Договоры Рима с Сасанидами (III — VI века нашей эры)

При всей внешней пышности коронования армянского царя в Риме соглашение 66 г. было более выгодно для Парфии, чем для Рима.

Армения фактически становилась вассальным государством Парфии.

С каждым столетием эта зависимость все увеличивалась, и Армения уходила из-под влияния Рима.

В III веке в Парфии произошел государственный переворот, в результате которого к власти пришла новая воинственная династия Сасанидов.

Сасаниды стремились восстановить былую мощь великой Персии Ахеменидов и переименовали Парфию в Новоперсидское царство.

Сохранившиеся от этой эпохи договоры и описания церемоний ведения переговоров указывают на преобладание Персии и сильное влияние восточных обычаев.

На первом плане стояла внешняя, показная сторона дела, всякого рода формальности и придворные церемонии.

Всё это вполне соответствовало эпохе Домината, по своей социально-политической сущности родственной деспотии Сасанидов.

В мемуарах одного римского посла, Петра Магистра, или Петра Патриция, сохранилось подробное описание церемонии заключения договора с царем Персии Хосровом I (VI век).

При переговорах с Хосровом присутствовало 12 переводчиков, шесть человек от каждого посольства.

Текст договора был составлен в двух редакциях и на двух языках — греческом и персидском.

Греческий экземпляр, написанный персидскими буквами, был вручен главе персидского посольства, персидский же экземпляр, написанный греческими буквами, был вручен уполномоченному восточно-римского императора.

После этого последовал обмен ратификационными грамотами.

При переговорах вели протокол, один экземпляр которого поступал в персидский, а другой — в римский (Константинопольский) архив.

Общее число статей договора 13.

Некоторые вопросы были оставлены нерешенными, в их числе вопрос, касавшийся пограничной полосы Кавказа.

Хосров на каждом шагу давал почувствовать силу своей и слабость римской державы: поэтому от римских послов требовалось много дипломатического искусства, чтобы «смягчить заносчивый нрав восточных варваров».

Изменения коснулись также и языка.

Дипломатическим языком становится «азиатский» язык императорских канцелярий и двора — напыщенный, однообразный и маловыразительный.

В заключение необходимо отметить еще одну особенность дипломатии Поздней империи — влияние церкви и христианства.

С Константина Великого (IV век) в посольских легациях первостепенную роль играют лица духовного звания — «святые», епископы и позже папа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.