Владимир Мономах энергичный политик и дипломат. Владимир Мономах, великий князь киевский, годы правления 1113–1125. Родился 26 мая 1053, умер в 71 год, 19 мая 1125 года. Был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха, отсюда и прозвище князя — Мономах.
Великий князь Владимир Мономах, его законодательные, военные, дипломатические, династические успехи.
В 1113 году, когда Владимиру Мономаху было 60 лет, он стал великим князем киевским.
Великое княжение Владимира Мономаха
Сел Владимир Мономах на киевский трон своего отца и деда не путем заговора, а решением народа.
Смерть великого князя Святополка II вызвала в Киеве восстание против ростовщиков, которым покровительствовал великий князь, быть может, получая за то часть их прибыли.
За купу (заём) ростовщики брали 200–300 %. Должники вынуждены были продавать жен, детей, а потом и себя в уплату долгов. Это коснулось сотен семей. Они потеряли свободу: из людей (так древнерусский кодекс законов «Русская правда» именовал свободных) превращались в закупов (зависимых должников), а еще хуже — в челядь (рабов).
Но в день смерти великого князя Святополка наступила расплата. Ростовщики, многие из которых являлись потомками хазарских купцов-иудеев, переведенных в Киев князем Святославом после разгрома им Хазарии, были перебиты.
Хаос, который царил в Киеве, и опасность перехода ярости бедных людей на бояр и состоятельных горожан заставили последних обратиться к самому авторитетному князю Руси Владимиру Мономаху с призывом сесть на киевский престол 4 мая 1113 года. Владимир принял это предложение.
Никто из князей, даже Олег Черниговский, который был старше Мономаха по родовому счету, не воспротивился такому исходу дела.
Новый закон «Устав о резах» (процентах)
Мономах быстро разрешил проблему должников. Он издал новый закон «Устав о резах» (процентах). Никто не мог брать с закупов (должников) выше 50 % годовых и держать насильно их на своем дворе в работниках, если они просили отпустить их, чтобы найти средства для возвращения долга. Закупы, 3 года проработавшие на кредитора, считались уплатившими долг и резы по нему.
«Устав о резах» стал одной из частей древнерусского законодательства «Русской правды». Известный петербургский историк И.Я.Фроянов справедливо заметил, что «Устав о резах» снизил социальную напряженность в древнерусском обществе (Фроянов И. Я. Древняя Русь IX–XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012. С. 201).
Усиление центральной власти в Киевской Руси
На великое княжение Владимира Мономаха в Киеве (1113 — 1125), а потом и его старшего сына Мстислава (1125 — 1132) приходится период последнего усиления центральной власти в Киевской Руси.
Продолжая линию, которую вёл в свое время его отец Всеволод Ярославич, Владимир Мономах стремился сосредоточить в руках своей семьи наибольшее количество древнерусских столов.
- К 1125 году около трёх четвертей всех волостей Руси значилось за Владимиром и его сыновьями.
- Владимир отдал киевский пригород Белгород своему первенцу Мстиславу (1117).
- В Новгороде утвердил внука — Всеволода Мстиславича (1118).
- Сыновьям Мономаха достались Туров (1113) и Владимир на Волыни, откуда был изгнан Ярослав, сын Святополка II.
- В 1119 г. Владимир Мономах овладел Минском. Попытки ряда князей военным путем противостоять такой политике централизации не увенчались успехом. Ярослав Святополчич пытался отвоевать у Мономаха Волынь в союзе с венграми, поляками и Галицкими Ростиславичами, однако проиграл и погиб в 1123 г.
Династические браки своих детей и внуков
Владимир Мономах активно задействовал династические браки своих детей и внуков для решения внешнеполитических и внутри-русских дел.
- На внучках Мономаха, дочерях его сына Мстислава, были женаты упомянутый выше Ярослав Святополчич и сын Олега Черниговского Всеволод.
- Сын Мономаха от первой жены Гиты — Роман взял в супруги дочь перемышльского князя Володаря Ростиславича (двоюродного брата Владимира Мономаха).
- Сын Мономаха от второго брака — Юрий Долгорукий был женат на дочери половецкого хана Аепы. Таким образом, Владимир Мономах пытался поддерживать мир на русско-половецкой границе не только военными средствами.
- Среди детей, рожденных в первом браке князя Юрия Долгорукого, был знаменитый Андрей Боголюбский (1112 — 1174), для которого впоследствии половцы оказались частыми союзниками в его междоусобиях с другими русскими князьями.
- Дочь Владимира Мономаха Мария была выдана замуж за некого византийца, который выдавал себя за Льва Диогена, погибшего ранее младшего сына императора Романа IV Диогена. Это был уже второй самозванец, принявший имя Льва Диогена. Самозванец вел войну с действующим византийским императором Алексеем I Комнином. В 1116 г. русские войска были посланы на помощь «Льву Диогену», что помогло последнему закрепиться в ряде дунайских городов. Константинополь устранил самозванца 15 августа 1116 г. руками наемных убийц, но Владимир Мономах продолжил войну с Византией за интересы своего внука, сына Марии Владимировны и Лжедиогена — «царевича» Василия (вскоре погиб). Закончилось это последнее в истории военное столкновение Киевской Руси и Византии дипломатическими переговорами и компромиссом.
- В ходе переговоров греки вручили великому киевскому князю богатые дары, включавшие царские регалии (отсюда в русской традиции родилась легенда о «шапке Мономаха»). В 1122 г. внучка Мономаха Евпраксия, дочь его сына Мстислава, вышла замуж за племянника византийского императора.
- Три другие Мстиславны были выданы за иностранных монархов: Малфрид Мстиславна — за короля Норвегии; Евфросинья Мстиславна — за короля Венгрии; Ингеборг Мстиславна — за сына датского принца Кнута Лаварда, короля бодричей (одно из крупнейших племен полабских славян).
Летописные записи
Законодательные, военные, дипломатические и династические начинания великого князя Владимира Мономаха не помешали ему позаботиться о том, каким образом будет сохранена история его эпохи и вообще история Руси. Отдельные летописные записи велись в Новгороде и Киеве еще с конца X в.
При Ярославе Мудром, возможно, был составлен первый систематический летописный свод. Всё это легло в основу «Повести временных лет» (ПВЛ), которую в правление великого князя киевского Святополка II составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор, доведя до 1113 г.
По приказу Владимира Мономаха «Повесть временных лет» дважды редактировалась.
- В 1116 г. игуменом Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестром, политическим сторонником Мономаха. Эта редакция дошла до нас в Лаврентьевской летописи (по имени монаха, переписавшего ее в XV в.).
- Еще раз ПВЛ редактировалась в 1118 г. В данной редакции участвовали сын Мономаха Мстислав и привезенные им с севера ученые новгородские монахи. Эту версию ПВЛ мы знаем по Ипатьевскому списку (название по монастырю, где был впервые обнаружен текст).
Источник: Полководцы Древней Руси. Мстислав Тмутараканский, Владимир Мономах, Мстислав Удатный, Даниил Галицкий. — Копылов Н. А.
Итог деятельности Владимира Мономаха
В мае 1125 года Владимир Мономах тяжело заболел и поехал на место, которое было для него святым, — на берег реки Альты, где когда-то пролилась кровь Святого Бориса и где Мономахом была построена церковь.
Он был очень набожным и чувствительным человеком. По преданию, когда Мономах молился Богу за отечество и за свой народ, он не мог удержаться от слез. В таких молитвах встретил великий князь Владимир Всеволодович Мономах свою кончину.
Почти 13 лет правил Владимир Мономах Русью. «Он хотел быть первым, но не единственным князем российским: покровителем России и главою частных владетелей, а не государем самодержавным», — писал о Мономахе историк Н. М. Карамзин.
Завершился жизненный путь Владимира Мономаха 19 мая 1125 г. Он был погребен в Святой Софии подле захоронения своего отца Всеволода.
Власть в Киеве по завещанию Владимира Мономаха отошла его сыну Мстиславу, который сумел продолжить внешнюю и внутреннюю политику отца и получил прозвище Великий (1125 — 1132).
Итог деятельности Владимира Мономаха огромный: всего он совершил 83 военных похода; заключил 19 мирных договоров с половцами; взял в плен более 100 половецких князей и всех отпустил на волю; казнил более 200 князей.
При Мономахе был построен мост через Днепр. На берегах Клязьмы он основал город с названием Владимир Залесский, окружил его валом и построил там церковь Святого Спаса.
В последние годы правления Мономаха Русь отдыхала от междоусобных войн, богатела торговлей и ремеслами, скотоводством и земледелием, добычей меха, воска, меда, рыбы. Все земли были собраны в единое целое, а внешние неприятели присмирели.
Наставление Владимира Мономаха
В одной из летописей до нас дошло наставление Владимира Мономаха своимдетям. Каждая фраза в нём поучительна, мудра и справедлива. Это поучение может служить примером во все времена.
- Мысль поучения: главное — делать добро в жизни.
- Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния.
- Не забывайте бедных. Не скрывайте богатства в недрах земли.
- Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна.
- Не оставляйте больных, не страшитесь видеть мертвых, ибо мы все умрем.
- Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце.
- Чтите старых людей, как отцов, любите юных, как братьев.
- Бойтесь всякой лжи.
- На войне будьте деятельны, служите примером для воевод.
- Всего же более чтите гостя.
- Любите жён своих, но не давайте им власти над собою.
- Леность — мать пороков: берегитесь её.
Источник: Истомин Сергей Витальевич, Я познаю мир. История русских царей.
Шапка Мономаха
Шапка Мономаха – самый древний памятник в собрании регалий Оружейной палаты. Шапка датируется рубежом ХIII–XIV веков, выполнена из восьми золотых пластин, украшенных филигранью, жемчугом и яркими самоцветами. До сих пор нет единого мнения о том, где она была изготовлена. Форма шапки, а также мотивы филигранного орнамента свидетельствуют о ее восточном происхождении. Среди предполагаемых мест изготовления наиболее вероятны Византия и Средняя Азия.
В духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года впервые назван парадный головной убор – «шапка золотая», который затем упоминается во всех княжеских завещаниях XIV–XV веков, становится неотъемлемой частью имущества московских князей и передается от отца старшему сыну. Принято считать, что именно эта «шапка золотая» и получила название Шапки Мономаха.
Легенда о Шапке Мономаха была создана во второй половине XV века, когда, после падения Византии, Москва стала претендовать на роль нового центра православия. В этой легенде утверждалось, что еще в XII веке киевский князь Владимир Мономах по праву родства получил от византийского императора Константина Мономаха царский венец. От киевских князей он перешел к князьям владимирским, а затем и к московским.
С 1547 года – года венчания первого русского царя Ивана Васильевича (Грозного) – до конца XVII века Шапка Мономаха использовалась при поставлении на престол всех русских государей.
Последний раз ею был венчан на царство царь Иван Алексеевич в 1682 году.
В XVIII и XIX столетиях Шапка Мономаха, вместе с другими старинными регалиями, размещалась в Успенском соборе на особом столе «аналое», принимая участие в императорских коронациях только как реликвия – «главная достопамятность Царского достоинства».