Углубление российско-китайского взаимодействия и создание Шанхай­ской организации сотрудничества (ШОС)

Углубление российско-китайского взаимодействия и создание Шанхай­ской организации сотрудничества (ШОС).

ШОС

Международная организация ШОС была основана 15 июня 2001 года лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.

  • 9 июня 2017 года к ШОС присоединились Индия и Пакистан.
  • 16 сентября 2022 года — Иран.
  • 4 июля 2024 года — Белоруссия.

 

Главными задачами ШОС провозглашены:

  • Укрепление стабильности и безопасности.
  • Борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком.
  • Развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.

 

Углубление российско-китайского взаимодействия — из истории конца 20 века

В апреле 1996 г. в Шанхае было подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия в зоне границы.

Оно было дополнено в 1997 г. подписанием в том же формате в Москве во время очередного российско-китайского саммита многостороннего соглашения России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, в результате которого на протяжении 7,5 тыс. км границ создавалась полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны линии границы.

Согласованные меры не распространяются на зоны Хабаровска и Владивостока. Они не касаются ракетных войск стратегического назначения, дальней авиации, ВМФ и ПВО России, а также пограничных войск.

 

Шанхайский форум

Шло углубление российско-китайского взаимодействия.

На встрече в Шанхае образовался так называемый «Шанхайский форум» – периодически проводимая встреча руководителей пяти стран на высшем уровне для обсуждения проблем пограничного сотрудничества.

Общая цель российско-китайских отношений была сформулирована в Москве в двусторонней Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка (апрель 1997 г.) как установление отношений «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке».

  • Российско-китайские отношения развивались устойчиво.
  • Быстро рос объем двусторонней торговли, в том числе торговли вооружением и технологиями.
  • Российская сторона оказывала КНР содействие в модернизации китайских атомных электростанций и строительстве нового реактора в провинции Ляонин (мощность 1000 МВт).
  • КНР проявляла интерес к привлечению российского персонала и технологии для отработки систем наведения ракет, управления подводными лодками и проведения испытаний ракетного оружия.
  • Приоритетными задачами китайской дипломатии на северном и северо-западном направлении были улучшение отношений с Россией.
  • Создание региональной организации политического, экономического и в перспективе военно-политического сотрудничества в составе КНР, России, малых и средних стран Центральной Азии.

15 июня 2001 г. в Шанхае состоялась встреча на высшем уровне руководителей пяти стран «Шанхайского форума».

  • Встреча в Шанхае была первой, на которой узбекские представители имели статус полноправных участников.

По её итогам была принята декларация, провозгласившая преобразование «форума» в организацию – Шанхайскую организацию сотрудничества.

  • Между участниками «форума» сохранялись разногласия относительно характера и перспектив сотрудничества.
  • Малые и средние страны стремились переключить внимание ШОС на решение экономических вопросов.

 

16 июля 2001 г. в Москве был подписан сроком на 20 лет российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. 

  • Российско-китайские договоренности можно было подразделить на три группы. Первая (ст. 2-7) касалась политических основ сотрудничества.
  • Стороны заявили в отношении друг друга об отказе от использования силы, применения ядерного оружия первыми и взаимного нацеливания стратегических ядерных ракет.
  • Они также провозгласили свою приверженность принципам мирного сосуществования и взаимному уважению права каждой стороны на выбор собственного пути.
  • Отдельно было сказано о взаимной поддержке сторонами позиций каждой из них по вопросам обеспечения государственного единства.

Это означало признание Российской Федерацией позиции КНР в вопросе о Тайване (правительство КНР – единственный законный представитель Китая, а Тайвань – часть Китая).

  • Вторая группа договоренностей (ст. 8-10) касалась проведения между КНР и РФ регулярных консультаций по вопросам обеспечения мира и безопасности и отказа от вхождения в союзы и блоки, наносящие ущерб интересам одной из сторон.

Стороны согласились в случае возникновения угрозы миру вступать в контакт друг с другом в целях ее устранения. 

  • Это впечатление усиливалось при прочтении статей 11 и 12, в которых говорилось о том, что КНР и Россия выступают за соблюдение норм международного права и против попыток силового давления или вмешательства под каким-либо предлогом во внутренние дела суверенных государств.

 

Углубление российско-китайского взаимодействия и новый саммит ШОС

Летом 2002 года в Санкт-Петербурге состоялся новый саммит ШОС, на котором был принят её устав.

  • Одновременно страны-участницы приняли решение о создание на основе коллективных усилий международного антитеррористического центра в Бишкеке (Киргизия).

Подробнее на оф. сайте — rus.sectsco.org

История международных отношений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *