Вопрос об итало-югославской границе и завершение работы по проектам мирных договоров с германскими союзниками

Вопрос об итало-югославской границе и завершение работы по проектам мирных договоров с германскими союзниками в период с 1945 по 1955 г.

Вопрос об итало-югославской границе

Вопрос об итало-югославской границе

Согласование текстов мирных договоров обеспечила только третья сессия СМИД в Нью-Йорке в ноябре-декабре 1946 г. Крайне сложно решался вопрос об итало-югославской границе.

  • Соглашение 1945 года между И.Б. Тито и американо-британскими силами по Триесту выполнялось, но оно носило временный характер.

Иосип Броз Тито — президент Югославии с 1945 года вплоть до своей смерти в 1980 году.

На второй сессии СМИД весной 1946 года Франция внесла компромиссный проект.

  • Согласно которому Словенское Поморье и восточная (основная) часть Юлийской Крайны должны были войти в состав Югославии.
  • Западная (Триест и небольшая зона вокруг него) – в особое образование Свободную территорию.
  • Триест под управлением и защитой СБ ООН.

Этот проект был принят, но немедленно возник спор о том, каким именно образом следовало управлять Свободной территорией. Американо-британские силы продолжали оставаться на линиях соглашения 1945 г.

СССР боялся превращения порта Триест в военно-морскую базу США и Британии и требовал гарантий против такого оборота событий.

Формула политического решения

  • Для включения в проект мирного договора с Италией была выработана крайне сложная формула политического решения, имевшая мало шансов быть воплощенной на практике.

Советский Союз добился от США и Британии согласия предоставить Триесту статус свободного порта, а всей Свободной территории Триеста – режим демилитаризованной и нейтральной зоны.

  • Западные партнеры согласились на эти предложения, по-видимому, не имея намерения выполнять принимаемые обязательства.

Жесткость позиции СССР пошла во вред интересам Югославии. Она не обеспечила ей выигрыша по сравнению с договоренностями о разделе зоны Триеста в 1945 г., но внесла напряженность в отношения Белграда с Лондоном и Вашингтоном.

 

5 мая 1954 года было подписано соглашение об урегулировании проблемы Триеста.

Никаких рычагов давления, способных заставить США и Британию выполнять соглашения, у СССР и у Югославии не было. Триест не был демилитаризован, и в нем остались американо-британские войска.

Только восемь лет спустя, 5 мая 1954 г., в Лондоне Италия, Югославия, Великобритания и США без участия Советского Союза подписали соглашение об урегулировании проблемы Триеста.

  • В дополнение к территории, оговоренной в решении второй сессии СМИД 1946 г. к Югославии перешла южная часть бывшей Свободной территории Триест, а к Италии – ее северная часть с самим Триестом.

26 октября 1954 года из зоны Триеста были выведены американо-британские войска.

  • Другие территориальные вопросы на третьей сессии СМИД решились проще.

Державы-победительницы стремились свести к минимуму новые территориальные изменения.

  • Греко-албанские и греко-болгарские взаимные претензии были оставлены без внимания.
  • По вопросу о гарантиях «равных возможностей» в Восточной Европе СССР был вынужден в принципе согласиться с требованием западных держав, но с оговоркой о том, что таковые гарантии будут действовать не дольше 18 месяцев.
  • Западные державы понимали, в чем состояла уловка Москвы, но они надеялись прежде удалить из Восточной Европы советские войска, полагая, что потом на ситуацию там станет легче оказывать влияние.

Советская сторона, по сути, отвергла предложения о гарантии равных прав в экономической и иной деятельности гражданам союзных государств на территории бывших вражеских стран.

Доступ представителям американского и британского бизнеса в занятые Советской Армией страны Восточной и Центральной Европы был фактически закрыт.

 

Дипломатический ход на Дунае

Наиболее сложным для урегулирования в Нью-Йорке оказался дунайский вопрос.

  • На второй сессии СМИД в Париже США и Британия предложили проект интернационализации судоходства по этой речной магистрали.
  • Это был остроумный дипломатический ход, поскольку осуществление такого плана предполагало участие иностранного бизнеса в коммерческой деятельности на Дунае.
  • Значит, хотя и в ограниченных масштабах, реализацию права на «равные возможности», в котором СССР и коммунистические правительства стран Восточной Европы отказывали Западу.

Компромисс по дунайской проблеме достигнут не был.

  • Обсуждение было решено перенести на специальную конференцию дунайских стран с участием США, Великобритании и Франции.
  • Третья сессия СМИД открыла путь к официальному подписанию мирных договоров с бывшими германскими союзниками.

История международных отношений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *