Ялтинская (Крымская) конференция. «Большая тройка» собралась в Ялте 4-11 февраля 1945 г.
В Конференции приняли участие руководители трёх союзных держав: Председатель Совета Народных Комиссаров СССР И. В. Сталин, Премьер-Министр Великобритании У. Черчилль, Президент Соединенных Штатов Америки Ф. Д. Рузвельт.
Ялтинская конференция союзных держав, это вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трёх стран антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании, во время Второй мировой войны, посвящённая установлению послевоенного мирового порядка.
Ялтинская (Крымская) конференция, — участники:
- Иосиф Виссарионович Сталин, Руководитель СССР с 21 января 1924 года до дня смерти 5 марта 1953 года.
- Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании в 1940—1945 и с 1951по 1955 годах.
- Франклин Делано Рузвельт, 32-й президент США, срок президентских полномочий с 4 марта 1933 г. до дня смерти 12 апреля 1945 г.
Перед Ялтой британская и американская делегации встретились на Мальте; это, однако, не сняло ряда противоречий.
Рузвельт был твердо намерен вести сотрудничество с СССР. По его мнению, СССР, в отличие от Великобритании, не был империалистической державой, а Рузвельт считал ликвидацию колониальной системы одним из приоритетов послевоенного урегулирования.
Рузвельт вёл сложную дипломатическую игру: с одной стороны, Великобритания продолжала оставаться его ближайшим союзником, и атомный проект осуществлялся с ведома Лондона, но в тайне от Москвы.
С другой стороны, советско-американское сотрудничество, на взгляд президента, позволяло осуществлять глобальное регулирование системы международных отношений.
Ялтинская (Крымская) конференция. «Большая тройка» вернулась к вопросу о судьбе Германии.
Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, конференция не установила процедуру расчленения или хотя бы его примерные территориальные контуры.
Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет.
Однако Сталин не хотел включать Францию в Контрольную Комиссию, и Рузвельт поначалу с готовностью с ним согласился.
Ни Рузвельт, ни Сталин включать Францию в число великих держав не хотели. Однако в конце концов Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, то это заставит де Голля быть более уступчивым. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился.
Советская сторона подняла вопрос о репарациях, предлагая две формы их: вывоз оборудования и ежегодные платежи. Она также предложила создать комиссию по репарациям в Москве.
Однако конечная сумма репараций установлена не была. На последнем настаивала британская сторона.
Рузвельт же благожелательно воспринял советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, из которых 50 процентов должны были быть выплачены Советскому Союзу.
Усеченное советское предложение о членстве советских республик в ООН было принято, однако их число было ограничено двумя (Молотов предлагал две-три — Украину, Белоруссию и Литву, мотивируя это тем, что Британское Содружество представлено в полном составе).
Было решено провести учредительную конференцию ООН в США в апреле.
Советская сторона согласилась с американским предложением, согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог голосовать, если вопрос касался его. Рузвельт воспринял советскую уступку с воодушевлением.
Рузвельт серьезно относился к принципу опеки ООН над колониальными территориями.
Когда американская сторона представила соответствующий документ в Ялте, Черчилль вознегодовал. Он заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи.
Как, спрашивал Черчилль, апеллируя к СССР, отнесся бы Сталин к предложению интернационализировать Крым?
Американская сторона, отступая, заявила, что в виду имелись территории, отвоеванные у врага, — например, острова в Тихом океане.
Согласились на том, что американское предложение распространяется на подмандатные территории Лиги наций, территории, отобранные у противника, и территории, которые добровольно согласятся на надзор ООН.
Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с малыми европейскими государствами. Сталин не оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой всё еще шли бои.
В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей коммунистам.
В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 г. в Москве, — рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.
Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, на период, предшествовавший Ялте, соблюдали паритет в Югославии, где руководитель югославских партизан Иосип Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной.
В Ялте паритет был, в общем, подтвержден, хотя практическое урегулирование ситуации в Югославии было предусмотрено не так, как его хотел видеть Черчилль.
Черчилля беспокоило также территориальное урегулирование между Югославией и Австрией и Югославией и Италией. В Ялте было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.
Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем, что СССР не консультировался с ними в решении политических проблем Румынии и Болгарии.
Ситуация в Венгрии, где советская сторона опять-таки исключила западных союзников из процесса политического урегулирования, подробно не обсуждалась.
В общем, в Ялте де-факто подразумевалось, что вся Восточная Европа остается в советской сфере влияния.
Это было отходом от «процентной дипломатии», однако Великобритания могла надеяться на некоторую корректировку советской позиции в ходе послевоенного урегулирования.
Американская сторона представила в Ялте документ, названный «Декларация об освобожденной Европе».
Она основывалась на тех же демократических принципах, что и предшествующие документы того же порядка.
Главы союзных правительств, в частности, обязались согласовывать друг с другом свою политику по разрешению демократическими методами политических и экономических проблем освобожденных стран в период «временной» нестабильности.
Союзники обязались создавать условия для установления демократических форм правления через свободные выборы. Декларация была принята. Однако она оставалась голословным документом, не имеющим практической ценности.
Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени просоветское правительство уже перебралось в Варшаву из Люблина, но по-прежнему именовалось западными державами «люблинским».
Рузвельт, поддержанный Черчиллем, предложил, чтобы СССР вернул Польше Львов.
Однако и Рузвельта, и Черчилля вопрос о польских границах занимал не слишком; польская независимость — вот что стояло на повестке дня.
Сталин повторил свою позицию: западная граница Польши должна быть передвинута, восточная — проходить по линии Керзона, варшавское правительство с польским лондонским дела иметь не будет.
Черчилль заявил, что, по его сведениям, люблинское правительство представляет взгляды не больше трети поляков, и ситуация может привести к кровопролитию, арестам и депортациям.
Сталин согласился на включение в польское временное правительство некоторых «демократических» лидеров из польских эмигрантских кругов.
Рузвельт предлагал создание президентского совета в Польше, состоящего из представителей различных сил, который бы сформировал польское правительство, однако вскоре снял свое предложение.
Последовали долгие дискуссии. В конечном счете было решено реорганизовать временное польское правительство на «широкой демократической основе» и провести как можно скорее свободные выборы.
Все три державы обязались установить дипломатические отношения с реорганизованным правительством.
Восточная граница Польши определялась по «линии Керзона»; территориальные приращения за счет Германии были упомянуты расплывчато. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до мирной конференции.
Было заключено соглашение по вступлению СССР в войну против Японии через два-три месяца после окончания войны в Европе.
В ходе раздельных переговоров Сталина с Рузвельтом и Черчиллем была достигнута договоренность об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке.
Сталин выдвинул следующие условия: сохранение статуса Монголии, возвращение России Южного Сахалина и прилегающих островов, интернационализация порта Далянь (Дальний), восстановление военно-морской базы в Порт-Артуре, совместное советско-китайское владение КВЖД и ЮМЖД, передача СССР Курильских островов. По всем этим вопросам с западной стороны инициатива уступки принадлежала Рузвельту.
Ялтинская (Крымская) конференция.