Возникновение «паузы» в советско-американских отноше­ниях и нарастание разногласий по вопросам прав человека

Возникновение «паузы» в советско-американских отноше­ниях и нарастание разногласий по вопросам прав человека

Возникновение «паузы» в советско-американских отношениях

  • В 1974 году в США начался политический скандал, в связи с изобличением администрации Ричарда Никсона в злоупотреблениях властью.

 

Уотергейтский скандал

Уотергейтский скандал (англ. Watergate scandal) — политический скандал в США 1972—1974 годов, закончившийся отставкой президента страны Ричарда Никсона.

  • В июне 1972 года, незадолго до президентских выборов в США, полиция задержала в вашингтонском комплексе «Уотергейт» пятерых агентов, которые пытались установить подслушивающие устройства в штаб-квартире Демократической партии.
  • Никсон действительно выиграл выборы, переизбравшись на второй срок.
  • Палата представителей инициировала процедуру импичмента Никсона. В 1974 году компрометирующие Никсона аудиозаписи были опубликованы.
  • В августе 1974 года Никсон, не дожидаясь импичмента, сам ушёл в отставку.
  • Следующий президент Джеральд Форд официально помиловал предшественника, что позволило Никсону избежать наказания.
  • Уотергейтский скандал стал случаем, когда президент прижизненно досрочно прекратил исполнение обязанностей.

 

Возникновение «паузы» в советско-американских отноше­ниях — из истории

Президента обвинили в принятии им незаконного решения об установке прослушивающих устройств в штаб-квартире демократической партии в отеле «Уотергейт» в Вашингтоне во время кампании по проведению президентских выборов 1972г.

По американским законам это было серьезное правонарушение.

В случае признания президента виновным, конгресс мог на основании конституции отстранить его от должности, подвергнуть импичменту.

Понимая неизбежность такого оборота событий и упреждая решение конгресса, летом 1974 г. президент Ричард Никсон подал в отставку.

Его место занял вице-президент Джеральд Форд.

Республиканская администрация оказалась объектом критики по всем вопросам ее политики, включая внешнюю.

Курс разрядки в отношениях с СССР стали называть непродуманным, а соглашения с Советским Союзом – невыгодными для Соединенных Штатов.

Ощущая утрату общественной поддержки, республиканцы вели себя крайне осторожно, боясь дальнейшего обострения отношений с конгрессом.

 

Новый президент попытался включиться в переговоры с СССР.

24 ноября 1974 г. состоялась его встреча с Леонидом Ильичом Брежневым во Владивостоке.

По ее завершении было подписано заявление, в котором фиксировались параметры будущего советско-американского соглашения об ограничении наступательных вооружений.

Предполагалось, что СССР и США смогут сохранить пусковые установки баллистических ракет наземного и морского базирования, а также стратегические бомбардировщики в суммарном количестве, не превышающем 2400 единиц.

При этом для пусковых установок баллистических ракет наземного и морского базирования с РГЧ индивидуального наведения устанавливалось ограничение в 1320 единиц.

Второй тур переговоров по ограничению стратегических вооружений ОСВ-2 предполагалось завершить до конца 1975г., а затем приступить к следующей серии обсуждений ОСВ-3.

 

Договоренности 1974 г. осуществить не удалось. Советско-американский диалог приостановился.

Обострение отношений было вызвано срывом советско-американских договоренностей по экономическим вопросам.

Еще в октябре 1972 г. между СССР и США было заключено соглашение о торговле и кредитах, в соответствии с которым стороны на взаимной основе предоставляли друг другу режим наибольшего благоприятствования.

Одновременно было подписано соглашение об урегулировании расчетов между двумя странами по ленд-лизу – поставкам, которые США осуществляли Советскому Союзу во время Второй мировой войны.

До 2000 г. СССР должен был выплатить Соединенным Штатам 722 млн долл.

Осенью 1974 г. эти соглашения поступили на утверждение в конгресс.

По ходу их рассмотрения сенатор-демократ Генри Джексон выступил с заявлением, в котором он изложил факты, иллюстрирующие ограничительную практику СССР в вопросах выезда из Советского Союза граждан, желающих его покинуть.

В частности, было указано на введение советскими властями в 1972 г. положения об обязательной выплате гражданами, подавшими заявления на выезд из СССР, компенсации за полученное ими в Советском Союзе бесплатное высшее образование.

Речь сенатора вылилась в пылкое обвинение советского руководства в нарушении прав человека, прежде всего права свободно покидать свою страну и возвращаться в нее.

 

Закон 1974 г. о внешней торговле и возникновение «паузы» в советско-американских отноше­ниях

Ключевым моментом речи Джексона было предложение внести поправку с Закон 1974 г. о внешней торговле, Trade Act of 1974, в соответствии с которой режим наибольшего благоприятствования в торговле разрешалось применять лишь к тем коммунистическим странам, которые соответствуют критериям соблюдения гражданских свобод и прав человека, включая право на эмиграцию.

В палате представителей конгресса аналогичное предложение внес конгрессмен Чарльз Веник.

Впоследствии оба эти взаимосвязанные предложения были названы «поправкой Джексона – Веника» по именам обоих их авторов.

В принципе эта поправка носила универсальный характер и могла касаться отношений США не только с СССР, но и с Китаем или другими социалистическими странами.

Но в ситуации осени 1974 г. она была направлена прежде всего на то, чтобы обесценить для СССР советско-американское торговое соглашение 972 г.

Борьба вокруг принятия поправки породила атмосферу скандала вокруг всего комплекса советско-американских отношений.

Между тем, до 1974 г. Москва медленно, но явно смягчала эмиграционные правила.

Если в 1970 г. разрешение на выезд из СССР получило несколько сотен человек, то в 1973 г. было выдано 35 тысяч таких разрешений.

Советское руководство и сам Леонид Ильич Брежнев были склонны регулировать вопрос о квотах выезда на основе неформальных договоренностей с США.

Основной массой выезжающих из СССР в этот период были лица еврейской национальности.

Всплески числа желающих покинуть Советский Союз коррелировали с арабо-израильскими войнами.

В 1967 и 1973 гг. проблема еврейской эмиграции приобретала для внешней политики СССР повышенную остроту.

Израильское правительство и руководители Всемирной сионистской организации старались стимулировать прибытие в Израиль переселенцев из Советского Союза, тратя на это значительные финансовые средства.

Было общеизвестно, что более половины лиц, официально выезжавших из СССР по израильским въездным визам, на самом деле ехали в США и страны Западной Европы.

Но какая-то часть эмигрантов на самом деле переселялась в Израиль, пополняя ряды израильской армии.

Арабские страны делали представления советской стороне по поводу того, что выезд «советских евреев» способствует укреплению военной мощи Израиля.

  • Москва старалась учитывать мнение Вашингтона, по возможности не задевая интересы арабских государств.
  • В США понимали это.
  • Но демократам был нужен скандал.

Сенатор Джексон всюду повторял требование увеличить число ежегодных выездов из СССР до 60 тыс.

Ему подыгрывали американские еврейские организации, по разным причинам заинтересованные в притоке еврейского населения как в Израиль, так и в США.

Шумная пропагандистская кампания, развернутая вокруг спора из-за эмиграционных квот, приобрела вызывающий характер по отношению к Москве: американские сенаторы указывали, каким образом надо решать вопросы, относящиеся к внутренней компетенции советского правительства.

Кульминация скандала наступила 13 декабря 1974 г., когда поправка Джексона – Веника была принята.

В январе 1975 году СССР денонсировал советско-американское торговое соглашение 1972 года и прекратил выплаты по ленд-лизу, которые он осуществлял в 1972-1974 гг. 

Это тема — Возникновение «паузы» в советско-американских отноше­ниях и нарастание разногласий по вопросам прав человека

История дипломатии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *