Одоакр и Теодорих
В 476 году Западная Римская империя прекратила свое существование.
Вождь германо-варварской дружины Одоакр низложил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула.
Первым же актом завладевшего Италией Одоакра было установление дипломатических отношений с Восточной Римской (Византийской) империей.
Он отправил в Константинополь знаки императорского достоинства — диадему и пурпурное одеяние, в знак того, что на Западе больше не будет особого императора.
Себе Одоакр испрашивал разрешение носить титул патриция и править Италией.
Император Востока (Зенон) повел против Одоакра сложную интригу.
Он направил на завоевание Италии вождя остготов Теодориха, который угрожал перед тем Константинополю.
Этим отводилась опасность от Империи, и натравливались друг на друга два беспокойных соседа-варвара.
Теодорих, долго живший в Константинополе, показал, что он неплохо усвоил принципы византийской дипломатии.
Не добившись решительной победы, он предложил Одоакру разделить господство над Италией и на пиру собственноручно его убил. Коварство и измена отдали Италию в руки остготов.
Хорошо известна приверженность Теодориха к римским политическим формам.
Этот варвар, не умевший даже подписать свое имя, окружил себя римскими учеными и государственными людьми, поручил всю администрацию и посольское дело римлянам.
Международное положение Остготского королевства было сложно.
Византийские императоры с опасением смотрели на нового сильного соседа.
Отобрание остготами у римских землевладельцев трети земель вызвало крайнее недовольство римской аристократии, которая смотрела на византийского императора, как на свою защиту, и нетерпеливо призывала его к интервенции.
Хотя Теодорих-арианин и терпимо относился к католичеству, духовенство готово было поддержать византийскую интервенцию, которая должна была восстановить господство католической церкви. Это осложняло отношения остготов с Востоком.
Остготскому государству пришлось вести сложную дипломатическую игру и на Западе, среди варварских государств.
Здесь одним из средств умиротворения опасных соседей была политика брачных союзов.
Одна из дочерей Теодориха была выдана замуж за короля бургундов, другая—за короля вестготов, сестра — за короля вандалов, сам Теодорих женился на сестре короля франков.
Руководителем политики Теодориха был знаменитый Кассиодор, продолжавший традиции римской дипломатии.
Кассиодор придавал дипломатии огромное значение.
«Дело посла, — пишет он, — великое искусство». Послов надо выбирать осторожно.
«Поскольку каждое посольство требует мудрого человека, которому можно было бы доверить дела провинции и государства, надо выбирать для этого самого умного, способного спорить с наиболее хитрыми и говорить в собрании мудрых так, чтобы множество искусных людей не могло взять над ним верх в поручаемом ему деле».
Послами отправляли самых знатных людей, чтобы оказать честь чужим государям и в то же время повысить авторитет посольства.
Через остготские посольства римские обычаи прививались и у западных варваров.
При франкском и вестготском дворах устанавливается константинопольский этикет.
Варварские короли начинают требовать от послов земных поклонов, какие отдавались императорам.
Правда, в отношениях с западными варварами приходилось иногда прибегать к своеобразным мерам, чтобы обеспечить себе успех.
Так, к Хлодвигу вместе с двумя послами Теодорих отправил певца и музыканта, чтобы музыкой смягчить свирепый дух франкского завоевателя. Посольство это увенчалось полным успехом.
У варваров всё более укореняется представление о неприкосновенности послов.
Дополнение к «Салической Правде» устанавливает за убийство посла огромный вергельд (выкуп) в 1800 солидов, убийство простого франка выкупалось вергельдом в 200 солидов, убийство королевского дружинника — вергельдом в 600 солидов.
Подобные же постановления встречаются в аламанской, саксонской, фризской «Правдах». «Правды» устанавливают право послов на даровое помещение и питание в пути и налагают штрафы на тех, кто откажет им в этом.
Это тема — Одоакр и Теодорих