Внутренняя дипломатия Древнего Рима

Внутренняя дипломатия Древнего Рима

Внутренняя дипломатия
Риторско-дипломатические школы

История Древнего РимаВеликий Рим был городом, где решались судьбы государств и народов, городом, откуда вышли железные легионы, разрушившие Карфаген, Сиракузы и Коринф. Римлянам было суждено властвовать и повелевать миром полтысячелетия — но, как всегда, эпохе расцвета предшествовали детство и юность — время, когда Рим был маленьким городком на вершине зеленого Палатинского холма.

По преданию, дочь одного из латинских вождей была жрицей в храме богини Весты — давшей обет безбрачия «весталкой». По воле бога у нее родились близнецы, которых сочли за детей греха и приказали утопить. Раб отнес корыто с младенцами к реке и пустил вниз по течению; корыто пристало к берегу, и малышей вскормила своим молоком волчица; потом их подобрал пастух, назвавший мальчиков Ромулом и Ремом. Когда близнецы выросли, они отомстили едва не погубившему их вождю, а затем с группой удальцов решили основать новую общину. Ромул выбрал место на пустынной вершине Палатинского холма — но это место не понравилось Рему; в ссоре братья схватились за мечи, и Рем был убит.

21 апреля 753 года Ромул провел борозду на месте будущего частокола и основал поселок, которому дал свое имя — Roma. Потом Ромул и его друзья пригласили на пир местных жителей, сабинян, и захватили их дочерей — легенда донесла до нас рассказ об обычных событиях тех времен, когда дружины завоевателей вторгались на чужую землю, и, засев на холме, совершали набеги на местное население, захватывали женщин и порабощали пленников. По легенде, сабиняне пытались вернуть своих дочерей и напали на Рим, но дочери, ставшие женами, пришли со своими маленькими детьми на поле боя и примирили отцов и братьев со своими мужьями. В конечном счете, пришедшие с Ромулом дружинники стали основателями патрицианских родов, закабаленные пленники — их «клиентами», а покорившиеся и сохранившие свободу туземцы стали называться плебеями. «Арийские государства», основанные завоевателями в разных странах, были похожи друг на друга, везде — в Риме, в Спарте, в Хаттусе — везде были благородные господа, везде были рабы и сохранившие свободу туземцы-плебеи. Ополчение «благородных» везде возглавляли вожди-цари, правившие вместе с советом родовых старейшин — этот совет назывался в Риме сенатом; народное собрание лишь отвечало «да» или «нет» на вопросы старейшин.

Римляне старались перенимать культуру греков и этрусков, они заимствовали у них письменность, цифры, календарь, меры веса, одежду, тайны гадания по полету птиц. Римских богов стали отождествлять с греческими, царя богов Юпитера — с Зевсом, бога войны Марса — с Аресом, богиню любви Венеру — с Афродитой. В VI веке Рим обнесли каменной стеной, а на одном из холмов — Капитолии — построили акрополь с большим храмом Юпитера.

В 390 году на Рим обрушилось нашествие галлов. Галлы (или кельты) пришли в Европу с Третьей Волной степных народов и покорили весь материк, лежавший за Альпами и Балканами.

Побуждаемые обстоятельствами войны, римляне изобрели новый способ маневрировать войсками на поле боя, их легионы строились не так, как фаланга — сплошной массой — а с промежутками, подобно клеткам на шахматной доске. Легион, насчитывавший 5 тысяч воинов, строился в три линии по манипулам в 120 человек; в ходе боя манипулы задних линий входили в промежутки передней линии, чтобы сменить потрепанные части или усилить удар. Это тактическое изобретение — возможность сменять части на поле боя — даровало римлянам господство над миром; новые легионы с легкостью разгромили самнитов и галлов. — Источник: Нефедов Сергей Александрович, История Древнего мира.

Внутренняя дипломатия Древнего Рима

Риторские школы в то же самое время были и дипломатическими школами. Ученики школ упражнялись в произнесении речей на самые разнообразные темы дипломатического характера, частью исторические, частью отвлеченные.

Давались такие темы, как «Мир между Афинами и лакедемонянами» (445 г. до нашей эры), «Пилосский конфликт», «Проект оборонитель­ного союза греков против Филиппа Македонского».

Инсце­нировали диспут Демосфена с Эсхином на тему о посольстве в коллегии амфиктионов и т. д.

Постепенно сложились определенные правила (praecepta) составления дипломатических ораций (речей) и манеры их произношения. Отступления от этих правил рассматрива­лись как нарушения этикета и отсутствие хорошей школы ди­пломатического искусства.

Образец речи об установлении дружбы между городами представляет сороковая речь Диона Хризостома. Темой речи служит предполагаемый союз города Прузы с Апамеей. Оратор начинает с противопоставления великих благ дружбы и ве­ликих несчастий вражды.

«Подумайте только, граждане, сколь приятно, путешествуя по землям своих соседей, встречать друзей вместо врагов, насколько лучше пользоваться гостеприимством, участвовать совместно в религиозных празднествах, зрелищах и молитвах, нежели осыпать друг друга поношениями и оскорблениями… Оскорбительные слова приличествуют лишь бесстыдным лю­дям, но они несвойственны благородным людям и мудрым гражданам».

В руководствах по ораторскому и дипломатическому искус­ству подробно разрабатывались не только планы речей, но и содержались также образцы стиля и определялись размеры речи.

Речь дипломата в среднем не должна превышать, говорится в одном из подобных руководств, ста пятидесяти или максимум двухсот строк.

К разряду дипломатических речей относятся также и пане­гирики, хвалебные речи в честь императора.

В панегириках наряду с восхвалением императора и его дома содержались пожелания, выражаемые от лица какой-либо группы населе­ния или всего муниципия. — Источник: Потемкин Владимир Петрович, Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг.

История Дипломатии – список статей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *