Федор Шаляпин – жизнь может быть иною

Федор Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани, ему нравилось петь, и он так пел, что со временем весь мир был в восторге. Шаляпин ещё в детстве знал, что жизнь может быть иною.

Он любил Россию, но время на его долю досталось революционное, а так хотелось жить и радоваться. 12 апреля 1938 года Шаляпин умер в Париже, Франция приняла его талант, но остался он навсегда в России.

Федор Шаляпин - жизнь может быть иною

Фёдор Шаляпин доказал, что жизнь вы делаете сами. Разве без его настойчивости, смог бы он из мальчика, которого отец называл Скважина, превратиться в талант, которому восторгался весь мир. Успех рождается в упорстве и освоении деталей. Узнаем, как это делал Шаляпин.

 Шаляпин Фёдор Иванович – Страницы из моей жизни

  • Фрагменты воспоминаний из книги.

Федор Шаляпин – Помню себя пяти лет.

  • Тёмным вечером осени я сижу на полатях у мельника Тихона Карповича, в деревне Ометовой, около Казани, за Суконной слободой. Жена мельника, Кирилловна, моя мать и соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины.
  • Лучина воткнута в железное держальце – светец; отгорающие угли падают в ушат с водою, и шипят, и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает черную кисею. Дождь шумит за окнами; в трубе вздыхает ветер.

Отец мой был странный человек

  • Высокого роста, со впалой грудью и подстриженной бородой, он был не похож на крестьянина. Волосы у него были мягкие и всегда хорошо причесаны, – такой красивой прически я ни у кого больше не видал.
  • Носил он рубашку, сшитую матерью, мягкую, с отложным воротником и с ленточкой вместо галстука, а после, когда явились рубашки «фантазия», – ленточку заменил шнурок. Поверх рубашки – «пинжак», на ногах – смазные сапоги, а вместо носков – портянки.
  • Трезвый, он был молчалив, говорил только самое необходимое и всегда очень тихо, почти шепотом.
  • Со мною он был ласков, но иногда в минуты раздражения почему-то называл меня: – Скважина. Мог сказать – Скважина, собирайся в баню!

Мать была женщиной, каких тысячи у нас на Руси

  • Небольшого роста, с мягким лицом, сероглазая, с русыми волосами, всегда гладко причесанными, – и такая скромная, малозаметная…
  • Когда кузнец запевал песню, мать моя, сидя с работой у окна, подтягивала ему, и мне страшно нравилось, что два голоса поют так складно. Я старался примкнуть к ним и тоже осторожно подпевал, боясь спутать песню, но кузнец поощрял меня: –

Валяй, Федя, валяй! Пой, – на душе веселей будет! Песня, как птица, – выпусти её, она и летит!

Как я научился читать?

  • Как-то соседка генеральша сказала: «Вот, заходи ко мне, сын мой будет учить тебя грамоте!» Я пришел к ней, и её сын, гимназист лет шестнадцати, сразу же, – как будто он давно ждал этого, – начал учить меня чтению. Читать я выучился довольно быстро, к удовольствию генеральши, и она стала заставлять меня читать ей вслух по вечерам.
  • Шаляпин вспоминал рассказ отца: «В селе, при церкви, был пономарь Иеракса, так вот он и выучил меня грамоте. Никогда я не забуду добро, которое он этим сделал мне! Не забывай и ты людей, которые сделают добро тебе, – не много будет их, легко удержать в памяти!»

Не возьмет ли он и меня в певчие?

  • Однажды я, редко ходивший в церковь, играя вечером в субботу неподалеку от церкви св. Варлаамия, зашел в неё. Была всенощная. С порога я услышал стройное пение… Хоровое пение я услышал впервые, и оно мне очень понравилось.
  • Вскоре после этого мы снова переехали в Суконную слободу, в две маленькие комнатки подвального этажа. Кажется, в тот же день я услышал над головою у себя церковное пение и тотчас же узнал, что над нами живет регент и сейчас у него спевка.
  • Когда пение прекратилось и певчие разошлись, я храбро отправился наверх и там спросил человека, которого даже плохо видел от смущения, – не возьмет ли он и меня в певчие? Человек молча снял со стены скрипку и сказал мне: – Тяни за смычком! Я старательно «вытянул» за скрипкой несколько нот, тогда регент сказал: – Голос есть, слух есть. Я тебе напишу ноты – выучи!
  • Он написал на линейках бумаги гамму, объяснил мне, что такое диез, бемоль и ключи. Все это сразу заинтересовало меня. Я быстро постиг премудрость и через две всенощные уже раздавал певчим ноты по ключам. Мать страшно радовалась моему успеху, отец остался равнодушен, но все-таки выразил надежду, что если я буду хорошо петь, то, может быть, приработаю хоть рублевку в месяц к его скудному заработку.
  • Так и вышло: месяца три я пел бесплатно, а потом регент положил мне жалованье – полтора рубля в месяц.
  • На рождество я, как все певчие, ходил «славить Христа», хором мы пели «Слава в вышних богу», концерт Бортнянского и трио «Мрачны ночи». Это понравилось хозяевам – нам дали полтинник; спели в другом месте – получили шесть гривен, и таким образом мы набрали за день рублей шесть. На святки хватит погулять.

Горький о Шаляпине

  • «Я только что воротился из Москвы, — писал Горький Чехову в 1900 году, — где бегал целую неделю, наслаждаясь лицезрением всяческих диковин, вроде „Снегурочки“ Васнецова, „Смерти Грозного“ и Шаляпина… Шаляпин — простой парень, большущий, неуклюжий, с грубым, умным лицом. В каждом суждении его чувствуется артист».
  • «…Был здесь Шаляпин, — сообщал Горький своему петербургскому приятелю В. А. Поссе. — Этот человек — скромно говоря — гений. Не смейся надо мной, дядя. Это, брат, некое большое чудовище, одаренное страшной, дьявольской силой порабощать толпу. Умный от природы, он в общественном смысле пока еще — младенец, хотя и слишком развит для певца. И это слишком позволяет ему творить чудеса. Какой он Мефистофель! Какой князь Галицкий!»

И вот — „Блоха“. Вышел к рампе огромный парень, во фраке, в перчатках, с грубым лицом и маленькими глазами.

  • Помолчал. И вдруг — улыбнулся и — ей-богу! — стал дьяволом во фраке. Запел, негромко так: „Жил-был король, когда-то, при нем блоха жила…“ Спел куплет и — до ужаса тихо захохотал: „Блоха? Ха-ха-ха“. Потом властно — королевски властно! — крикнул портному: „Послушай, ты! Чурбан!“ И снова засмеялся дьявол: „Блохе — кафтан? Ха-ха. Кафтан? Блоха? Ха-ха!“
  • И это невозможно передать — с иронией, поражающей, как гром, как проклятие, он ужасающей силы голосом заревел: „Король ей сан министра и с ним звезду дает, за нею и другие пошли все блохи в ход“.
  • Снова — смех, тихий, ядовитый смех, от которого мороз по коже продирает. И снова, негромко, убийственно, иронично: „И самой королеве и фрейлинам ея от блох не стало мо-о-очи, не стало и житья“.
  • Когда он кончил петь — кончил этим смехом дьявола — публика, — театр был битком набит, — публика растерялась. С минуту — я не преувеличиваю! — все сидели молча и неподвижно, точно на них вылили что-то клейкое, густое, тяжелое, что придавило их и — задушило. Мещанские рожи побледнели, всем было страшно. А он — опять пришел, Шаляпин, и снова начал петь „Блоху“. Ну, брат, ты не можешь представить, что это было!

Воспоминания о Шаляпине – Кшесинская Матильда Феликсовна

  • В первые годы, что я открыла свою студию, ко мне поступили две дочери Ф. И. Шаляпина, Марина – 10 октября 1929 года и Дася – 8 ноября 1930 года, его любимица и младшая в семье.
  • Ф. И. Шаляпина я знала ещё по России, когда мы оба служили на Императорской сцене. Он меня всегда называл «маленькой».
  • Как-то раз Федор Иванович стал просить меня станцевать у него «Русскую». В эмиграции, в Париже, когда его дочери стали у меня заниматься, он с Марией Валентиновной, его женой, стал бывать у меня в студии. К обеду были приглашены Поль Бонкур, и Филипп Вертело с женой, он в то время занимал пост генерального секретаря Министерства Иностранных Дел.
  • После обеда, 1 (14) февраля 1930 года, Федор Иванович открыл концертное отделение, спев романс. Я станцевала свою «Русскую» в вечернем платье, а Марина – дочь Шаляпина, – свой вальс. Федор Иванович был в полном восторге и не знал, как благодарить за доставленное ему и его гостям удовольствие. Поль Бонкур наговорил мне массу самых лестных комплиментов, и с тех пор мы стали большими друзьями.

В споре-то и родится истина

  • В 1931 году Шаляпин, выступавший в парижском Театре Елисейских Полей в составе русской труппы, решил исполнить в опере «Князь Игорь» две партии — князя Галицкого и хана Кончака. До этого роль Кончака Шаляпин исполнил лишь однажды в Русских сезонах 1914 года в Лондоне.

Сын певца Федор Федорович вспоминал:

  • «Я тогда жил у него в Париже, он на моих глазах работал над Кончаком… Боже, как это было поразительно!

Станиславский учил: „Коли не знаешь, как играть роль, пойди к товарищу и пожалуйся… Начнется беседа, потом непременно случится спор, а в споре-то и родится истина“.

  • Вот отец и выбрал меня в качестве „товарища-спорщика“. Начинали мы нашу прогулку от Трокадеро, там поблизости его квартира была, спускались вниз, и как же он говорил, как рисовал Словом!

Он великолепно расчленил образ на три составные части: каким Кончак был на самом деле, каким он видится зрителю и каким его надобно сделать ему, Шаляпину.

  • Он грим Кончака положил в день спектакля! Без репетиций!.. А почему он на это пошел? А потому, что был убежден в своем герое, видел его явственно… Сам себе брови подбрил, сам подобрал узенькие брючки…
  • Он и на сцене-то появился неожиданно, словно вот-вот спрыгнул с седла, бросил поводья слугам, измаявшись после долгой и сладостной охоты…
  • Прошел через всю сцену молча, а потом начал мыться, фыркал, обливая себя водою, наслаждался так, что все в зале ощущали сияние, в высверках солнца студеные брызги… И обратился-то он к Игорю не торжественно, по-оперному, а как драматический актер, продолжая умываться: „Ты что, князь, призадумался?“».

Шаляпин в 1935 году

  • Фёдор Шаляпин выступает в Канзас-Сити, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Портленде, Ванкувере, Виннипеге, Чикаго.
  • В марте в Нью-Йорке слушает А. Н. Вертинского на концерте в Таун-холле. Присутствует на открытии выставки картин Бориса Шаляпина в отеле «Плаца».

Шаляпин в 1936 году

  • С января по июнь 1936 года Фёдор Шаляпин выступает в Токио, Осаке, Шанхае, Тянь-Цзыне, Пекине, Харбине.
  • 26 февраля Шаляпин в Шанхае встречается с А. Н. Вертинским и группой русских художников, артистов, литераторов, музыкантов.

Последние выступления Шаляпина

  • Шаляпин в 1937 году выступает в концертах и спектаклях в Париже, Бухаресте, Бремене, Праге, Лейпциге, Лондоне, Берлине, Вильнюсе.
  • 3 марта Монте-Карло выступает на открытии сезона в опере «Борис Годунов».
  • 5 и 28 апреля, 6 мая в Варшаве выступления Фёдора Шаляпина на оперной сцене в спектакле «Борис Годунов». 18 июня — Париж, концерт в зале «Плейель».

Последние дни жизни Шаляпина

  • 1938, январь — апрель — Париж. Шаляпин, болеет, его навещают С. В. Рахманинов, И. А. Бунин, М. А. Алданов и другие. 12 апреля — в 17 часов 10 минут Шаляпин скончался в своем доме на улице д’Эйло. 17 апреля — литургия и отпевание в Александро-Невском храме. Присутствуют члены правительства Франции, представители посольств. 18 апреля — отпевание в русской церкви на авеню Дарю, похороны на кладбище Батиньоль.
  • В 1984 году его останки были перевезены из Парижа в Москву и перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Федор Шаляпин – жизнь может быть иною

Шаляпин – почему театр? «Я иногда спрашиваю себя, почему театр не только приковал мое внимание, но заполнил целиком все мое существование, все мое существо?

Объяснение этому простое. Действительность, меня окружавшая, заключала в себе очень мало положительного. В реальности моей жизни я видел грубые поступки, слишком грубые слова. Все это натурально смешано с жизнью всякого человека, но среда казанской Суконной слободы, в которой судьбе было угодно поместить меня, была особенно грубой… Глубоко в моей душе что-то необъяснимое говорило мне, что та жизнь, которую я вижу кругом, чего-то лишена. Мое первое посещение театра ударило по всему моему существу именно потому, что очевидным образом подтвердило мое смутное предчувствие, что жизнь может быть иною, более прекрасной, более благородной.» – Ф. И. Шаляпин

Карта сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *