Вашингтонская конференция и ее решения

Вашингтонская конференция и ее решения.

Вашингтонская конференция

  • Вашингтонская конференция имела свои причины для созыва. Считая своим главным противником на Дальнем Востоке Японию, Советская Россия и ДВР начали концессионные переговоры с США.

Смыслом переговоров было повлиять на американскую администрацию в пользу официального признания ДВР и оказать давление на Японию с целью заставить ее вывести войска с Северного Сахалина.

Читинское правительство

  • Однако из этого плана ничего не вышло.
  • В мае 1921 г. Япония ликвидировала власть правительства ДВР в Приморье.

С 1920 г. столица ДВР была перенесена в Читу.

  • В противовес читинскому правительству японские военные власти стали поддерживать во Владивостоке областное правительство во главе с предпринимателем С.Д.Меркуловым.

Холодно к идее сотрудничества с большевиками против Японии отнесся и ставший в 1921 г. новым президентом США республиканец Уоррен Хардинг (Гардинг).

  • Хотя, будучи сенатором, Хардинг зондировал почву относительно перспектив сотрудничества с большевиками, после избрания он не захотел взаимодействовать с РСФСР и ДВР на антияпонской основе.
  • У него возник план урегулирования противоречий в АТР без участия Советской России.

 

США

За время Первой мировой войны США превратились в могущественную державу.

  • Из страны-должника они превратились в мирового кредитора, которому задолжали и Великобритания, и Франция, и Италия.
  • В отличие от Вильсона администрация Хардинга полагала, что жизненные интересы США сосредоточены не в Европе, а в Латинской Америке и Восточной Азии.

 

Сферы влияния

Соответственно, политика “сфер влияния” в Китае, означавшая укрепление позиций Великобритании и Японии, по-прежнему не устраивала США, остававшихся поборником доктрины “открытых дверей”.

  • В 1916 г. США приняли программу строительства военно-морского флота, целью которой было закрепить за собой положение первой военно-морской державы мира.
  • Великобритания тоже хотела усилить свои позиции на Дальнем Востоке посредством сооружения новой мощной военно-морской базы в Сингапуре.

 

США и Великобритания соперничали с Японией.

США и Великобритания стремились помешать Японии окончательно утвердиться на Дальнем Востоке в качестве доминирующей военно-морской силы.

  • Великобритания была связана с Японией союзом.
  • Требования Канады и Южно-Африканского Союза, переориентировавшихся на США толкали Великобританию к пересмотру своих приоритетов.

Ни Вашингтон, ни Лондон не были заинтересованы в открытом столкновении с Токио, и потому они стремились найти всеобъемлющее компромиссное разрешение противоречий в сфере морских вооружений.

  • Особое беспокойство вызывала активность Японии в Китае.

Могло обернуться “закрытием” этой страны для британского, американского и французского капитала.

 

Вашингтонская конференция по дальневосточным и тихоокеанским проблемам.

Британский министр иностранных дел лорд Керзон летом 1921 года обратился к президенту США с предложением о созыве конференции по дальневосточным и тихоокеанским проблемам.

  • Президент поддержал идею и, в свою очередь, предложил провести конференцию в Вашингтоне.
  • План был одобрен британскими доминионами и Китаем. Япония тоже его приветствовала, но пыталась исключить из повестки дня дискуссию по общим проблемам безопасности в АТР и по Китаю.

 

Вашингтонская конференция открылась 12 ноября 1921 г.

В работе Вашингтонской конференции приняли участие 14 стран – США, Британская империя (Великобритания и доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Индия), Япония, Франция, Италия, Китай.

Также европейские страны, имевшие традиционные интересы в АТР – Бельгия, Голландия и Португалия.

  • Делегацию США возглавлял государственный секретарь Чарльз Хьюз (Юз), избранный председателем конференции, во главе британской стоял Артур Бальфур, французской – премьер-министр Аристид Бриан, а японской – Томосабуро Като.
  • Германия, у которой по Версальскому договору были отняты все владения на Тихом океане, и Россия, “ввиду отсутствия единого правительства”, на конференцию приглашены не были.

Делегация ДВР прибыла в Вашингтон без приглашения и вела там переговоры вне рамок официальной повестки дня с представителями США и других держав, добиваясь главным образом решения о выводе японских войск с ее территории.

Китай на Вашингтонской конференции был представлен только пекинским правительством, поскольку только ему и было направлено официальное приглашение.

  • Южное правительство Сунь Ятсена в Гуанчжоу (Кантоне) не было признано западными державами и поэтому не было приглашено.

Правительство Южного Китая заранее заявило, что не будет считать себя связанным решениями Вашингтонской конференции, каковыми бы они не были.

  • Между тем, дезорганизация в Пекине к моменту созыва конференции достигла такой степени, что проблемой стало даже финансирование поездки китайской делегации.

Она прибыла в Вашингтон без своего официального руководителя (министр иностранных дел Янь Хуэйцин не смог покинуть Пекин), ясной программы действий и достаточных средств.

 

Конференция сразу же вышла за рамки первоначальной повестки дня

Обсуждение вопроса о судьбе японо-британского союза проходило секретно в рамках “большой тройки” США, Великобритании и Японии, а не на пленарных заседаниях.

  • В ходе переговоров американская сторона отклонила идею о создании в АТР тройственного политического союза США, Великобритании и Японии.

Вашингтон опасался, что связанные старым союзным договором Лондон и Токио смогут договориться за спиной США и потом совместно оказывать давление на американскую позицию.

Поэтому американская дипломатия стремилась привлечь к политическому диалогу Францию, ссылаясь на ее интересы в АТР, где имелись обширные французские колониальные владения (Индокитай).

 

Четыре державы США, Япония, Великобритания и Франция подписали договор

Итогом четырехсторонних обсуждений стал договор о политических гарантиях для поддержания того нового международного порядка, который фактически сложился в регионе после Первой мировой войны.

Четыре державы США, Япония, Великобритания и Франция подписали договор сроком на 10 лет о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане (“договор четырех держав”).

 

Державы согласились

  • во-первых, соблюдать статус-кво в отношении имеющихся у них островных владений в Тихом океане;
  • во-вторых, вступать в консультации всяких раз, когда в регионе возникает опасность для их прав и интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих мер каждой из сторон самостоятельно или всеми ими вместе.

Фактически это был региональный пакт стабильности, который создавал политико-правовую основу для будущего Вашингтонского порядка и наметки механизма для его регулирования.

Важнейшим элементом “договора четырех держав” был пункт об отмене военно-политического союза Великобритании и Японии 1911 г.

  • Он рассматривался в США как элемент устаревшей блоковой политики, скомпрометированной Первой мировой войной и провоцирующей недоверие между великими державами.

Решение об отмене союза, принятое под давлением Вашингтона, было неоднозначно воспринято политиками и специалистами в разных странах.

  • Многие полагали, что наличие союза с Японией давало Западу инструмент воздействия на политику Токио и могло помешать превращению Японии в экспансионистскую державу.

Создание многосторонней основы международного регулирования в АТР в принципе создавало более надежную базу для устойчивости региональной подсистемы.

  • Эффективность нового порядка, конечно, зависела и от того, насколько он был способен сопрягаться с практической деятельностью Лиги наций как органа общемирового регулирования.

 

Договор пяти держав

  • США, Великобритании, Японии, Франции и Италии об ограничении морских вооружений

“Договор четырех держав” политически и юридически оформил принцип партнерства великих держав на основе коллективных гарантий.

  • То военно-политические и военно-технические параметры согласованного соотношения сил были зафиксированы в подписанном 6 февраля 1922 г. “договоре пяти держав” – США, Великобритании, Японии, Франции и Италии – об ограничении морских вооружений.

Путь к его заключению открыло согласие Лондона на предложение США отказаться от “стандарта двух держав” (“two powers standard”).

  • В соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своего военно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, взятых вместе.

План, представленный государственным секретарем США Хьюзом, предусматривал установление довольно высокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя для нее была предусмотрена меньшая квота, чем для США и Британии.

  • Новые соотношения военно-морских вооружений были приняты.

“Договор пяти держав” предусматривал, что общий тоннаж линейных судов, который может подлежать замене, не будет превышать для Соединенных Штатов и Британской империи – 525 тыс. т, для Франции и Италии – 175 тыс. т, а для Японии – 315 тыс. т водоизмещения (ст. 4).

  • Кроме того, предусматривалось, что ни одна из держав не будет приобретать или строить линейные суда более 35 тыс. т водоизмещения (ст. 5).
  • На последнем твердо настаивали США, поскольку Панамский канал не мог пропускать боевые корабли большего тоннажа.

Соединенным Штатам было крайне важно иметь возможность свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно.

США, Великобритания и Япония согласились уважать статус-кво и в вопросе береговых укреплений, а также военно-морских баз.

  • Они отказались от дополнительного военного строительства во всех точках региона за исключением ряда оговоренных районов.

Соединенным Штатам было разрешено продолжать строительство укреплений в зоне, прилежащей к их побережью, у берегов Аляски, в районе Панамского канала и Гавайских островов.

  • США отказывались от попыток укреплять Алеутские о-ва, со стороны которых они могли угрожать Японии.

Великобритания сохраняла право заниматься усилением своих позиций в островных владениях, примыкающих к побережью Канады, Австралии с прилежащими к ней территориями и Новой Зеландии.

  • Но отказывалась расширять базы в Гонконге и в островных владениях к востоку от 110 меридиана восточной долготы.

Япония принимала обязательство не наращивать вооружения на Курильских островах, островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.

 

Вашингтонская конференция и вопрос о Китае

Несмотря на сопротивление японской делегации на Вашингтонской конференции был рассмотрен и вопрос о Китае.

  • Китайские делегаты поставили вопрос об упразднении на китайской территории “сфер влияния” иностранных держав и о ликвидации их привилегий.
  • Позиция Китая излагалась в виде “Десяти пунктов”, которые представляли собой расширенный вариант “Вопросов для пересмотра”, не принятых к рассмотрению в Париже.

В них излагались основные принципы отношений великих держав с Китаем – гарантированное уважение сохранения территориальной целостности и политической и административной независимости, отказ от тайной дипломатии, прав экстерриториальности, уважение нейтралитета Китая в будущих войнах в случае его неучастия в них и т.д.

  • Китай в свою очередь давал обязательство не отчуждать и не сдавать в аренду “какую-либо часть своей территории и побережья”.

Соглашался с принципом “открытых дверей” в торговле и промышленности, заявлял о своей заинтересованности в мирном решении международных конфликтов на Дальнем Востоке посредством периодически проводимых международных конференций.

  • США поддержали китайскую делегацию и предложили резолюцию, в которой содержался призыв ко всем государствам пересмотреть свою политику в отношении Китая в сторону самоограничения привилегий для иностранцев и иностранных государств.

6 февраля 1922 г. девять держав – Китай, США, Британская империя, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия – подписали договор о принципах политики в китайском вопросе (“договор девяти держав”).

Стороны обязались уважать суверенитет, административную и территориальную целостность Китая, строить отношения с Китаем на принципах “открытых дверей.

  • Равных возможностей” и согласились не оказывать поддержки действиям своих граждан, направленным на создание сфер влияния или приобретение возможностей для исключительного преобладания в определенных районах китайской территории (ст. 4).

Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует (ст. 6).

Китайская делегация ставила на рассмотрение конференции и другие вопросы – о ликвидации режима капитуляций, предоставлении Китаю тарифной автономии, отмене экстерриториальности.

По этим вопросам успеха китайской делегации добиться не удалось.

  • Вашингтонская конференция. Сочувственно было встречено требование китайской делегации о выводе с территории страны иностранных войск и полиции.
  • По настоянию Японии была принята резолюция о передаче окончательного решения этого вопроса на усмотрение конференции послов в Пекине.
  • Державы так же отказались рассматривать вопрос о возвращении Китаю арендованных у него территорий.
  • Не смог Пекин добиться и отмены возложенных на него обязательств в связи с “двадцати одним требованием” Японии.
  • Вашингтонская конференция. Возражая китайским делегатам по этому вопросу, глава японского правительства Кидзюро Сидэхара сослался на то обстоятельство, что соглашение о принятии “двадцати одного требования” Японии Китаем было подписано в соответствии с законами обеих стран, скреплено печатями и должным образом ратифицировано, что не позволяет сомневаться в его юридической силе.
  • Однако кое в чем Японии все же пришлось уступить.

Япония согласилась передать в руки международного консорциума строительство Южно-Маньчжурской железной дороги и отказаться от исключительных прав направлять советников властям Южной Маньчжурии.

История международных отношений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *