Происхождение названия Руси и договор с Византией 911 г. – первый письменный документ. Олег – великий князь русский. Щит над воротами Константинополя в знак победы. Из Византии придёт на Русь святой крест.
Происхождение названия Руси — «норманнская» теория
Происхождение названия Руси. Традиционная «норманнская» теория отражена в «Повести временных лет» и утверждает, что основателями первого государства стали граждане скандинавского происхождения, три брата Рюрик, Синеус и Трувор, приглашённые новгородской элитой в 862 г. «из-за моря» для защиты страны от междоусобиц.
Варяги якобы называли себя «русь», и их этноним прижился в государстве даже после того, как их дети и внуки ассимилировались на славянских просторах.
«Норманнская» теория вполне подтверждается данными археологии, материалами западных хроник и даже генетическим анализом ДНК потомков Рюриковичей, но сколько эта теория существует лет, столько же и возражений она вызывает у патриотически настроенных учёных, начиная ещё с Михайлы Ломоносова, который считал обидным возводить русскую государственность таким образом.
Другие теории ещё более экзотичны. Рюрика называли и западным славянином, и балтом, и новгородцем. Этноним «русь» возводили к племени ругов, балтийскому острову Руян (Рюген), русому цвету волос, украинской реке Рось и скифскому слову «белый», а некоторые энтузиасты и вовсе пытаются доказать, что «этруски, — это-русские».
Первый письменный документ в истории русского государства
Первый достоверный документ в истории русского государства появляется только в 911 г. в результате эффективного набега, который дружина князя Олега четырьмя годами ранее предприняла на богатейшую средиземноморскую державу того времени – Византию.
С этого года и навсегда на авансцену европейской и всемирной истории шумно, агрессивно и успешно выходит Россия.
«Пошёл Олег на греков…; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи… И с этими всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000».
Летописец Нестор о подробностях первой исторической победы
Жителей Царьграда (Константинополя) «одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море».
Греки пытались было отсидеться за мощными стенами, которые их никогда не подводили, но князь Олег предпринял новаторский тактический ход, поставив свои ладьи на колёса и перекатив их таким образом в загороженную цепями бухту Золотой Рог.
Целью русов был не захват города, а исключительно пожива, — в бухте стояли богатые купеческие корабли.
В этой ситуации император Лев VI Философ мудро рассудил, что договориться с русскими будет дешевле, и пришельцы были приглашены в город для переговоров.
Письменный договор с Византией 911 года. А был ли договор 907 года?
Договоров с Византией, заключённых Олегом, летопись называет два:
- О первом из них — 907 года, византийские источники молчат.
- Второй договор 911 года подтверждается хрониками, так что весьма вероятно, что лишь он и был письменным.
Подписантами исторического документа, который сохранился только в летописных копиях, выступили дружинники, чьи имена несколько обескуражат сторонников славянской теории происхождения Руси:
- «Мы отъ рода рускаго – Карлы, Инегелдъ, Фарлофъ, Веремудъ, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ, Фрелавъ, Рюаръ, Актеву, Труанъ, Лидуль, Фостъ, Стемидъ».
Олег – великий князь русский
В договоре Олег называется «великим князем русским» – этот титул впредь будут носить правители России ещё тысячу лет, вплоть до 1917 года.
Великий князь на равных подписывает договор с византийским императором и его соправителями, что равноценно государственному признанию Руси – теперь она полноценный субъект международных отношений, могучее европейское государство.
Византийский патриарх Фотий — пророчество Руси
Случилось то, о чём ранее пророчествовал византийский патриарх Фотий:
- «Народ незаметный, … причисляемый к рабам, безвестный – но получивший имя от похода на нас, неприметный – но ставший значительным, низменный и беспомощный – но взошедший на вершину блеска и богатства;
- народ… варварский, кочующий, имеющий дерзость оружия, беспечный, неуправляемый, без военачальника, такою толпой, стремительно нахлынул будто морская волна на наши пределы…»
Щит над воротами Константинополя в знак победы
Русские купцы отныне получили право входить в Константинополь, правда, не толпою, а группами по 50 человек и без оружия.
Даже получали суточные на период своего проживания в императорской столице и командировочные для возвращения домой.
Устанавливались правила взаимной выдачи преступников и возвращения рабов, а византийская сторона настояла на соблюдении русскими туристами приличий, что сохранило актуальность и на современных пляжных курортах Турции:
- «Пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в сёлах и в стране нашей».
Император, кроме того, не преминул воспользоваться русскими наёмниками для решения своих вопросов с арабами – в том же 911 г.
700 наших дружинников участвовали в морском походе греков на Крит. Олег же в свою очередь выторговал своей дружине вино (выпито), дорогие ткани для парусов (изорвались в дороге домой) и большую дань серебром.
В завершение рейда великий князь по варяжскому обычаю, засвидетельствованному и в Западной Европе, прибил свой щит над воротами Константинополя в знак победы.
Из Византии придёт на Русь святой крест
Византия с этого похода на многие века вперёд стала политической, культурной и духовной матерью русского государства.
Ещё будет много походов русов на греческие владения:
- Игоря в 941 и 944 годах
- Святослава в 970 году
- Владимира в 988 году
- Ярослава в 1043 году
Но именно из Византии придёт на Русь святой крест, именно из Царьграда принесут зодчие в Новгород и Киев купола Софийского собора, и всё греческое будет считаться непревзойдённым образцом для развития русской культуры – будь то иконопись, костюм или каноны православия.
Византийское происхождение официальная традиция приписывала и символу русского самодержавия – шапке Мономаха, изготовленной на самом деле в Золотой Орде. – Это мнение и факты Бабаева Кирилла Владимировича, История человечества в великих документах.