Внешнеполитические переговоры и дипломатия на высшем уровне

Внешнеполитические переговоры и дипломатия на высшем уровне

Внешнеполитические переговоры после XX съезда КПСС в Советском Союзе

В результате активной внешнеполитической деятельности СССР и других социалистических стран, направленной на разрядку международной напряженности и установление доверия между государствами общая обстановка в мире постепенно начала меняться к лучшему.

  • В Советском Союзе активно проводилась политика Владимира Ленина. Это ощущалось особенно после XX съезда КПСС, давшего директиву «неуклонно проводить ленинскую политику мирного сосуществования различных государств независимо от их социального строя».

Цель — «превращения достигнутого смягчения международной напряженности в прочный мир».

В основе этого улучшения лежало изменение в соотношении сил на международной арене в пользу сил мира.

 

Решение ООН 1957 года

В 1957 году на XII сессии Генеральной Ассамблеи ООН на основе предложенной Советским правительством Декларации о мирном сосуществовании было принято решение.

Решение о том, чтобы положить в основу отношений между государствами, независимо от общественной системы, принципы ненападения, взаимного уважения суверенитета, равенства и территориальной неприкосновенности, невмешательства во внутренние дела друг друга.

В декабре 1957 году Верховный Совет СССР в специальном постановлении обратился с призывом к парламентам и правительствам всех стран принять необходимые меры к предотвращению войны.

 

Внешнеполитические переговоры о мерах направленных, на ослабление международной напряжённости.

8 января 1958 года Советское правительство обратилось к правительствам стран НАТО и всем государствам— членам ООН с предложением созвать совместное совещание руководителей государств — членов НАТО и Варшавского Договора.

Также это касалось государств таких как Индия, Афганистан, Югославия, Австрия, Швеция и др.

Совещание необходимо было для обсуждения мер, направленных на ослабление международной напряженности.

Хотя этот призыв встретил широкое одобрение общественных и парламентских кругов в различных странах мира, он не нашел положительного отклика со стороны правительств стран — членов НАТО.

Что помешало проведению в 1960 году встречи глав правительств четырех великих держав — СССР, США, Англии и Франции?

В 1959 году во время встречи главы Советского правительства с Президентом США Эйзенхауэром было достигнуто соглашение о проведении в 1960 году встречи глав правительств четырех великих держав — СССР, США, Англии и Франции.

Переговоры не стали проводить после вторжения в воздушное пространство СССР 1 мая 1960 года американского разведывательного самолета, сбитого советской ракетой.

  • Президент Эйзенхауэр заявил, что подобные полеты представляют собой «национальную политику США» и будут продолжаться.

Советское правительство проявило ряд важных инициатив в целях смягчения международной напряженности и урегулирования нерешенных вопросов, отягощавших отношения между великими державами и государствами различных районов мира.

 

Договор 1963 года о запрещении испытаний ядерного оружия

В конце 1959 года Советское правительство внесло на рассмотрение XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН программу всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем.

Подписан 5 августа 1963 года Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Внешнеполитические переговоры — борьба с колониальной системой

На XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 году СССР внес проект исторической декларации об освобождении колониальных стран и народов.

На основе переговоров была выработана декларация, ставшая важнейшим документом ООН, объединившим страны и народы на борьбу за полную ликвидацию колониальной системы.

Внешнеполитические переговоры после карибского кризиса в 1962 году

После преодоления проблем, благодаря конструктивной позиции Советского Союза острого карибского кризиса в 1962 году, когда в результате агрессивных действий США против Республики Куба возникла угроза мирового термоядерного конфликта.

Начались поиски взаимоприемлемых решений спорных международных проблем и нормализации отношений между крупнейшими государствами мира.

Последовательная политика Советского Союза, направленная на разрядку и смягчение международной напряженности, на ликвидацию «холодной войны» и устранение опасности мирового конфликта, стала встречать понимание.

Крупные государственные деятели Запада, стали более реалистично начали оценивать изменения международной обстановки и соотношения сил на мировой арене.

Встречи и переговоры на высшем уровне руководителей СССР и крупнейших стран Запада — Франции, Англии, США и ФРГ явились поворотным пунктом в развитии международных отношений и двусторонних отношений Советского Союза с этими великими державами.

  • Огромное значение и выдающаяся роль переговоров на высшем уровне не ограничиваются коренным улучшением отношений между СССР и капиталистическими странами, а также решением ряда общих проблем международных отношений.

В 1970-х годах эти переговоры затронули и сферу отношений СССР с рядом развивающихся и нейтральных стран, что сыграло свою положительную роль в улучшении всей международной обстановки.

На основе решений XXIV съезда КПСС и Программы мира, выдвинутой съездом, происходили переговоры на высшем уровне, которые привели в ряде стран к заключению важных договоров и соглашений, укрепляющих мир и сотрудничество на основе принципов мирного сосуществования.

Договора, визиты в период 1971 — 1976. 

  • В августе 1971 года между СССР и Индией был заключен Договор о мире, дружбе и сотрудничестве сроком на 20 лет, в котором были подтверждены принципы мирного сосуществования и стремление к сохранению мира в Азии и во всем мире.
  • Визит Л. И. Брежнева в Индию в 1973 году закрепил узы дружбы и сотрудничества с этой великой страной Азии.
  • Официальный визит премьер-министра Индии Индиры Ганди в июне 1976 года в Москву и советско-индийские переговоры на высшем уровне знаменовали собой дальнейшее развитие советско-индийских отношений и крупный вклад в укрепление мира и сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования.
  • В марте 1973 года Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин посетил с дружественным визитом Иран.
  • В мае 1973 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный нанес дружественный визит в Афганистан.

Эти визиты и переговоры на высшем уровне способствовали дальнейшему укреплению дружественных отношений СССР с его ближайшими соседями.

  • В декабре 1971 года А. Н. Косыгин совершил визит в Данию и Норвегию, а в июле 1973 года посетил Австрию, что способствовало углублению сотрудничества и взаимопонимания СССР с этими странами Европы.
  • В апреле 1972 года в результате переговоров, проведенных на высшем уровне А. Н. Косыгиным в Багдаде, был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и Иракской Республикой.

Договор был призван укрепить сотрудничество социалистических стран с передовыми арабскими государствами в интересах достижения прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке.

  • В 1974 году состоялись переговоры Н. В. Подгорного с Президентом Республики Сомали Барре, в результате которых был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве с этой африканской страной.
  • Визит в СССР Президента Сирии Ф. Асада в 1974 году и его переговоры с Л. И. Брежневым в Москве подчеркнули общность подхода обеих стран к важнейшим проблемам современности и укрепление советско-сирийской дружбы и сотрудничества в интересах всеобщего мира.
  • Визит А. Н. Косыгина в Алжир и Ливию в 1975 году и переговоры на высшем уровне имели также важное значение в деле укрепления дружественных отношений СССР с этими арабскими странами и в интересах всеобщего мира.
  • Проведенные в мае—июне 1976 года официальные дружественные визиты А. Н. Косыгина в Ирак и Сирию служили дальнейшему укреплению дружбы и сотрудничества СССР с этими государствами и содействовали укреплению их позиций в борьбе против империализма, за социализм, за социальный и экономический прогресс их народов.

Вся практика переговоров на высшем уровне свидетельствует о важном их значении в современной международной обстановке.

Международные вопросы занимают все большее место в политической жизни всех стран.

Удельный вес внешнеполитических проблем возрастает в жизни народов, которые заинтересованы в радикальном улучшении международной обстановки и в коренной перестройке международных отношений на принципах мирного сосуществования.

  • Эти принципы становятся главными принципами внешней политики государств различных социальных систем.

В сферу мировой политики вовлечены миллионы людей.

Проведение переговоров на высшем уровне

  • Проведение переговоров на высшем уровне, которым неизбежно придается широкая гласность и за которыми следят во всем мире, становится серьезным рычагом воздействия на мировое общественное мнение.

Важнейшее значение имеет опыт обсуждения и решения многих коренных проблем внешней политики и координации внешнеполитической деятельности среди руководителей партий и правительств.

Необходимы стремления в борьбе за прочный мир, международное сотрудничество и коренную перестройку международных отношений.

История дипломатии

История международных отношений

Карта сайта — все статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *