Рафаэль Санти

Рафаэль Санти вместе с Микеланджело и Леонардо да Винчи составляет традиционную триаду великих мастеров Высокого Возрождения.

Рафаэль Санти

Мадонна Конестабиле Рафаэль Санти

 

Рафаэль Санти. Моменты из биографии.

Рафаэль родился в 1483 году, он был моложе Леонардо да Винчи на тридцать один год, Микеланджело — на восемь.

  • Рафаэль – представитель нового поколения эпохи.
  • В 1507 году Рафаэль познакомился с Донато Браманте. Браманте стал его советчиком и покровителем, впоследствии представившим его папе Юлию II в качестве лучшей кандидатуры для работы в Ватикане.
  • Во второй половине 1508 года Рафаэль переехал в Рим, где и провел всю оставшуюся жизнь. Стал официальным художником папского двора.

 

  • Рисуя, Рафаэль рассказывал о себе, что родился он в Урбино в Страстную пятницу 6 апреля 1483 года. Его отец, Джованни деи Санти, был придворным живописцем герцога Урбинского. И сама герцогиня Елизавета Гонзага покровительствовала мальчику.
  • Наутро, в Страстную пятницу 6 апреля 1520 года, Рафаэля Санти не стало. Ровно через 37 лет, день в день, как он родился. Говорят, тот, кто умер в день рождения, прямиком попадает в рай.
  • Рафаэль отписал возлюбленной Маргарите приличное состояние.
  • Маргарита постриглась в монахини и приняла новое имя — Мария.

 

Мадонна Конестабиле находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

«Мадонна Конестабиле» (итал. Madonna Conestabile), это миниатюрное изображение Девы Марии и младенца Христа, принадлежащее кисти Рафаэля Санти.

Картина создана между 1502 и 1504 годами. Рафаэлю в то время было не более двадцати лет. Размер картины удивительно мал: 17,5 × 18 см.

Прежнее название картины: «Мадонна дель Либро» (итал. Madonna del Libro — Мадонна с книгой).

Дева Мария в правой руке держит раскрытую книгу, вероятно, Священное Писание, к которой тянется Младенец.

  • Эта картина считается последней работой, созданной Рафаэлем в юношеском возрасте в Умбрии, до переезда во Флоренцию. Во Флоренции Рафаэль создал около двадцати картин с изображениями Мадонн.
  • Мадонна Конестабиле хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
  • Это одно из двух произведений Рафаэля в российских собраниях.
  • Вторая эрмитажная картина Рафаэля: Мадонна с безбородым Иосифом.

 

Спор о святом таинстве

Станцы Рафаэля (итал. Le Stanze di Raffaello — комнаты Рафаэля, от итал.  stanza — местопребывание, помещение, комната) — анфилада из четырёх помещений на третьем этаже Папского дворца в Ватикане.

  • Наиболее известен комплекс фресок в комнате, известной как «станца делла Сеньятура» (итал. Stanza della Segnatura).

 

Композиции росписей отражают четыре области духовной деятельности человека:

  • Афинская школа — Философию.
  • Диспута — Теологию.
  • Парнас — Поэзию.
  • Мудрость, умеренность и сила. — Правосудие.

 

  • Фреска «Диспута» (итал. La disputa del sacramento — Спор о святом таинстве) — это беседа о таинстве причастия.
  • Фреска «Диспута» в иконографической программе, заданной Папой Юлием II, является главной. Действие, изображённое на фреске, происходит на земле и в небесах. Огромная арка, одновременно архитектурная и небесная, объединяет два мира: землю и небо. Широкие ступени ведут к алтарю, на котором установлена гостия.

 

В верхней части композиции изображена Пресвятая Троица: Бог Отец как Пантократор со сферой в руках, Бог Сын: Христос в сиянии небес и Дух Святой в виде голубя.

  • Над ними ангелы.
  • По сторонам — Богоматерь и Иоанн Креститель, Апостол Пётр и Апостол Павел, окружённые Адамом, Иаковом, Авраамом, Давидом, Моисеем и другими лицами Святого писания.
  • В нижней части композиции изображена сцена богословского диспута о Таинстве евхаристии.
  • В сцене участвуют (по левую строну от алтаря) римские Отцы Церкви: папа Григорий I и Иероним Стридонский, и Августин Блаженный с Амвросием Медиоланским, справа.
  • В диспуте принимают участие другие представители Церкви: Савонарола, епископы, папы Юлий II и Сикст IV.

 

Сикстинская Мадонна Рафаэля Санти

  • «Сикстинская Мадонна» (итал. Madonna di San Sisto a Piacenza, Sacra Conversazione, Madonna Sistina), это известная картина итальянского живописца Рафаэля Санти, созданная по заказу папы Юлия II для церкви монастыря Сан-Систо в Пьяченце.

С 1754 года Сикстинская Мадонна Рафаэля Санти находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Но так было не всегда.

  • В конце Второй мировой войны в январе 1945 года «Сикстинская мадонна», как и другие картины Дрезденской галереи, были спрятаны немцами в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от Дрездена. Благодаря этому они уцелели при бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией 13—15 февраля 1945 года.
  • В мае того же года картины были обнаружены специально организованной группой советских военнослужащих под командованием младшего лейтенанта Леонида Рабиновича.

 

  • После войны картина была вывезена в СССР и хранилась в запасниках Государственного музея изобразительных искусств в Москве. Возвращена в Дрезден в качестве политического жеста ГДР в октябре 1955 года вместе с другими картинами дрезденской галереи.
  • Перед этим «Сикстинская Мадонна» была представлена московской публике.
  • На проводы «Сикстинской Мадонны» писатель В. С. Гроссман откликнулся одноимённым рассказом, в котором бывший военный корреспондент связал знаменитый образ с собственными воспоминаниями о погибших в нацистском концентрационном лагере Треблинка:

Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке.

 

Спасение шедевров искусства Дрездена Советской Армией

  • Вот что рассказывал генеральный директор государственных собраний Дрездена, профессор, доктор Манфред Бахман.
  • «Никогда не забуду страшную ночь 13 февраля 1945 года. Я, семнадцатилетний мальчишка, с ужасом смотрел на зловещее багровое зарево пожара. Таковы были кошмарные итоги бомбежки в ту февральскую ночь, когда англо-американские эскадрильи смели с лица земли один из красивейших старинных городов Европы. Уничтожили десятки памятников архитектуры, разрушили знаменитый Цвингер — гордость Дрездена.»

 

Мы входим с профессором Бахманом в Цвингер. Рядом со входом на стене укреплена металлическая доска с выгравированными словами:

«Спасение шедевров искусства Дрездена Советской Армией является выдающимся подвигом социалистического гуманизма, событием большого исторического значения. На вечные времена наша благодарность народам Советского Союза».

Бахман: «Тысячи, тысячи людей ежедневно читают эту торжественную надпись, сделанную на двух языках — русском и немецком.»

 

Литература

  • Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 1. Л.: Аврора, 1976. С. 126.
  • Коровина Елена Анатольевна. Великие загадки мира искусства. Загадка Сикстинской Мадонны.
  • Гращенков В. Н. Об искусстве Рафаэля // Рафаэль и его время. — М.: Наука, 1986. — С. 7.
  • Власов В. Г. Рафаэль Санти // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 220.
  • Ильченко Н. М., Пепеляева С. В. «Сикстинская Мадонна» Рафаэля в восприятии В. А. Жуковского и Ф. М. Достоевского // Вестник Вятского государственного университета, 2016.
  • Данилова И. Русские писатели и художники XIX века о Дрезденской галерее // Алпатов М., Данилова И. Старые мастера в Дрезденской галерее. М.: Искусство, 1959.
  • Christian K. Vision and the Visionary in Raphael. — Penn State Press: 2011.
  • Schneider Adams, Laurie. Italian Renaissance Art. Boulder: Westview Press, 2001. С. 346.

Все статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *