Введение. Международное регулирование после 1991 г.

Введение. Международное регулирование после 1991 г. 

Распад Советского Союза полностью изменил характер международного взаимодействия.

  • Исчез водораздел между двумя противостоявшими блоками. Перестала существовать подсистема международных отношений, основой которой был «социалистический лагерь».
  • Особенностью этой грандиозной трансформации был ее преимущественно мирный характер.
  • Распад СССР сопровождался конфликтами, но ни один из них не вылился в крупную войну, способную угрожать общему миру в Европе или Азии.
  • Глобальная стабильность сохранилась, хотя интересам национальной безопасности многих стран (СССР, СФРЮ, Азербайджана, Грузии, Таджикистана и др.) был нанесен сокрушительный или очень существенный ущерб.
  • Всеобщий мир и преодоление полувекового раскола международной системы были обеспечены ценой разрушения многонациональных государств.

 

Лозунг: СССР — оплот мира во всём мире!

 

Введение. Международное регулирование после 1991 г. 

  • Трагедии государственного распада оборачивались обнадеживающей тенденцией к восстановлению политического единства мира.
  • В начале 1990-х годов эта тенденция воспринималась в бывших социалистических странах через призму наивных ожиданий лучшей жизни, освобождения личности и роста благосостояния.

 

  • Горечь утраты государственности сопрягалась с надеждами на обретение свободы через демократизацию.
  • Демократизация большой группы бывших социалистических стран почти на десятилетие стала важнейшей чертой международных отношений.
  • Но другой их характеристикой оказалось падение управляемости международной системы, которое вылилось в кризис миро-системного регулирования первой половины 1990-х годов.
  • Старые механизмы международного управления опирались на «конфронтацию по правилам» между СССР и США и соблюдение их союзниками «блоковой дисциплины» – регламентов поведения по принципу «равнения на старшего» в рамках НАТО и Варшавского договора. Прекращение конфронтации и распад ОВД подорвали эффективность такой системы.

 

  • Предстояло заново сформулировать стоящие перед ООН задачи, по возможности сделав ее не формальной, а реальной основой международного регулирования.
  • Для этого требовалось провести реформу ООН. Тогда можно было бы рассчитывать на гармонизацию международных отношений и их упорядочение с учетом интересов всех стран мира.

Российская Федерация, ставшая правопреемницей и право-продолжательницей Союза ССР, тоже опасалась реформы ООН.

 

Литература

  • Барсенков А. С., — Введение в современную историю России: 1985—1991 годы.
  • Семёнов Ю. И. — Россия: Что с ней случилось в XX веке.

 

История Дипломатии – список статей

История Международных отношений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *