Роль ООН и ее Устава в качестве фундамента современного миропорядка отражена в интервью заместителя Министра иностранных дел России Сергея Васильевича Вершинина МИЦ «Известия», 21 марта 2025 г.
- Ниже приведены фрагменты из интервью.
- Полностью прочесть интервью можно на официальном сайте МИД РФ – ссылка внизу статьи.
В 2025 году ООН – 80 лет со дня своего образования
С.В.Вершинин: 80-летие ООН – важнейшее событие как для России, так и для всего мирового сообщества. Всемирная организация остается уникальным по своей представленности, легитимности и универсальности международным форумом. Пока не придумано более совершенной площадки для многосторонней дипломатии. Уверен, что по мере ускорения процесса формирования многополярного миропорядка важность Организации будет неуклонно возрастать.
- Наша страна сыграла определяющую роль в учреждении и становлении ООН. По сути, на основе советских предложений были утверждены модальности ее функционирования.
- 26 июня 1945 года в ходе конференции в Сан-Франциско на тот момент Посол СССР в США А.А.Громыко поставил подпись под Уставом ООН, в результате чего Советский Союз стал одним из ее основателей.
- Победа во Второй мировой войне. Героический подвиг миллионов солдат и простых граждан СССР, а также других государств антигитлеровской коалиции проложил путь к созданию организации. В качестве державы, внесшей наиболее весомый вклад в Великую Победу, Советский Союз занял кресло постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Роль ООН и ее Устава в качестве фундамента современного миропорядка.
- С.В.Вершинин: Именно в учредительном документе организации зафиксированы основополагающие международно-правовые принципы, сформировавшие своего рода «кодекс поведения» на мировой арене, включая суверенное равенство государств, невмешательство в их внутренние дела и право народов на самоопределение. Нужно лишь, чтобы страны его неукоснительно соблюдали. Причем делали это во всей совокупности и взаимосвязи.
На ум приходит известная, но оттого не менее актуальная цитата второго Генерального секретаря Организации Д.Хаммаршельда:
«ООН была создана не для того, чтобы привести человечество в рай, но, чтобы спасти его от ада».
Разочарование в организации по большей части вызвано завышенными ожиданиями в отношении ее возможностей.
Нереалистично думать, что ООН в состоянии разом решить все мировые проблемы.
- Преодоление многих из них подчас требует десятилетий, в ходе которых государства скрупулезно стремятся нащупать «общие знаменатели». Главное – у нас есть универсальная площадка, где можно вести такую взаимоуважительную работу, на основе равенства всех государств.
- Одной из основных платформ для продвижения интересов мирового большинства становится Группа друзей в защиту Устава ООН (ГДУ), созданная в 2021 году. Это объединение не нацелено против кого-либо, его единственная задача – отстоять универсальные международно-правовые нормы.
О своевременности реформы ООН
Своевременность реформы ООН ни у кого не может вызывать сомнений. Именно в ее стенах «бьется пульс» мировой политики, и она должна максимально точно отражать текущие процессы становления подлинной многополярности.
- В подобной ситуации нет иного варианта, кроме как продолжать дискуссии относительно приемлемой для всех модели преобразований.
В этом судьбоносном вопросе нет места спешке: вероятная реформенная формула должна обрести поддержку со стороны подавляющего большинства государств-членов, а в идеале – их консенсусное одобрение.
Иначе мы получим Организацию, не пользующуюся всеобщим уважением. Велика вероятность, что при таком сценарии у целого ряда стран возникнет желание вовсе покинуть ООН, и тогда ооноцентричная архитектура «пойдет прахом». Поэтому мы и против попыток обусловить форсированное продвижение на реформенном треке ссылками на 80-летие ООН или на де-факто неконсенсусные документы типа «Пакта будущего».
- Россия как государство-основатель Организации принимает самое деятельное участие в реформенных дискуссиях. Наша позиция проста: любые начинания должны быть нацелены на реальное превышение эффективности и авторитета ООН. Особое внимание надлежит уделить повышению роли мирового большинства во всех органах ооновской системы соразмерно его крепнувшему авторитету.
- Обязательное условие продуктивной реформы ООН – сохранение межправительственной природы Организации. Нельзя забывать, что обязательства, вытекающие из ее Устава, несут только государства-члены.
Совет Безопасности
Эффективное переустройство ООН невозможно без качественного преобразования ее без преувеличения ключевого органа – Совета Безопасности.
Необходимость придания ему более представительного характера очевидна: его нынешняя структура не отвечает текущим многополярным реалиям.
Повестка – 2030
- Был задан вопрос: Под эгидой ООН активно развивается и сотрудничество в социально-экономической сфере. Как Вы оцениваете результаты работы по Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года?
Ответ Вершинина: Россия рассматривает Повестку-2030 как консолидирующий фактор, требующий объединения усилий мирового сообщества и мобилизации доступных ресурсов. Выступаем за комплексный, инклюзивный и недискриминационный подход к выполнению Повестки-2030.
- К сожалению, на сегодняшний день реализация Повестки-2030 сталкивается с серьезнейшими проблемами.
- Дефицит финансирования содержащихся в ней целей устойчивого развития (ЦУР) составляет около 4 трлн долл. США в год. По данным секретариата ООН, лишь 17% из указанных в Повестке-2030 169 задач выполняются в рамках плановых показателей, примерно по 48% прогресс минимальный, а по 35% наблюдается стагнация или даже регресс.
Инфляция и долговое бремя усугубляют положение.
- 25 наименее развитых стран тратят 20% своих бюджетных доходов на обслуживание внешнего долга.
- С 2011 года количество стран с высоким уровнем задолженности выросло с 22 до 59.
- Государства Африки тратят на обслуживание долга в 4 раза больше, чем США, и в 8 раз больше, чем Германия.
- Наиболее высокие процентные ставки действуют для государств Африки, Латинской Америки, Азии и тихоокеанского региона.
О потенциале Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО)
Сергей Васильевич: На сегодняшний день ФАО остается одной из ключевых структур системы ООН. Она оказывает странам-членам содействие в усовершенствовании их продовольственных систем, а также обеспечении глобальной продовольственной безопасности в целом. Спектр реализуемых по линии данной структуры программ чрезвычайно широк.
- В частности, ФАО успешно консультирует национальные правительства в сфере эффективной аграрной политики, содействует передаче новых технологий, формирует эффективные системы использования земельных, водных, лесных и рыбных ресурсов, а также охраны окружающей среды.
- Кроме того, Организация занимается разработкой международных стандартов качества на различные виды сельхозпродукции, которые применяются в международной торговле с учетом требований ВТО.
- Активно действует совместная с ВОЗ Комиссия «Кодекс Алиментариус». Россия неизменно участвует во всех упомянутых областях отраслевого международного сотрудничества, и роль нашей страны и усилий профильных ведомств значительны.
Значение ООН в климатическом процессе
С.В.Вершинин: Значение ООН в климатическом процессе трудно переоценить.
Центральную роль в межправительственных дискуссиях и выработке коллективных решений по мерам реагирования на этот глобальный вызов играют механизмы Всемирной организации – Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) и Парижское соглашение.
Убеждены, что данная «площадка» ООН должна и впредь сохранять за собой статус уникального переговорного механизма по вопросам борьбы с изменением климата.
Что планирует предложить Россия по направлению международной информбезопасности (МИБ) в ООН в 2025 году?
С.В.Вершинин: Знаковым событием в юбилейный для ООН год станет подписание Конвенции ООН против киберпреступности.
Напомню, что этот первый универсальный международный договор в сфере МИБ был разработан по инициативе нашей страны и одобрен Генассамблеей в декабре. Церемония подписания документа должна состояться в июле в Ханое.
- Вступление договора в силу позволит его участникам приступить к взаимодействию в рамках предусмотренных Конвенцией механизмов борьбы с киберкриминалом.
- Параллельно на площадке Спецкомитета ООН будет вестись работа по подготовке доппротоколов, призванных расширить охват документа на различные виды преступлений с использованием ИКТ, в том числе в террористических и экстремистских целях, для торговли наркотиками и оружием и пр.
- В 2025 году нам предстоит определиться с форматом будущего переговорного процесса по МИБ в контексте международной безопасности.
Источники
- Роль ООН и ее Устава в качестве фундамента современного миропорядка. Интервью заместителя Министра иностранных дел России С.В.Вершинина МИЦ «Известия», 21 марта 2025 года — mid.ru/ru/foreign_policy/news/2004319
- Из биографии С.В.Вершинина на сайте МИД РФ — mid.ru/ru/about/structure/deputy_ministers/579805