Трактат Цицерона об искусстве речи

Трактат Цицерона об искусстве речи назван «Об изобретении». Цицерон проявил себя как лингвист, переводчик и философ. Выдающийся оратор и успешный юрист.

Трактат Цицерона

  • Цицерон жил в 106–43 годах до нашей эры. Он занимал должности римского сенатора и римского консула.
  • Время Цицерона, это время правления выдающихся римских политиков, таких как Юлий Цезарь, Помпей и Марк Антоний.

Я бы предпочел неразговорчивый здравый смысл болтливой глупости – Марк Туллий Цицерон, – Об Ораторе (55 г. до н. э) 

  • Цицерон считается одним из величайших ораторов Рима.
  • Цицерон ценил свою политическую карьеру как самое важное достижение.

 

Книга 1. Цитаты. Политическая наука и риторика

Марк Туллий Цицерон: Есть определенная политическая наука, которая состоит из многих важных частностей. Очень большая и обширная часть этого — искусственное красноречие, которое люди называют риторикой.

  • Ибо мы не согласны с теми людьми, которые думают, что познание политической науки не нуждается и не связано с красноречием; и, с другой стороны, мы совершенно не согласны с теми, кто думает, что все политические способности заключаются в умении и силе ритора.

По этой причине мы отнесем эту ораторскую способность к такому классу, чтобы утверждать, что она является частью политической науки. Но обязанность этой способности, по-видимому, состоит в том, чтобы говорить так, чтобы убедить людей; цель этого — убедить языком.

 

Вступление и повествование. Цицерон

Вступление — это обращение, приводящее разум слушателя в состояние, подходящее для восприятия остальной части речи. – Цицерон

  • Следующее, о чем, по-видимому, необходимо поговорить, это то, как следует подходить к темам, призванным помочь оратору добиться расположения своих слушателей.

Лучше всего говорить о таком повествовании, которое содержит объяснение обсуждаемой причины.

  • Повествование будет правдоподобным, если в нём видны те черты, которые обычно очевидны в истине.

Правильное расположение предметов, подлежащих упоминанию в аргументе, делает всю речь ясной и понятной.

  • Подтверждение — это то, посредством чего наша речь, продолжающаяся в аргументации, добавляет веру, авторитет и подтверждение.

 

Аргументация

Всякая аргументация, которая может быть выведена из упомянутых нами тем, должна быть либо вероятной, либо неизбежной.

Действительно, если выразить это в нескольких словах, аргументация представляется своего рода изобретением, которое либо показывает то или иное вероятным образом, либо доказывает это неопровержимым образом.

Всякая аргументация, следовательно, должна вестись либо путем индукции, либо путем рассуждения.

Индукция — это такая манера речи, которая посредством фактов, не вызывающих сомнения, вызывает согласие человека, к которому она обращена.

Метод обучения Сократа

  • Был метод обучения, который Сократ широко использовал, потому что сам он предпочитал не приводить никаких аргументов с целью убеждения, а скорее желал, чтобы человек, с которым он спорил, сам формировал свои выводы из аргументов, с помощью которых он спорил. … Он был неизбежно вынужден одобрить по тем основаниям, с которыми он уже согласился.

То предположение, которое содержит истину, очевидную для всех людей, не нуждается в доказательстве.

 

Книга 2

Вещи, которых следует избегать ради самих себя, — это не только те вещи, которые являются противоположностями этих вещей; как праздность относится к мужеству, а несправедливость к справедливости.

Так, например, неуверенность противоположна уверенности и, следовательно, является пороком; дерзость не противоположна уверенности, а близка к ней и родственна ей, и, тем не менее, тоже является пороком.

  • И таким образом будет найден порок, родственный всякой добродетели, и либо уже известный под каким-то особым именем, как дерзость, которая сродни уверенности.
  • И все это, как противоположность добру, мы относим к вещам, которых следует избегать. И уже достаточно было сказано о том классе почетных вещей, которые в каждой его части ищут только сами по себе.

Источник: Трактат Цицерона Об изобретении, – Марк Туллий Цицерон, 85 г. до н.э. (перевод К. Д. Йонга 1853 года)

Карта сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *