Данилевский. Россия и Европа

Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – русский учёный, историк, философ, натуралист. Россия и Европа, это философский труд Н. Я. Данилевского.

Данилевский Н. Я

Данилевский Н. Я

На протяжении всей своей жизни Данилевский успешно сочетал естественнонаучные занятия с философским осмыслением исторического процесса.

Данилевский Н. Я. философ XIX века. Биография

  • Николай Яковлевич Данилевский родился в 1822 году, был дворянского рода.
  • Его семья занимала видное положение в обществе, отец был генералом.
  • С ранней юности Данилевский отличался удивительными способностями и интересом к науке.
  • В 1842 году Николай Данилевский — выпускник Царскосельского лицея.
  • Далее учится в Петербургском университете. С 1843 по 1847 год становится вольнослушателем естественного факультета. Изучал математику и физику.
  • Получает учёную степень магистра ботаники.
  • Работал в Департаменте сельского хозяйства Мингосимущества. Отвечал за экспедиции на Белое, Черное, Азовское, Каспийское море и Северный Ледовитый океан.
  • Данилевский возглавлял комиссию, устанавливавшую правила пользования проточной водой в Крыму.
  • Его работы по русской климатологии, геологии, географии и этнологии принесли ему золотую медаль Русского географического общества.
  • Начиная с 1869 года, некоторые главы его работы «Россия и Европа» становятся достоянием общественности. Сначала главы печатаются в журнале «Заря». Впоследствии это исследование выходит отдельной книгой.
  • Идеи, высказанные Данилевским в «России и Европе», вызвали широкий общественный резонанс и бурные споры, в которых принимали участие Н.Н. Страхов, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский.

Данилевский был приверженцем славянофильства – интеллектуального течения, которое утверждало, что Россия имеет свой собственный, уникальный путь исторического развития

 

Данилевский Н.Я. Россия и Европа

  • В своём труде «Россия и Европа» разработал теорию культурно-исторических типов, под которыми он понимал целостную систему, определяемую культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.
  • Особое внимание Данилевский уделил западноевропейскому и славянскому типам.
  • В XIX в. общим местом западноевропейской философии и науки была идея всеобщего прогресса, по пути которого с разной степенью успешности идут все без исключения страны и народы.
  • Отсюда вытекали теория европоцентризма и представление о превосходстве одних народов и неразвитости других.

Данилевский выделял четыре основных направления исторической жизнедеятельности народов: религиозное, культурное, политическое и социально-экономическое. Они присущи каждому культурно-историческому типу, но развиты не в равной мере.

  • Определил идею противостояния с Западной Европой: «После Петра наступили царствования, в которых правящие государством лица относились к России уже не с двойственным характером ненависти и любви, а с одной лишь ненавистью, с одним презрением, которым так богато одарены немцы ко всему славянскому, в особенности ко всему русскому»

Данилевский считал, что Европейская цивилизация уже прошла через период своего расцвета и теперь находится на пути к дряхлению. Вместо нее на наших глазах за рождается иная, славяно-русская цивилизация.

 

Источники и литература

  • Данилевский Н.Я. — Россия и Европа
  • Левицкий С. А. — Очерки по истории русской философии
  • Огарёв Георгий, — 50 золотых идей в философии
  • Бажанов Евгений Александрович, — Национальная политика Российской империи и самоназвание русского народа

Карта сайта — статьи