался. 
  • В 1998-1999 гг. пограничное присутствие России по настоянию принимающих сторон было свернуто в Туркменистане и Грузии.
  • Формирования Федеральной пограничной службы России продолжили охранять внешние границы Армении и Таджикистана, в разной степени участвуя в охране границ Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Основополагающими документами взаимодействия стран СНГ в пограничной сфере стал договор о сотрудничестве в охране границ государств участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество, от 26 мая 1995 г.

Договор о сотрудничестве в охране границ подписали Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

  • Для Грузии, Киргизии и Узбекистана в силу он не вступил.

 

Становление СНГ посредством миротворческих операций.

  • С 1991 года на территории СНГ осуществлялись миротворческие операции в зонах конфликтов.
  • В Молдавии на территории Приднестровья с 1992 г.
  • В Грузии на территории Южной Осетии с 1992 г.
  • В Абхазии с 1994 г.
  • В Таджикистане с 1993 г.
  • В Абхазии выполнялась миссия по поддержанию мира под эгидой СНГ.
  • В Приднестровье и Южной Осетии – операции на основании межгосударственных соглашений с участием представителей непосредственных участников соответствующих конфликтов.

История международных отношений

Карта сайта – список статей