Капитуляции

Капитуляции

Режим капитуляций — правовой режим 

Режим капитуляций — правовой режим, в соответствии с которым государство предоставляет гражданам (подданным) другого государства на своей территории преимущества по сравнению со своими гражданами (подданными).

Режим капитуляций получил своё наименование от жалованных грамот (капитуляций), которыми Османская империя, заинтересованная в развитии внешнеторговых связей, начиная со второй половины XV века предоставляла льготы гражданам (подданным) ряда европейских государств (Генуи, Венеции, Франции, Англии, Голландии). С конца XVIII века режим капитуляций предоставлялся Османской империей иностранным государствам на договорных началах.

В XVIII — первой половине XIX веков европейские державы и США навязали аналогичный режим Ирану, Китаю, Японии и ряду других государств.

На Берлинском конгрессе 1878 года режим капитуляций был отменён в большинстве балканских государств, освободившихся из-под османского ига; позднее — в Албании, Триполитании и на Крите.

В целом же процесс ликвидации режима капитуляций начался в 1920-х годах в результате подъёма национально-освободительного движения в странах Востока. Советское государство с первых дней своего существования заявило об отказе от привилегий, которыми царская Россия пользовалась в ряде стран Востока.

Окончательное освобождение Турции от режима капитуляций было закреплено Лозаннским мирным договором 1923 года.

Вскоре после этого он был отменён в Сиаме (современный Таиланд) и Иране.

В той или иной форме режим капитуляций просуществовал в Китае до 1947 года, в Египте — до 1949, в Марокко — до 1956, в Кувейте — до 1961, в Маскате и Омане — до 1967, в Катаре и ОАЭ — до 1971 года.

 

Капитуляции — из истории

Капитуляции или привилегии европейских Капитуляции держав в Турции были установлены ещё в средние века.

В 1535 г. султан Сулейман Великолепный заключил по этому вопросу соглашение с Франциском I.

  • С течением времени возникли и другие соглашения того же рода. Согласно им всякий иностранец, пользующийся режимом капитуляций, находился под защитой консула своей страны.

Он освобождался от местных сборов и налогов.

Турецкая полиция без консула или его доверенного лица не имела права проникать в квартиру иностранца или производить у него обыск.

Споры между иностранцами разрешались консульскими судами.

При тяжбах с турками иностранец обязан был обращаться к турецкому суду, но последний не имел права разбирать дело без консула или его доверенного.

Совершенно очевидно, что режим капитуляций представлялся несовместимым с суверенитетом Турецкой республики.

Турецкая делегация категорически требовала отмены режима капитуляций.

Союзники соглашались прекратить его действие. Однако они настаивали на введении новых гарантий, которые по существу являлись теми же капитуляциями.

Союзники соглашались, например, чтобы все конфликты между иностранцами, проживающими в Турции, разрешались турецкими трибуналами; но эти органы должны были формироваться из европейских юристов, которые будут рекомендованы международным Гаагским трибуналом.

Чтобы склонить турок к согласию, Керзон предложил сохранить переходный режим на 10 лет.

Он угрожал, что в противном случае иностранцы откажутся ввозить свои капиталы в Турцию.

Настойчиво убеждал турок пойти на уступки и японский делегат барон Ганши.

«Японии, — говорил он, — понадобилось 20 лет для освобождения от капитуляций; поэтому и турки должны примириться с „переходным” режимом».

Турки не уступали. Тогда председатель комиссии выдвинул компромиссное предложение: создать в Турции специальную комиссию в составе пяти членов, назначаемых турецким правительством, с тем, однако, чтобы трое из них приглашались из международного Гаагского трибунала.

Этой комиссии предлагалось намечать список кандидатов для турецких судов.

Капитуляции и другие статьи этого раздела — Углубление противоречий версальской системы. Отмена севрского договора (1921-1923 гг.)

История дипломатии – полный перечень статей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *