Советская дипломатия в борьбе за нейтрализацию прибалтийских стран
Буржуазия прибалтийских государств оказалась в двойственном положении.
Классовые интересы и зависимость от Антанты толкали её вместе с Деникиным против Советской страны.
Но в тылу усиливалось революционное движение.
В самих буржуазных кругах росло сознание, что, помогая Деникину, буржуазия прибалтийских стран отказывается от борьбы за национальную независимость и теряет господствующее положение в собственных странах.
Это заставляло правительства прибалтийских государств колебаться в своей поддержке наступления белых.
Советская дипломатия широко использовала эти колебания и ещё усилила их своей активной политикой.
31 августа, через 10 дней после декларации Антанты о признании «условной» независимости мелких стран, советское правительство предложило мир Эстонии, подтверждая её безусловную национальную независимость.
И сентября такое же предложение было сделано Латвии, Литве и Финляндии, Эстония, колебавшаяся между Антантой и Советской Россией, предпочла пойти на соглашение: в разгар наступления Деникина, в сентябре 1919 г., в Пскове начались переговоры о мире между Эстонией и РСФСР.
Но реакционеры Антанты заставили Эстонию прервать переговоры.
Началась яростная дипломатическая борьба за привлечение прибалтийских стран на сторону интервентов.
С целью прекратить колебания малых государств и усилить интервенцию Клемансо обратился 10 октября 1919 г. с нотой к правительствам Швеции, Дании, Норвегии, Голландии, Финляндии, Испании, Швейцарии, Мексики, Чили, Аргентины, Колумбии и Венесуэлы.
Франция призывала указанные страны присоединиться к блокаде Советской страны.
Клемансо предлагал им воздерживаться от посылки кораблей в советские порты, запретить банкам совершать операции с большевистской Россией, отказывать своим гражданам в разрешении сноситься с ней по почте, телеграфу и радиотелеграфу.
Нота угрожающе добавляла, что французские и британские суда в Финском заливе будут принуждать менять курс те корабли, бумаги которых выписаны на порты большевистской России.
Такая же нота была послана и Германии с предложением присоединиться к блокаде. Одновременно усилился нажим на правительства прибалтийских государств, От них требовали наступления против большевиков.
Советское правительство приняло свои контрмеры.
Получив сведения о ноте Клемансо, оно сообщило 20 октября 1919 г. Германии, что будет считать не вызванным враждебным актом её присоединение к блокаде и предпримет надлежащие ответные шаги. Такая же нота была послана Швеции, Норвегии, Дании, Голландии и Швейцарии.
Решительное выступление советской дипломатии произвело ожидаемое действие.
Германия не прочь была принять участие в интервенции. Германские генералы не раз предлагали свои услуги Антанте и даже формировали вооружённые части для нападения на Россию»
Но правительство Германии боялось полной изоляции, в случае разрыва с Советской страной: Германия нуждалась в русских рынках.
Получив предупреждение советской дипломатии, Германия ответила Франции, что сомневается в успехе организуемой Антантой блокады: намечаемые меры будут только способствовать росту большевизма.
Другие страны промолчали. В конце концов ни помощь союзников Деникину, ни их блокада не сломили сопротивления Советской страны.
Красная Армия, поддержанная всем народом, перешла в контрнаступление против белых армий.
Советская дипломатия в борьбе за нейтрализацию прибалтийских стран и другие статьи темы Иностранная вооруженная интервенция в Советской России (1918 — 1920 гг.)