Мамедов Энвер прошёл путь профессионального дипломата, переводчика на Нюрнбергском процессе, работал Первым заместителем председателя Гостелерадио СССР с 1962 до 1985 года, был советником главного редактора «РИА Новости».
- Мамедов Энвер родился в Баку, тогда это – СССР — 15 августа 1923 года. Ушёл из жизни в Москве, перешагнув 100-летний рубеж – 7 сентября 2023 года.
- Энвер Назимович Мамедов — образование: Курсы военных переводчиков Разведуправления Генерального штаба РККА. В 1953 году окончил Первый московский государственный институт иностранных языков. Владел английским, немецким, итальянским и французским языками.
Энвер Мамедов – даты биографии. Дипломат, переводчик, международник, журналист, первый заместитель председателя Гостелерадио, полит обозреватель, советник.
- В 1943 году уволен по ранению из армии и направлен на работу в Народный комиссариат иностранных дел СССР.
- В 1944—1945 годах работал пресс-атташе советского посольства в Италии.
- Участвовал в Нюрнбергском процессе в составе советской части международного военного трибунала.
- В системе МИД СССР проработал на различных должностях до февраля 1950 года.
- До 1956 года — главный редактор Главной редакции вещания на США, Англию и Латинскую Америку.
- В 1956 году вернулся в МИД, до 1959 года — советник-посланник посольства СССР в Вашингтоне. Главный редактор журнала «USSR».
- С 1959 по 1960 годы — главный редактор, первый заместитель председателя Сов информбюро.
- В 1961 году назначен первым заместителем председателя правления Агентства печати «Новости» (АПН), полит обозреватель АПН.
- С 1962 по 1985 год — первый заместитель председателя Гостелерадио.
- С 1986 по 1992 год — полит обозреватель АПН, советник, консультант РИА-радио, затем — советник главного редактора «РИА Новости».
Георгий Энверович Мамедов – сын Энвера Мамедова, тоже дипломат.
- Корреспондент РИА Новости 15 августа 2008 года Энвера Назимовича спросил: «Ваш сын, Георгий Мамедов, как известно, стал дипломатом. Оказали ли на выбор его профессии Ваша деятельность в области внешней политики и международной журналистики?»
- Энвер Мамедов ответил: «Думаю да, но очень небольшое. Потому что он всегда отличался элементарной тягой к собственному объективному видению происходящего. Например, как он поступал в МГИМО? Мы с матерью были за то, чтобы он был историком и учился в МГУ, а он сам пошёл в МГИМО, сдал на пятерки все экзамены, и за все время учебы у него не было ни одной четверки ни по одному предмету.
И потом какое-то время в детские годы он (сын Георгий) провёл за рубежом вместе с нами, и конечно, это безусловно помогло ему лучше понимать, к чему стремятся жители других стран, причём не просто жители, но и разные слои, разные секторы общественности.»
- Георгий Энверович Мамедов родился в Москве 9 сентября 1947 года, в 1970 году окончил МГИМО.
- С 1970 по 1974 гг. учился в аспирантуре Института США и Канады Академии наук СССР.
- В 1972—1973 годах стажировался в Посольстве СССР в США,
- В 1974—1977 годах — младший научный сотрудник Института США и Канады.
- В 1977—1981 годах работал в Посольстве СССР в США: атташе, третьим, вторым секретарём посольства
- В 1997—2003 годах — заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.
- В 2003—2014 годах — чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Канаде.
Мамедов Энвер на Нюрнбергском процессе
- Энвер Мамедов прибыл на Нюрнбергский процесс из советского посольства в Риме
Нюрнбергский процесс, это первый и ключевой из серии судебных процессов над рядом военных преступников нацистской Германии, проходивших во Дворце юстиции города Нюрнберга после окончания Второй мировой войны.
Из книги «Нюрнбергский эпилог», — Полторак Аркадий Иосифович
Судебный процесс начался 20 ноября 1945 года и закончился 1 октября 1946 года.
- В первый же день процесса в своем кратком вступительном слове о правовых основах деятельности Международного военного трибунала председательствующий заявил: — Процесс, который должен теперь начаться, является единственным в своем роде в истории мировой юриспруденции, и он имеет величайшее общественное значение для миллионов людей на всем земном шаре.
- По этой причине на всяком, кто принимает в нем какое-либо участие, лежит огромная ответственность, и он должен честно и добросовестно выполнять свои обязанности без какого-либо попустительства, сообразно со священными принципами закона и справедливости.
Правильный перевод в обстановке Нюрнбергского процесса выходил далеко за рамки чисто технической задачи. Это подчас приобретало характер большой политики.
- Среди переводчиков у нас были и такие, чья деятельность выходила за рамки обычной работы с текстами и у микрофона. Скажем, Олег Трояновский и Энвер Мамедов номинально считались только переводчиками, и они действительно оказали большую помощь нашей делегации своим участием в переводах. Но у них имелся еще и опыт дипломатической работы, который тоже, конечно, не остался в тени.
- Энвер Мамедов прибыл на процесс из советского посольства в Риме и тоже, как говорится, очень пришелся ко двору.
Советские судьи и обвинители высоко ценили его (Мамедова) как переводчика, но в то же время привлекали к поручениям и совсем иного характера, требовавшим от исполнителя определенной политической зрелости.
- Я еще расскажу о таком интересном эпизоде процесса, как допрос германского фельдмаршала Паулюса, об обстоятельствах его прибытия в Нюрнберг. Здесь же упомяну только, что, прежде чем обеспечить выступление Паулюса в суде, следовало преодолеть ряд организационных трудностей. В немалой степени этому содействовал Энвер Мамедов.
Как Энверу Мамедову и одному товарищу было дано строго секретное поручение доставить Паулюса в Нюрнберг
Из беседы Энвера Мамедова с военным обозревателем Виктором Литовкиным на ria.ru:
- Мамедов в разговоре дополнил — моя жена, она тоже была переводчицей на Нюрнбергском процессе, долго жила в Германии, говорила, как немка.
Энвер Мамедов: я не забуду появление в зале заседаний трибунала фельдмаршала Паулюса.
- Энвер Мамедов: Небольшая предыстория. Когда на процессе советским обвинителем были представлены письменные показания фельдмаршала Паулюса, немецкие защитники заявили, что это фальшивка и подделка. Эту мысль поддержали и некоторые западные органы печати. Они выразили сомнение, что Паулюс, который «так бесстрашно сопротивлялся русским в Сталинграде», мог выступить с разоблачениями в адрес своего генштаба и военного руководства гитлеровской Германии.
- Тогда мне и одному товарищу было дано строго секретное поручение доставить Паулюса в Нюрнберг. Он был привезен из СССР в советскую зону оккупации в Германии.
Энвер Мамедов: Я встретил Паулюса впервые на границе двух зон — советской и американской. Мне удалось провести Паулюса незамеченным через посты американской армии на границе двух зон и также незамеченным доставить его в Нюрнберг.
- Паулюс дал показания. Паулюс очень аргументировано разоблачил миф о том, что Советский Союз готовился нанести упреждающий удар по Германии.
- Паулюс, который одно время был заместителем начальника Генерального штаба гитлеровской Германии, зачитал донесение посла Германии и военного атташе Германии в Москве, привел другие разведдонесения, где утверждалось, что никакой концентрации советских войск на границе с Германией не было.
- Уже в октябре 1943 года Сталин, Рузвельт и Черчилль заявили, что никто не уйдет от возмездия. Нюрнбергский процесс, повторяю, соответствовал надеждам миллионов и миллионов людей.
Энвер Мамедов: Материалы, представленные советским обвинением, показывали, что самые чудовищные преступления нацистская Германия совершила против Советского Союза и против его народов. Это было неопровержимо доказано в зале Нюрнбергского суда. И здесь не было никакой заданности или политики, только конкретные факты, только предельно точное и объективное правосудие.
Энвер Мамедов был человеком одаренным, прекрасно отличал людей талантливых от неталантливых.
Из книги Млечина Леонида Михайловича – Брежнев:
- Первым заместителем Лапина, отвечавшим за телевидение, был Энвер Назимович Мамедов – первый заместитель председателя Гостелерадио. Они работали рука об руку многие годы.
«Высокий, смуглый, холеный брюнет с властным, жестоким лицом, с цепким, безжалостным взглядом и отрывистой категоричной речью, — таким увидел Мамедова ленинградский сценарист Лев Мархасёв, — в отличном английском костюме в клетку, благоухая неведомым мне парфюмом, он являл собой странную помесь шахиншаха с лордом».
Как Энвер Мамедов утвердил Высоцкого на роль Жеглова для телефильма «Место встречи изменить нельзя»
Из книги «Марина Влади и Высоцкий. Француженка и бард» — Раззаков Федор:
- В конце апреля в Останкино состоялось утверждение кинопроб для телефильма «Место встречи изменить нельзя». Больше всего претензий было предъявлено к кандидатуре Владимира Высоцкого.
- Энвер Мамедов, имевший хорошие связи в спецслужбах — в молодости он закончил курсы переводчиков при ГРУ Генштаба. Именно он, пользуясь тем, что Лапин выехал в зарубежную командировку, утвердил Высоцкого на роль Жеглова. Когда Лапин вернулся на родину, перечить своему заму он не стал: видимо, понял, что со спецслужбами лучше не спорить.
Если бы поляки сделали такую передачу как «Кабачок 13 стульев»?
Из книги «Телевидение. Взгляд изнутри. 1957–1996 годы» — Козловский Виталий Николаевич:
- «Кабачок» очень нравился зрителям и, что важнее всего, — Леониду Ильичу Брежневу – советскому государственному, политическому и партийному деятелю, занимавшему высшую руководящую должность в КПСС в течение 18 лет — с 1964 и до своей смерти в 1982 году.
- Чего не скажешь о нашем руководстве. Особенно о новом председателе Гостелерадио СССР Лапине и его заместителе по телевидению Мамедове.
- Энвер Мамедов как-то на летучке даже сказал: «Если бы поляки сделали такую передачу про нас, надо было бы срочно вводить в Польшу танки».
- Сказано это было до 1980 года, когда в Польше было объявлено военное положение, но после введения войск в Чехословакию.
- Так что отношение к передаче было предельно ясно. Но сделать долго ничего не могли: от зрителей шёл поток восторженных писем, да и Леонид Ильич всё время спрашивал — у Лапина — когда следующий «Кабачок 13 стульев»?
Энвер Мамедов – человек талантливый, умный, в чем-то блестящий, мгновенно ориентирующийся
Из книги «Неподведенные итоги» — Рязанов Эльдар Александрович:
- В конце декабря 1979 года я закончил написание режиссерского сценария, а 28 декабря Советская Армия начала военные действия на афганской территории.
- Руководящие отклики на режиссерский сценарий последовали немедленно.
- Перед самым Новым, 1980-м годом нас — Горина и меня — вызвали к первому заму Лапина — Энверу Мамедову, человеку талантливому, умному, в чем-то блестящему, мгновенно ориентирующемуся, который, что называется, «сечёт» с полуслова.
От общения с Энвером Мамедовым всегда возникало ощущение, что он видит тебя насквозь, причем проявляет твои скрытые дурные намерения и наклонности.
- Нас поволокли к Мамедову. Энвер Назимович на этот раз был не совсем «в форме». В его кабинете на экранах многочисленных телевизионных мониторов мелькали скованные, с испуганными глазами, лица, которые косноязычно или же читая по бумажке казенные слова одобряли «помощь» Афганистану.
- Мамедов довольно путано объяснил нам сложность международной ситуации, говорил что-то о Саудовской Аравии, о проливах между Азией и Африкой. Эти проливы, по сути, нефтяное горло, которое мы, войдя в Афганистан, сможем взять рукой… В общем, «третье отделение» надо из сценария убрать, или же картину придется закрыть.
Прекрасная творческая жизнь на телевидении
Из книги «Гибель советского ТВ» — Раззаков Федор:
- Присутствовавший на заседании Энвер Назимович Мамедов, первый заместитель Лапина и один из умнейших руководителей Гостелерадио (придя к власти, Лапин не случайно перевел Мамедова с иновещания на телевидение. – Ф. Р.), бросил мне вдогонку: «Подождите в коридоре». Потом у себя в кабинете Энвер Назимович сказал: «Лапин считает, что ты честный парень».
- Через два месяца по представлению Лапина я был утвержден секретариатом ЦК КПСС членом коллегии Гостелерадио, и началась наша непростая, временами невыносимо тяжелая, но в целом прекрасная творческая жизнь на телевидении…»
- Между тем можно смело сказать, что Лапин оказался самым образованным руководителем Гостелерадио за все годы его существования. Так, его страсть к серьезной литературе (особенно к поэзии) была притчей во языцах на улице Королева (в «Останкино») и на Пятницкой.
Передача «Очевидное-невероятное»
Из книги «Мои воспоминания» — Капица Сергей Петрович:
- Передача «Очевидное-невероятное» вскоре была смонтирована, мы, как обычно, включили в нее эпизоды кинохроники. Поскольку это был очень ответственный случай, я показал готовую передачу заместителю Лапина, Энверу Назимовичу Мамедову, а он и говорит: «Все прекрасно, но уберите эти глупые картинки».
- Экономисты говорили час пять минут, а нужно было пятьдесят семь. Убрав кинохронику, мы смогли восстановить изначальный вариант. Так она и вышла, единственная наша передача без киноиллюстраций, практически полностью передающая беседу двух выдающихся ученых СССР и США. Вскоре, осенью, она была повторена.
Ни одна наша передача так скоро не повторялась.
- «Очевидное-невероятное» было очень популярно, на нее стали делать пародии. Однажды, незадолго до Нового года, меня вызвал Мамедов, первый заместитель Лапина. Я пришел к нему в его кабинет и начался какой-то беспредметный разговор.
- Наконец он говорит: «Сергей Петрович, хочу вам показать некий кадр. Мы хотели вам это показать прежде, чем давать в эфир». Нажимает на кнопку — на экране возникает Хазанов, который ловко меня пародирует. Энвер Назимович на меня очень внимательно смотрит, как я на это реагирую. А я реагирую естественным образом — я смеюсь, мне это определенно нравится.
Это были фрагменты жизненного пути Энвера Назимовича Мамедова. Жизнь длинною в 100 лет, конечно, была гораздо многограннее и встречались на его пути люди разные. Навыки дипломата помогали принимать быстрые при этом обдуманные и взвешенные решения.