Введение. Международное регулирование после 1991 г.
Распад Советского Союза полностью изменил характер международного взаимодействия.
- Исчез водораздел между двумя противостоявшими блоками. Перестала существовать подсистема международных отношений, основой которой был «социалистический лагерь».
- Особенностью этой грандиозной трансформации был ее преимущественно мирный характер.
- Распад СССР сопровождался конфликтами, но ни один из них не вылился в крупную войну, способную угрожать общему миру в Европе или Азии.
- Глобальная стабильность сохранилась, хотя интересам национальной безопасности многих стран (СССР, СФРЮ, Азербайджана, Грузии, Таджикистана и др.) был нанесен сокрушительный или очень существенный ущерб.
- Всеобщий мир и преодоление полувекового раскола международной системы были обеспечены ценой разрушения многонациональных государств.
Лозунг: СССР — оплот мира во всём мире!
Введение. Международное регулирование после 1991 г.
- Трагедии государственного распада оборачивались обнадеживающей тенденцией к восстановлению политического единства мира.
- В начале 1990-х годов эта тенденция воспринималась в бывших социалистических странах через призму наивных ожиданий лучшей жизни, освобождения личности и роста благосостояния.
- Горечь утраты государственности сопрягалась с надеждами на обретение свободы через демократизацию.
- Демократизация большой группы бывших социалистических стран почти на десятилетие стала важнейшей чертой международных отношений.
- Но другой их характеристикой оказалось падение управляемости международной системы, которое вылилось в кризис миро-системного регулирования первой половины 1990-х годов.
- Старые механизмы международного управления опирались на «конфронтацию по правилам» между СССР и США и соблюдение их союзниками «блоковой дисциплины» – регламентов поведения по принципу «равнения на старшего» в рамках НАТО и Варшавского договора. Прекращение конфронтации и распад ОВД подорвали эффективность такой системы.
- Предстояло заново сформулировать стоящие перед ООН задачи, по возможности сделав ее не формальной, а реальной основой международного регулирования.
- Для этого требовалось провести реформу ООН. Тогда можно было бы рассчитывать на гармонизацию международных отношений и их упорядочение с учетом интересов всех стран мира.
Российская Федерация, ставшая правопреемницей и право-продолжательницей Союза ССР, тоже опасалась реформы ООН.
Литература
- Барсенков А. С., — Введение в современную историю России: 1985—1991 годы.
- Семёнов Ю. И. — Россия: Что с ней случилось в XX веке.
История Дипломатии – список статей