Правила хорошего письма

Правила хорошего письма, это 40 рекомендаций Умберто Эко в переводе и в оригинале на итальянском.

 

Правила хорошего письма

Umberto Eco

  • Умберто Эко — Umberto Eco, писатель, философ. Родился в Алессандрии, Пьемонте, Италия, 5 января 1932 года. Умер в 84 года 19 февраля 2016 года в Милане, Италия.
  • Многие знают его по роману «Имя розы» — Il nome della rosa.

«Книги созданы не для того, чтобы им верили, а для того, чтобы их исследовали. Когда мы рассматриваем книгу, мы должны спрашивать себя не о том, что она говорит, а о том, что она означает…» — Умберто Эко, «Имя розы».

Книги Умберто Эко – несколько из полного списка по годам

  • 1956 Эстетическая проблема в Сент-Томасе
  • 1959 Развитие средневековой эстетики
  • 1962 Открытие Оперы
  • 1968 Определение искусства
  • 1977 Как сделать дипломную работу
  • 1980 Имя розы
  • 1983 Семь лет желаний
  • 1988 Маятник Фуко
  • 1998 Между ложью и иронией
  • 2000 Пакет Минервы
  • 2000 Баудолино
  • 2013 История легендарных земель и мест
  • 2014 Номер ноль

Правила хорошего письма – перевод рекомендаций Умберто Эко

  1. Избегайте аллитераций, даже если они соблазняют дураков.
  2. Дело не в том, что следует избегать сослагательного наклонения, а в том, что оно используется при необходимости.
  3. Избегайте клише: это подогретый суп.
  4. Выражайте себя во время еды.
  5. Не используйте коммерческие акронимы, аббревиатуры и т. д.
  6. Помните (всегда), что скобки (даже если они кажутся необходимыми) прерывают нить обсуждения.
  7. Будьте осторожны, чтобы не вызвать… расстройство желудка.
  8. Используйте как можно меньше кавычек: это не «хорошо».
  9. Никогда не обобщайте.
  10. Иностранные слова вовсе не bon ton.
  11. Будьте скупы на цитаты. Эмерсон справедливо сказал: «Я ненавижу кавычки. Просто скажи мне, что ты знаешь».
  12. Сравнения подобны клише.
  13. Не будьте лишним; не повторяйте одно и то же дважды; повторение излишне (под избыточностью мы понимаем бесполезное объяснение того, что читатель уже понял).
  14. Вульгарными словами пользуются только придурки.
  15. Всегда будьте более или менее конкретными.
  16. Гипербола — самый необычный из выразительных приемов.
  17. Не составляйте предложения из одного слова. Устраните их.
  18. Остерегайтесь слишком смелых метафор: это перья на чешуе змеи.
  19. Ставьте запятые в нужном месте.
  20. Различать функцию точки с запятой и функции двоеточия: даже если это нелегко.
  21. Если вы не можете найти подходящее итальянское выражение, никогда не используйте диалектное выражение: песо э! такон дель бузо.
  22. Не используйте неконгруэнтные метафоры, даже если они кажутся «поющими»: они подобны лебедю, который сходит с рельсов.
  23. Действительно ли нужны риторические вопросы?
  24. Будьте кратки, старайтесь сгущать свои мысли до как можно меньшего количества слов, избегая длинных предложений — или обрывочных предложений, неизбежно сбивающих с толку нерадивого читателя, — чтобы ваша речь не способствовала загрязнению информации, которая безусловно есть (особенно когда бесполезно напичканный бесполезными или, по крайней мере, не необходимыми подробностями) одна из трагедий нашего времени, над которой доминирует власть СМИ.
  25. Акценты не должны быть ни неправильными, ни бесполезными, потому что тот, кто их делает, не прав.
  26. Неопределенный артикль не ставится апострофом перед существительным мужского рода.
  27. Не будьте категоричны! Будь парк с восклицаниями!
  28. Даже самые отъявленные любители варварства не используют иностранные термины во множественном числе.
  29. Точно произносите иностранные имена, такие как Бодлер, Рузвельт, Ницше и им подобные.
  30. Назовите авторов и персонажей, о которых вы говорите, прямо, без перифраз. Так поступил и величайший ломбардский писатель девятнадцатого века, автор «5 мая».
  31. В начале речи используйте captatio benevolentiae, чтобы заискивать перед читателем (но, может быть, вы настолько глупы, что даже не понимаете, что я вам говорю).
  32. Относитесь щепетильно к орфографии.
  33. Излишне говорить вам, насколько приторны предсказания.
  34. Не заворачивайтесь слишком часто. По крайней мере, не тогда, когда это не нужно.
  35. Никогда не используйте множественное число majestatis. Мы считаем, что это производит плохое впечатление.
  36. Не путайте причину со следствием: вы были бы неправы и, следовательно, были бы неправы.
  37. Не стройте предложений, в которых вывод логически не следует из посылок: если бы все так поступали, то посылки следовали бы из выводов.
  38. Не балуйтесь архаизмами, apax legomena или другими необычными лексемами, а также ризомными глубинными структурами, которые, хотя и кажутся вам столькими прозрениями грамматических различий и приглашениями к деконструктивному дрейфу, — но было бы еще хуже, если бы они доказали быть нежелательным для пристального внимания тех, кто читает откровенно экдотичное, — в любом случае превышают когнитивные способности получателя.
  39. Вам не нужно быть многословным, но вы также не должны говорить меньше, чем что.
  40. Предложение должно быть законченным.» — Умберто Эко

Le regole per scrivere bene (adattate da Umberto Eco)

  1. Evita le allitterazioni, anche se allettano gli allocchi.
  2. Non è che il congiuntivo va evitato, anzi, che lo si usa quando necessario.
  3. Evita le frasi fatte: è minestra riscaldata.
  4. Esprimiti siccome ti nutri.
  5. Non usare sigle commerciali & abbreviazioni etc.
  6. Ricorda (sempre) che la parentesi (anche quando pare indispensabile) interrompe il filo del discorso.
  7. Stai attento a non fare… indigestione di puntini di sospensione.
  8. Usa meno virgolette possibili: non è “fine”.
  9. Non generalizzare mai.
  10. Le parole straniere non fanno affatto bon ton.
  11. Sii avaro di citazioni. Diceva giustamente Emerson: “Odio le citazioni. Dimmi solo quello che sai tu.”
  12. I paragoni sono come le frasi fatte.
  13. Non essere ridondante; non ripetere due volte la stessa cosa; ripetere è superfluo (per ridondanza s’intende la spiegazione inutile di qualcosa che il lettore ha già capito).
  14. Solo gli stronzi usano parole volgari.
  15. Sii sempre più o meno specifico.
  16. L’iperbole è la più straordinaria delle tecniche espressive.
  17. Non fare frasi di una sola parola. Eliminale.
  18. Guardati dalle metafore troppo ardite: sono piume sulle scaglie di un serpente.
  19. Metti, le virgole, al posto giusto.
  20. Distingui tra la funzione del punto e virgola e quella dei due punti: anche se non è facile.
  21. Se non trovi l’espressione italiana adatta non ricorrere mai all’espressione dialettale: peso e! tacòn del buso.
  22. Non usare metafore incongruenti anche se ti paiono “cantare”: sono come un cigno che deraglia.
  23. C’è davvero bisogno di domande retoriche?
  24. Sii conciso, cerca di condensare i tuoi pensieri nel minor numero di parole possibile, evitando frasi lunghe — o spezzate da incisi che inevitabilmente confondono il lettore poco attento — affinché il tuo discorso non contribuisca a quell’inquinamento dell’informazione che è certamente (specie quando inutilmente farcito di precisazioni inutili, o almeno non indispensabili) una delle tragedie di questo nostro tempo dominato dal potere dei media.
  25. Gli accenti non debbono essere nè scorretti nè inutili, perchè chi lo fà sbaglia.
  26. Non si apostrofa un’articolo indeterminativo prima del sostantivo maschile.
  27. Non essere enfatico! Sii parco con gli esclamativi!
  28. Neppure i peggiori fans dei barbarismi pluralizzano i termini stranieri.
  29. Scrivi in modo esatto i nomi stranieri, come Beaudelaire, Roosewelt, Niezsche, e simili.
  30. Nomina direttamente autori e personaggi di cui parli, senza perifrasi. Così faceva il maggior scrittore lombardo del XIX secolo, l’autore del 5 maggio.
  31. All’inizio del discorso usa la captatio benevolentiae, per ingraziarti il lettore (ma forse siete così stupidi da non capire neppure quello che vi sto dicendo).
  32. Cura puntiliosamente l’ortograffia.
  33. Inutile dirti quanto sono stucchevoli le preterizioni.
  34. Non andare troppo sovente a capo. Almeno, non quando non serve.
  35. Non usare mai il plurale majestatis. Siamo convinti che faccia una pessima impressione.
  36. Non confondere la causa con l’effetto: saresti in errore e dunque avresti sbagliato.
  37. Non costruire frasi in cui la conclusione non segua logicamente dalle premesse: se tutti facessero così, allora le premesse conseguirebbero dalle conclusioni.
  38. Non indulgere ad arcaismi, apax legomena o altri lessemi inusitati, nonché deep structures rizomatiche che, per quanto ti appaiano come altrettante epifanie della differanza grammatologica e inviti alla deriva decostruttiva – ma peggio ancora sarebbe se risultassero eccepibili allo scrutinio di chi legga con acribia ecdotica – eccedano comunque le competente cognitive del destinatario.
  39. Non devi essere prolisso, ma neppure devi dire meno di quello che.
  40. Una frase compiuta deve avere. — Umberto Eco

Источник: оф сайт Umberto Eco umbertoeco.it

Карта сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.