Амфиктионии, это древний международный институт. Так назывались религиозные союзы, возникшие возле святилища какого-либо особо чтимого божества.
Как показывает само наименование, в эти союзы входили племена, которые жили вокруг святилища (амфиктионы — вокруг живущие), вне зависимости от их родственных отношений.
Первоначальной целью амфиктионии были общие жертвоприношения и празднества в честь почитаемого божества, защита храма и его сокровищ, накоплявшихся от частных и общественных приношений, а также наказание святотатцев — нарушителей священных обычаев.
В случае надобности собравшиеся на празднества совещались по общественным делам, представлявшим интерес для всех членов данной амфиктионии.
Во время празднеств запрещалось вести войны и провозглашался «божий мир» (иеромемия).
Таким образом, амфиктионии превращались в религиозно-политический институт международного характера.
Амфиктионии в Древней Греции существовало много.
Самой древней и наиболее влиятельной из них была Дельфийско-Фермопильская амфиктиония.
Она образовалась из двух амфиктионии: Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах и Фермопильской при храме Деметры.
В Дельфийско-Фермопильскую амфиктионию входило 12 племен. Из них каждое имело по два голоса.
Верховным органом амфиктионии было общее собрание. Оно созывалось два раза в год, весной и осенью, в Фермопилах и Дельфах. Решения общего собрания были обязательны для всех амфиктионов.
Уполномоченными лицами собрания, фактически руководившими всеми делами, были иеромнемоны, назначаемые государствами по числу голосов амфиктионии, т. е. в количестве 24.
Одной из главнейших обязанностей иеромнемонов было соблюдение «божьего мира» и устройство религиозных празднеств.
В конце V и IV веков до нашей эры появляется еще новая коллегия — «пилагоров».
Через посредство пилагоров и иеромнемонов входившие в состав амфиктионии города приносили друг другу клятвы и принимали на себя известные обязательства по отношению к амфиктионам.
Дельфийско-Фермопильская амфиктиония представляла значительную политическую силу, оказывавшую большое влияние на международную политику Греции.
В руках Дельфийско-Фермопильской амфиктионии сосредоточивалась и светская и духовная власть.
Дельфийские жрецы объявляли и прекращали войну, назначали и смещали общих правителей, входивших в амфиктионию.
Иеромнемоны считались провозвестниками воли Аполлона. Согласно преданию, у дельфийских жрецов имелись «тайные книги», в которых содержались древние предсказания.
Читать их разрешалось только тем, кто признавался потомком самого Аполлона, — жрецам и царям.
Могущественным орудием в руках греческого жречества были священные войны, которые оно направляло против всех, причинявших какой-либо ущерб святилищу Аполлона.
В священной войне должны были принимать участие все члены амфиктионии, связанные присягой.
Текст этой присяги гласил:
«Не разрушать никакого города, принадлежащего амфиктионии;
не отводить воды ни во время мира, ни во время войны;
общими силами выступать против всякого нарушителя присяги, разорять его город;
наказывать всеми средствами, имеющимися в распоряжении, всякого, дерзнувшего нарушить достояние бога рукой или ногой».
Все политические договоры, прямо или косвенно, утверждались дельфийским жречеством.
По всем спорным вопросам международного права тяжущиеся стороны обращались в Дельфы.
Сила жречества заключалась не только в его духовном, но и в материальном влиянии.
Дельфы располагали огромными капиталами, образовавшимися из взносов городов, от доходов с массы паломников, от храмовых ярмарок и ростовщических сделок.
Все это объясняет ту страстную борьбу, которая велась между греческими государствами за влияние и голоса в Дельфийской амфиктионии в V—IV веках до нашей эры.