Договоры Рима с Сасанидами (III — VI века нашей эры)
При всей внешней пышности коронования армянского царя в Риме соглашение 66 г. было более выгодно для Парфии, чем для Рима.
Армения фактически становилась вассальным государством Парфии.
С каждым столетием эта зависимость все увеличивалась, и Армения уходила из-под влияния Рима.
В III веке в Парфии произошел государственный переворот, в результате которого к власти пришла новая воинственная династия Сасанидов.
Сасаниды стремились восстановить былую мощь великой Персии Ахеменидов и переименовали Парфию в Новоперсидское царство.
Сохранившиеся от этой эпохи договоры и описания церемоний ведения переговоров указывают на преобладание Персии и сильное влияние восточных обычаев.
На первом плане стояла внешняя, показная сторона дела, всякого рода формальности и придворные церемонии.
Всё это вполне соответствовало эпохе Домината, по своей социально-политической сущности родственной деспотии Сасанидов.
В мемуарах одного римского посла, Петра Магистра, или Петра Патриция, сохранилось подробное описание церемонии заключения договора с царем Персии Хосровом I (VI век).
При переговорах с Хосровом присутствовало 12 переводчиков, шесть человек от каждого посольства.
Текст договора был составлен в двух редакциях и на двух языках — греческом и персидском.
Греческий экземпляр, написанный персидскими буквами, был вручен главе персидского посольства, персидский же экземпляр, написанный греческими буквами, был вручен уполномоченному восточно-римского императора.
После этого последовал обмен ратификационными грамотами.
При переговорах вели протокол, один экземпляр которого поступал в персидский, а другой — в римский (Константинопольский) архив.
Общее число статей договора 13.
Некоторые вопросы были оставлены нерешенными, в их числе вопрос, касавшийся пограничной полосы Кавказа.
Хосров на каждом шагу давал почувствовать силу своей и слабость римской державы: поэтому от римских послов требовалось много дипломатического искусства, чтобы «смягчить заносчивый нрав восточных варваров».
Изменения коснулись также и языка.
Дипломатическим языком становится «азиатский» язык императорских канцелярий и двора — напыщенный, однообразный и маловыразительный.
В заключение необходимо отметить еще одну особенность дипломатии Поздней империи — влияние церкви и христианства.
С Константина Великого (IV век) в посольских легациях первостепенную роль играют лица духовного звания — «святые», епископы и позже папа.
Это тема — Договоры Рима с Сасанидами (III — VI века нашей эры)