От компетенций к мотивации

От компетенций к мотивации: как учить профессии так, чтобы в ней хотелось остаться. Тема эта очень актуальная. Надо отметить, что проблема, исходящая из этой темы достаточно давняя. Хорошо уже то, что о ней размышляют.

От компетенций к мотивации

Что такое компетентность?

  • Можно сказать, что компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, способный, знающий) это качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение, которого поэтому является веским, авторитетным.
  • Ещё говорят, что компетенции, это набор личных и деловых качеств сотрудника, знаний, умений и навыков, которые необходимы для эффективного выполнения работы и достижения высоких результатов.

«Ничто не заменит компетентность». ― Айн Рэнд, Источник

Что значит мотивировать себя или других?

  • Мотивация (от лат. movēre «двигать»), англ: motivation — побуждение к действию.

«Человек, который двигает гору, начинает с того, что уносит маленькие камни». ― Конфуций, – «Аналекты Конфуция»

Круглый стол «Компетентностная модель выпускника: анализ целей и результатов обучения» на VII Санкт-Петербургском форуме труда.

  • Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова сказала: «Количество школьников, которые сегодня сдают ЕГЭ по физике и профильной математике, а значит, могут поступать в российские вузы на инженерные, физико-математические направления подготовки, в разы меньше, чем-то количество квалифицированных сотрудников, которое уже сегодня требуется отраслям экономики.» spbu.ru

«Контрольных цифр приёма на эти направления подготовки может выделяться сколько угодно, но где взять школьников, которые будут поступать на эти места? (на инженерные, физико-математические направления)» — поставила новый вопрос Марина Юрьевна.

Социологи СПбГУ выявили новую проблему: низкую мотивацию у молодежи к развитию себя в одной конкретной сфере.

  • Поступательное развитие и карьера в одной конкретной области, углубление своих знаний в конкретной профессии не воспринимаются молодыми специалистами как безусловный приоритет.
  • Вместо этого многие выпускники уже в первые годы после окончания вуза предпочитают несколько раз сменить область трудовой деятельности. Однако такой подход невозможен во многих социально значимых областях и сферах профессиональной деятельности, таких, например, как медицина, школьное образование, высокотехнологичные производства и прочие.

Подготовка кадров для научно-технологического прорыва

  • Проректор по развитию магистратуры УрФУ Наталья Андрейченко обратила внимание, что при выборе элективных дисциплин (дисциплина по выбору) обучающиеся склонны делать выбор в пользу творческих предметов и хобби, в то время как перед вузами ставятся задачи подготовки кадров для научно-технологического прорыва.

Об особенностях формирования индикаторов достижения компетенций в вузах

  • Об этом рассказал доцент СПбГУ Алексей Поволоцкий – кафедра лазерной химии и лазерного материаловедения.
  • Он выделил несоответствие между политикой по поддержке молодого преподавательского состава и необходимым уровнем экспертности для работы с индикаторами компетенций.
  • По его словам, такая сложная и комплексная задача, как разработка критериев оценки освоения компетенций, требует от преподавателя большого педагогического и жизненного опыта.

Образовательная усталость студентов

  • Своё мнение высказал профессор СПбГУ Леонид Илюшин – Институт педагогики. Он считает, что образовательная усталость студентов, в особенности после школы, и, как следствие, избегание проявления ими академических усилий стали контекстом работы современного преподавателя высшей школы.
  • Обеспечение роста технологического суверенитета и повышение производительности труда стали государственными приоритетами.

Перед педагогами стоит сложнейшая задача сформировать у студентов мотивацию, потребность и готовность к непрерывному самообразованию и продуктивной трудовой деятельности.

  • По словам учёного, формирование компетенций в процессе обучения, в которых результат выполнения задания может стать отчуждаемым продуктом (мини-исследование, проект, текст), является одним из путей повышения заинтересованности и вовлеченности студентов.

Источник: От компетенций к мотивации: как учить профессии так, чтобы в ней хотелось остаться. – spbu.ru/news-events/novosti/ot-kompetenciy-k-motivacii-kak-uchit-professii-tak-chtoby-v-ney-khotelos – 28 марта 2023 года

Карта сайта – статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *