Амфиктионии

Амфиктионии, это древний международный институт. Так назывались религиозные союзы, возникшие возле святилища какого-либо особо чтимого божества.

Как показывает само наименование, в эти союзы входили племена, которые жили вокруг святилища (амфиктионы — вокруг живущие), вне зависимости от их родственных отношений.

Первоначальной целью амфиктионии были общие жертвоприношения и празднества в честь почитаемого божества, защита храма и его сокровищ, накоплявшихся от частных и общественных приношений, а также наказание святотатцев — нарушителей священных обычаев.

В случае надобности собравшиеся на празднества совещались по общественным делам, представлявшим интерес для всех членов данной амфиктионии.

Во время празднеств запрещалось вести войны и провозглашался «божий мир» (иеромемия).

Таким образом, амфиктионии превращались в религиозно-политический институт международного характера.

Амфиктионии в Древней Греции существовало много.

Самой древней и наиболее влиятельной из них была Дельфийско-Фермопильская амфиктиония.

Она образовалась из двух амфиктионии: Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах и Фермопильской при храме Деметры.

В Дельфийско-Фермопильскую амфиктионию входило 12 племен. Из них каждое имело по два голоса.

Верховным органом амфиктионии было общее собрание. Оно созывалось два раза в год, весной и осенью, в Фермопилах и Дельфах. Решения общего собрания были обязательны для всех амфиктионов.

Уполномоченными лицами собрания, фактически руководившими всеми делами, были иеромнемоны, назначаемые государствами по числу голосов амфиктионии, т. е. в количестве 24.

Одной из главнейших обязанностей иеромнемонов было соблюдение «божьего мира» и устройство религиозных празднеств.

В конце V и IV веков до нашей эры появляется еще новая коллегия — «пилагоров».

Через посредство пилагоров и иеромнемонов входившие в состав амфиктионии города приносили друг другу клятвы и принимали на себя известные обязательства по отношению к амфиктионам.

Дельфийско-Фермопильская амфиктиония представляла значительную политическую силу, оказывавшую большое влияние на международную политику Греции.

В руках Дельфийско-Фермопильской амфиктионии сосредоточивалась и светская и духовная власть.

Дельфийские жрецы объявляли и прекращали войну, назначали и смещали общих правителей, входивших в амфиктионию.

Иеромнемоны считались провозвестниками воли Аполлона. Согласно преданию, у дельфийских жрецов имелись «тайные книги», в которых содержались древние предсказания.

Читать их разрешалось только тем, кто признавался потомком самого Аполлона, — жрецам и царям.

Могущественным орудием в руках греческого жречества были священные войны, которые оно направляло против всех, причинявших какой-либо ущерб святилищу Аполлона.

В священной войне должны были принимать участие все члены амфиктионии, связанные присягой.

Текст этой присяги гласил:

«Не разрушать никакого города, принадлежащего амфиктионии;

не отводить воды ни во время мира, ни во время войны;

общими силами выступать против всякого нарушителя присяги, разорять его город;

наказывать всеми средствами, имеющимися в распоряжении, всякого, дерзнувшего нарушить достояние бога рукой или ногой».

Все политические договоры, прямо или косвенно, утверждались дельфийским жречеством.

По всем спорным вопросам международного права тяжущиеся стороны обращались в Дельфы.

Сила жречества заключалась не только в его духовном, но и в материальном влиянии.

Дельфы располагали огромными капиталами, образовавшимися из взносов городов, от доходов с массы паломников, от храмовых ярмарок и ростовщических сделок.

Все это объясняет ту страстную борьбу, которая велась между греческими государствами за влияние и голоса в Дельфийской амфиктионии в V—IV веках до нашей эры.

Дипломатия древней Греции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *