О пользе желаний, точнее «Письмо о пользе желаний» Ивана Андреевича Крылова. Как только встречаемся с творчеством Крылова, понимаем нас настигнет восторг.
Письмо о пользе желаний. И. А. Крылов
- Наскуча век желаньями терзаться,
- Препятством чтя их к благу моему,
- Сжал сердце я и волю дал уму,
- Чтобы от них навеки отвязаться.
- Всё суета — так пишет Соломон;
- Хоть ныне мы ученей древних стали,
- Но и они не всё же вздор болтали, —
- Так, думал я, едва не прав ли он.
- Всё суета, все вещи точно равны —
- Желанье лишь им цену наддает,
- Иль их в число дурных вещей кладет,
- Хотя одни других не боле славны.
- Чем худ кремень? Чем дорог так алмаз?
- Коль скажут мне, что он блестит для глаз —
- Блестит и лед не менее подчас.
- Так скажут мне: поскольку вещи редки,
- Постольку им и цены будут едки.
- Опять не то — здесь римска грязь редка;
- Она лишь к нам на их медалях входит;
- Но ей никто торговли не заводит,
- И римска грязь — как наша грязь, гадка.
- Редка их грязь, но римские антики
- Не по грязи ценою так велики;
- Так, стало, есть оценщик тут другой; —
- Желанье? Да, оно — никто иной,
- И, верьте мне, оценщик предурной.
- Ему-то мы привыкнув слепо верить,
- Привыкли всё его аршином мерить;
- Оно-то свет на свой рисует лад;
- Оно-то есть томящий сердце яд.
- На эту мысль попав, как на булавку,
- Желаньям всем я тотчас дал отставку.
- Казалося, во мне остыла кровь:
- Прощай чины, и слава, и любовь.
- Пленясь моих высоких дум покроем,
- Все вещи я своим поставил строем,
- И мыслил так: все счастья вдалеке
- Пленяют нас; вблизи всё скоро скучит;
- Так всё равно (не ясно ль это учит?),
- Что быть в венце, что просто в колпаке;
- Что быть творцом прекрасной Энеиды,
- От нежных муз почтенье заслужить,
- Князей, царей и царства пережить;
- Что быть писцом прежалкой героиды,
- Иль, сократя высоких дум расход,
- Писать слегка про свой лишь обиход;
- Что на полях трофеи славы ставить,
- С Румянцевым, с Каменским там греметь,
- Отнять язык у зависти уметь,
- И ненависть хвалить себя заставить;
- Что, обуздав военный, пылкий дух,
- Щадя людей, бить, дома сидя, мух.
- Пускай же свет вертится так, как хочет;
- Пускай один из славы век хлопочет,
- Другой, копя с червонцами мешки,
- На ордена, на знать не пяля глаза,
- Одним куском быть хочет сыт два раза
- И прячет рай за крепкие замки:
- Всё это — вздор, мечтанье, пустяки!
- Не лучше ли своих нам нужд не множить.
- Спокойно жить и света не тревожить?
- Чем мене нужд, тем мене зла придет;
- Чем мене нужд, тем будет счастья боле;
- А нужды все желанье нам дает:
- Так, стало, зла умалить в нашей воле.
- Так точно! ключ от рая я сыскал.
- Сказал — и вдруг желать я перестал.
- Противник чувств, лишь разуму послушен,
- Ко всем вещам стал хладен, равнодушен;
- Не стало нужд; утихли страсти вдруг;
- Надежда, мой старинный, верный друг,
- В груди моей себе не видя дела,
- Другим сулить утехи полетела;
- Обнявшись с ней, ушли улыбки вслед —
- И кровь моя преобратилась в лед.
- Всё скучно мне и всё постыло стало;
- Ничто во мне желанья не рождало.
- Без горести, без скуки я терял;
- Без радости я вновь приобретал;
- Равно встречал потери и успехи;
- Оставили меня и грусть, и смехи;
- Из глаз вещей пропали дурноты,
- Но с ними их пропали красоты —
- И, тени снять, желая прочь с картины,
- Оставил я бездушный вид холстины.
- Или, ясней, — принявши за закон,
- Что в старину говаривал Зенон,
- Не к счастью в палаты я ворвался,
- Не рай вкусил, но заживо скончался —
- И с трех зарей нечувствовать устал.
- Нет, нет! Вскричат: он точно рай сыскал —
- И, что чудней, на небо не взлетая.
- А я скажу, что это мысль пустая.
- Коль это рай, так смело я стою,
- Что мы в аду, а камни все в раю.
- Нет, нет, не то нам надобно блаженство;
- С желанием на свет мы рождены.
- На что же ум и чувства нам даны?
- Уметь желать — вот счастья совершенство!
- К тому ль дан слух, чтобы глухими быть?
- На то ль язык, чтоб вечно быть немыми?
- На то ль глаза, чтобы не видеть ими?
- На то ль сердца, чтоб ими не любить?
- Умей желать и доставай прилежно:
- С трудом всегда приятней приобресть;
- Умей труды не даром ты понесть —
- Дурачество желать лишь безнадежно.
- Препятство злом напрасно мы зовем;
- Цена вещей для нас лишь только в нем:
- Препятством в нас желанье возрастает;
- Препятством вещь сильней для нас блистает.
- Нет счастья нам, коль нет к нему помех;
- Не будет скук, не будет и утех.
- Не тот счастлив, кто счастьем обладает:
- Счастлив лишь тот, кто счастья ожидает.
- Послушайте, я этот рай узнал;
- Я камнем стал и три дни не желал;
- Но целый век подобного покою
- Я не сравню с минутою одною,
- Когда мне, сквозь несчастья мрачных туч,
- Блистал в глаза надежды лестный луч,
- Когда, любя прекрасную Анюту,
- Меж страхами и меж надежды жил.
- Ах, если б льзя, я б веком заплатил
- Надежды сей не год, не час — минуту!
- Прочь, школами прославленный покой,
- Природы враг и смерти брат родной,
- Из сердца вон — и жди меня во гробе!
Проснитесь вновь, желанья, вы во мне!
- Явись при них скорей надежда мила!
- Так — только в вас и важность вся и сила:
- Блаженство дать вы можете одне.
- Пусть мудрецы системы счастья пишут:
- Все мысли их лишь гордостию дышут.
- На что сердцам пустой давать закон,
- Коль темен им и бесполезен он?
- Системы их не выучишь в три века;
- Они ведут к бесплодным лишь трудам.
А я, друзья, скажу короче вам:
Желать и ждать — вот счастье человека.
- Крылов употребил слово Героида. Что оно значит? Героида — письмо в стихах от лица какого-нибудь известного героя истории или легенды, — поэтический жанр, распространенный в литературе конца XVIII в.
- Источник: Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844). Письмо о пользе желаний. — Полное собрание сочинений И. Крылова, 1847 г., т. II, стр. 77-81