Положение на Корейском полуострове и «ядерная тревога» 1994 г
- В середине 1990-х годов Южная Корея была вторым по значению после Японии стратегическим союзником США в АТР.
Положение на Корейском полуострове и «ядерная тревога» 1994 г. — из истории
19 ноября 1992 г. был подписан Договор об основах отношений между Россией и Южной Кореей, после чего эта страна стала единственным американским партнером, с которым Россию связывает политический договор.
Южная Корея добилась укрепления своих международно-политических позиций за счет установления дипломатических отношений с Советским Союзом (в январе 1990 г.), рядом других бывших социалистических стран, а затем и (в 1992 г.) с КНР.
Эти обстоятельства могли способствовать созданию более благоприятных внешних условий для сближения Южной Кореи и Северной и осуществления формулы «перекрестного признания», в соответствии с которой Советский Союз и Китай как бывшие союзники КНДР по войне 1950-1953 гг. признали бы Сеул, а США и Япония установили бы дипломатические отношения с Пхеньяном.
- Шагом в этом направлении был одновременный прием 17 сентября 1991 г. обоих корейских государства в ООН.
Вскоре вслед за тем, в декабре 1991 г., КНДР и РК подписали межправительственное соглашение о примирении, ненападении и сотрудничестве.
- В феврале 1992 г. – совместную декларацию о создании безъядерной зоны на Корейском полуострове, согласно условиям которой обе стороны провозгласили отказ от производства, хранения, размещения, приобретения или испытания ядерного оружия.
В декабре 1992 г. в Южной Корее впервые за много лет прошли свободные выборы, и тридцатилетию правления военных был положен конец. Однако это не облегчило диалог Севера и Юга.
- Подписанные Сеулом и Пхеньяном документы могли составить базу дальнейших переговоров о нормализации ситуации в Корее.
- Во-первых, они содержали обязательства сторон разрешить конфликт мирно.
- Во-вторых, Юг, по сути дела, согласился учесть мнение Севера о необходимости исключить присутствие американского ядерного оружия на южнокорейской территории.
Это означало повышение уровня военного доверия между Сеулом и Пхеньяном, так как американское оружие на юге рассматривалось как средство уравновесить превосходство по обычным вооружениям, которое имеет КНДР.
Препятствием для урегулирования в Корее были опасения руководства на севере в своей способности удержать власть в случае открытия КНДР внешнему миру, ослабления контроля над жизнью граждан, притока в КНДР знаний, практики и опыта рыночной экономики и политического плюрализма.
Северокорейское руководство искало формулу отношений с Южной Кореей, США и Японией, которая помогла бы преодолеть изоляцию КНДР в мире, с одной стороны, и сохранить ее в качестве анклава социализма на базе идей «чучхе» («самопомощи», «опоры на собственные силы»), с другой. В ряде случае, провоцируя рост напряженности, КНДР сумела добиться повышения своей роли в международных делах.
«Перекрестное признание», которое имелось в виду при нормализации отношений СССР и КНР с Сеулом и принятии корейских государств в ООН, не получило завершения, так как Токио и Вашингтон на признание Пхеньяна не пошли.
Переговоры КНДР с Японией уперлись в жесткие, по мнению Японии, требования о компенсации северокорейской стороне за злодеяния японских властей в Корее в годы колониального господства.
Диалог с США зашел в тупик из-за разногласий сторон в вопросах американского военного присутствия на юге полуострова и оценки международного статуса Республики Корея.
Северокорейское руководство отказывалось допустить Южную Корею к участию в переговорах об урегулировании и о замене действующего с 1953 г. перемирия в Корее мирным договором.
Пхеньян был готов вести мирные переговоры только с США и только по вопросу о заключении мира.
Вопросы отношений между Севером и Югом руководители КНДР считали внутри корейским делом и не соглашались с мнением американской стороны о том, что мирный договор и нормализация отношений КНДР и РК являются элементами комплексного урегулирования.
Положение на Корейском полуострове и «ядерная тревога». С начала 1990-х годов зарубежные эксперты стали высказывать мнение о том, что КНДР приблизилась к порогу самостоятельного производства ядерных взрывных устройств.
Северокорейский ядерный реактор на АЭС в г. Ионбон считался главным объектом военного профиля, где, как предполагалось, вырабатывались материалы для ядерной бомбы.
В ЦРУ полагали, что КНДР накопила достаточно плутония для изготовления нескольких бомб.
США предложили КНДР провести переговоры по поводу происходящего. Однако переговоры в Нью-Йорке и Женеве не приносили результатов.
США и Южная Корея пытались оказать давление на Пхеньян посредством угрозы применить санкции ООН.
Однако Китай уведомил США о намерении выступить против санкций.
Одновременно КНР пыталась убедить КНДР согласиться с требованием МАГАТЭ о проведении инспекции.
Положение на Корейском полуострове и «ядерная тревога» 1994 г. Обстановка стала настолько напряженной, что весной – в начале лета 1994 г. в США обсуждали вопрос о нанесении упреждающих ударов по ядерным объектам КНДР с целью помешать осуществлению северокорейской ядерной программы.
- 8 июля 1994 г. в Пхеньяне умер Ким Ир Сен. Это событие разрядило обстановку.
- Ким Ир Сен — корейский революционер, государственный, политический, военный и партийный деятель. Основатель северокорейского государства и его фактический руководитель в 1948—1994 годах.
В августе 1994 г. в Женеве представители США и КНДР подписали соглашение об оказании Северной Корее технической помощи в мирном использовании ядерной энергии.
КНДР согласилась заморозить осуществление своей ядерной программы и возобновить свое членство в Договоре о нераспространении ядерного оружия.
США обязались не применять и не угрожать применением ядерного оружия против КНДР, а Северная Корея – принять меры для осуществления условий Декларации о создании безъядерной зоны в Корее и возобновить для этих целей диалог с Югом. КНДР и США договорились об открытии миссий связи.
Однако нормализации отношений КНДР со странами Запада не произошло.
- В 1998 г. Северная Корея произвела успешный запуск искусственного спутника земли и продолжила разработку ракетных технологий.
В августе того же года она осуществила серию испытательных запусков ракет, одна из которых была выпушена в направлении Японии, перелетела через ее территорию и упала в океан, что было зафиксировано службами слежения Японии и Южной Кореи.
В политических кругах США и стран Дальнего Востока стал обсуждаться вопрос о «ракетной угрозе», источником которой может быть Северная Корея.
Отношения России с КНДР в середине 1990-х годов были натянутыми из-за решения Москвы признать Сеул.
Россия перестала считать себя связанной с КНДР союзным договором 1961 г., в соответствии с которым она должны была бы как правопреемница СССР оказывать помощь Северной Корее в случае войны на Корейском полуострове.
В 1995 г. Москва уведомила КНДР об отказе от продления этого договора на очередной пятилетний срок.
Одновременно Россия предложила КНДР начать подготовку нового договора, но это предложение не нашло поддержки у северокорейской стороны.