Кожедуб Иван Никитович (1920 – 1991) — лётчик-ас, военачальник, маршал авиации. Трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945).
Кожедуб лётчик-ас был рожден для боя, жил боем, жаждал его.
- За время боев под Курском лейтенант Кожедуб сумел сбить 11 самолетов врага и был награжден первым орденом Красного Знамени.
- В августе 1943-го молодой летчик стал командиром эскадрильи. К октябрю на его счету было уже 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов.
Кожедуб лётчик-ас ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, его подбивали, но он всегда сажал свой самолёт.
- По официальным данным он лично сбил 62 самолёта противника.
- Боевых вылетов — 330.
- Воздушных боёв — 120.
Кожедуб И. Н. — присвоение воинских званий
- Сержант (февраль 1941).
- Старший сержант (23.02.1942).
- Младший лейтенант (15.05.1943).
- Лейтенант (05.08.1943).
- Старший лейтенант (10.11.1943).
- Капитан (24.04.1944).
- Майор (19.11.1944).
- Подполковник (20.01.1949).
- Полковник (03.01.1951).
- Генерал-майор авиации (03.08.1953).
- Генерал-лейтенант авиации (27.04.1962).
- Генерал-полковник авиации (29.04.1970).
- Маршал авиации (07.05.1985).
Кожедуб лётчик-ас. Секрет его побед
Главный секрет побед Кожедуба заключался в тщательно разработанной индивидуальной тактике ведения воздушного боя.
- Получив под командование эскадрилью из 12 пилотов, молодой командир постоянно анализировал каждый боевой вылет, как удачный, так и неудачный.
- Он досконально изучил тактику вражеской авиации, сильные и слабые стороны авиатехники противника.
- Используя свои инструкторские и методические навыки, неустанно передавал боевой опыт молодым.
- Взыскательный и требовательный к себе, неистовый и неутомимый в бою, Кожедуб был идеальным воздушным бойцом, инициативным и исполнительным, дерзким и расчетливым, отважным и умелым.
«Точный маневр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции», – так Иван Кожедуб определял основу воздушного боя.
- По свидетельству военных специалистов, автоматизм движений Кожедуба в бою был отработан до совершенства.
- Отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолета. Его называли баловнем судьбы, потому что, сбивая противника, он ни разу не был сбит сам, хотя на аэродром практически всегда приводил изрешеченный пулями и снарядами истребитель.
Особенным тактическим приёмом были короткие атаки с малых высот — атака снизу.
- Позднее, во время корейской войны, будучи командиром истребительной авиадивизии, Кожедуб успешно применил этот приём против штурмовиков нового противника, за что заслужил благодарность Мао Цзэдуна.
Кожедуб сменил несколько самолётов
В апреле 1939 года Иван Кожедуб совершает свой первый полёт.
- В августе 1942 года вооружён только что появившимися истребителями Ла-5.
- Из его самолётов Ла-5ФН с яркими, белыми с красной окантовкой надписями по обоим бортам – имела удивительную фронтовую судьбу. На этом самолете Кожедуб провоевал с мая по июнь 1944 года, сбил 7 самолетов.
- Ла-7, с бортовым номером 27. На этом истребителе Иван Никитович закончил войну, на нем сбил 17 вражеских машин.
- Иван Никитович до 1969 года летал на истребителях, освоил десятки типов самолётов и вертолётов. Последние полёты он совершил на МиГ-21.
Последний бой в Великую Отечественную Кожедуб провёл в небе над Берлином.
- На счету Кожедуба числятся два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт.
Кожедуб действовал по принципу, который исповедовал при работе с курсантами: «Любой неизвестный самолёт – враг».
Литература
- Кокотюха Андрей Анатольевич, — Иван Кожедуб
- Бодрихин Николай Георгиевич, — Кожедуб, Великие летчики мира
- Плешанов-Остоя Алексей Владимирович, — Первый среди асов